Справка
по результатам мониторинга
сформированности
регулятивных учебных действий учащимися 4Вкласса МКОУ СОШ №3 по итогам 2013-2014
учебного года
В
конце 1 полугодия 2013-14 уч.года были проведены тесты на овладение
обучающимися регулятивными учебными действиями в соответствии со следующими
требованиями
Регулятивные
универсальные учебные действия.
|
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на
формирование целевых установок учебной деятельности
|
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их
устранения;
– анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на
настроение человека.
|
. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на
формирование контрольно-оценочной деятельности:
|
осуществлять итоговый
контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,
входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности
(чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения
каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
|
Результаты
приведены в таблице:
Регулятивные
универсальные учебные действия 4 « В » класс 1 полугодие
№
п\п
|
|
Определять цель (проблему) и
план
действий
|
Действовать по плану,
решая
проблему
|
Оценивать
результат
действий
|
Средний
%
ученика
|
|
Ф.
И.
уч-ся
|
Принимать
цель в готовом виде (Н),
Совместно с учителем обнаруживать
учебную проблему (П)
|
Учиться
высказывать свою версию, предположение (Н)
Пытаться предлагать способ её
проверки (П)
|
Проговаривать
последовательность действий (Н)
Планировать последовательность
действий на уроке (П)
|
Работать
по предложенному плану (Н)
Использовать необходимые
средства(учебник, приборы) (П)
|
Группировать
предметы по одному основанию(Н),
по двум основаниям
(П)
|
Учиться
отличать верное решение от неверного(Н)
Определять успешность выполнения своего
задания(П)
|
Делать
выводы о результате, в диалоге признавать свою ошибку(Н)
В диалоге учиться признавать
причины своего успеха или неудачи(П)
|
|
|
|
н
|
п
|
н
|
п
|
н
|
п
|
н
|
п
|
н
|
п
|
н
|
п
|
н
|
п
|
|
1.
1
|
Кочергин
Игорь
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
57,1
%
|
2.
3
|
Огаркова
Александра
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
57,1
%
|
3.
4
|
Гатиева
Мариям
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
71,4
%
|
4.
5
|
Прачева
Виктория
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
85,
6 %
|
5.
6
|
Исраелян
Сергей
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
57,1
%
|
6.
7
|
Агаркова
Дарья
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
7.
8
|
Кобелев
Иван
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
78,5
%
|
8.
9
|
Малыхина
Валерия
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
9.
2
|
Осимов
Игорь
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,6
%
|
10.
26
|
Расулова
Алина
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
11.
10
|
Горский
Андрей
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
12.
11
|
Карагодин
Ангелина
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
13.
13
|
Вальчук
Гергий
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
60
%
|
14.
14
|
Кобзев
Владимир
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
15.
15
|
Суханов
Юрий
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
50
%
|
16.
21
|
Буряк
Дарья
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
17.
18
|
Ельникова
Виктория
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
95,
2 %
|
18.
16
|
Булавин
Иван
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
50
%
|
19.
17
|
Г ладкова
Виктория
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
78,
5 %
|
20.
19
|
Шульга
Диана
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
50
%
|
21.
20
|
Тарарыва
Анна
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
64,
2 %
|
22.
22
|
Кошелев
Никита
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
23.
23
|
Нерсесян
Марина
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
24.
24
|
Нерсесян
Ангелина
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
25.
25
|
Петросян
Эдгар
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
85,
6 %
|
26.
27
|
Остриков
Сергей
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
95,
6 %
|
Средн. % по
классу
|
100%
|
75%
|
39 %
|
61%
|
100%
|
61%
|
100%
|
82%
|
100%
|
64%
|
100%
|
75%
|
28,5%
|
71,4%
|
|
Справка
по результатам мониторинга
сформированности
универсальных учебных действий учащимися1 класса по итогам 1 полугодия 2014-2015
учебного года
Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе школы
выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками
основной образовательной программы.
Функции
универсальных учебных действий
К функциям
универсальных учебных действий относятся:
·
обеспечение
возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение,
ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
·
создание
условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена
поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
·
обеспечение
успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в
любой предметной области.
Овладение
учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных
учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Виды
универсальных учебных действий
Выделяется 4 вида
универсальных учебных действий:
·
личностные
– личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и
нравстенно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое
хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его
результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для
меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
·
познавательные:
общеучебные
учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти
информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать
полученные знания
логические
учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания,
устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
постановка
и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
·
коммуникативные
– умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с
различными группами людей
·
регулятивные
– целеполагание, планирование, корректировка плана
С
целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий
учащимися 1 класса в декабре 2014 года была проведена контрольная
диагностика.
В
обследовании приняли участие 28 (100%) учащихся 1в класса.
Методы
исследования:
-
Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем» (по
Колмогоровой Л. С.).
Цели:
выявление:
·
внутреннего
благополучия,
·
представлений
о себе во временной перспективе,
·
самоотношения,
самоценности,
·
наличия
трудностей в контакте с окружающими,
·
внутреннего
равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта,
·
адекватной
возрастной и половой идентификации.
-
Методика «Палочки и черточки» (Ульенкова У. В.).
Цель:
определение уровня сформированностисаморугуляции в интеллектуальной
деятельности.
Оцениваемые
УУД:
·
логические;
·
регулятивные
УУД планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную
цель) и контроля.
-
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление
уровня развития операции логического мышления – выделение существенных
признаков.
Оцениваемые
УУД:
логические.
-
Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже).
Оцениваемые
УУД:
коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).
Анализ
полученных данных
Методика
«Проективный рисунок»
|
3в
|
Самоценность
|
Адекватная
|
92
%
|
Низкая
|
8
%
|
Контакты
|
Легкость
в установлении контактов
|
80
%
|
Трудность
в установлении контактов
|
20
%
|
Комфорт
|
Высокая
тревожность
|
19
%
|
Умеренная
тревожность
|
81
%
|
Половая
идентификация
|
Адекватная
идентификация
|
96
%
|
Неадекватная
идентификация
|
4
%
|
Возрастная
идентификация
|
Адекватная
идентификация
|
93
%
|
Неадекватная
идентификация
|
7
%
|
Методика
«Выделение существенных признаков»
Методика
«Палочки и черточки»
Методика
«Братья и сестры»
Результаты проведения диагностических
процедур
Класс
|
Личностные УУД
(кол-во учащихся / %)
|
Коммуникативные УУД
(кол-во учащихся / %)
|
Познавательные УУД
(кол-во учащихся / %)
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
1 «В»
28 учеников
|
1
(4%)
|
11
(39%)
|
16
(57%)
|
-
|
8
(23%)
|
20
(77%)
|
2
(7%)
|
18
(64%)
|
8
(29%)
|
Как показывают результаты, наиболее сформированными на
момент поступления в школу являются коммуникативные УУД – действия по
согласованию усилий в процессе организации и осуществления деятельности:
·
высокий
уровень развития – 16 учащихся, что составляет 57%;
·
средний
уровень развития – 11 учащихся (39%);
·
низкий
уровень развития – 1ученик (4%).
Учащиеся умеют договариваться, вступать в диалог с
партнером по работе. Большая часть учащихся оказывают помощь напарнику при
выполнении заданий.
Оценка сформированности познавательных УУД:
·
высокий
уровень развития – 8 учащихся (29%);
·
средний
уровень развития – 18 учащихся 64%);
·
низкий
уровень развития –7% учащихся (2 ученика).
79% учащихся выделяют форму, размер, цвет предмета.
У 21% возникают трудности при определении форм и
размеров фигур.
Более 85% учащихся успешно справились с задание на
установлении последовательности предметов.
С заданиями на установление аналогий на предметном
материале, с классификацией и обобщением предметов 56% учащихся справились
успешно, у 15% возникли трудности при выполнении, а 29% детей не справились с
заданием полностью.
Объектом оценивания сформированности личностных
УУД является мотивация учебной деятельности.
·
Высокий
уровень – 16 учащихся (57%), что свидетельствует о высокой учебной активности и
наличие познавательных мотивов обучения.
·
Средний
уровень – 11 учащихся (39%), который характеризуется большей направленностью
на внешние школьные атрибуты – детям нравится учиться, но желание учиться
заменяется установкой «надо учиться, я должен учиться».
·
Низкий
уровень развития – 1 учащийся (4%). У таких детей ведущая деятельность –
игровая.
Вывод:
Результаты проведенных диагностических процедур
отражают высокий уровень психологической готовности младших школьников к
обучению:
·
У
большинства учащихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и
принятием необходимости учебной деятельности;
·
Практически
у всех учащихся (95%) сформированы коммуникативные умения, что является
необходимым фактором при классно-урочном обучении;
·
Познавательные
умения так же сформированы у большинства учащихся (94%), что свидетельствует о
высокой заинтересованности учащихся к процессу познавания нового, а значит
способствует качественному усвоению программного материала.
Выводы:
Полученные
данные свидетельствуют том, что работа, направленная на формирование УУД, дает
положительные результаты.
Результаты входной диагностики показали, что на высоком и среднем уровне УУД
сформированы у 81 % учащихся, а результаты контрольной диагностики показали,
что у 95 % УУД сформированы на высоком и среднем уровне. Данная группа
учащихся не испытывает трудностей в усвоении материала: учащиеся могут
планировать свою деятельность и контролировать свои действия, совершать
действия по образцу, сохраняя заданную цель. Имеют адекватную самооценку,
умеренный уровень тревожности, легко устанавливают контакты с окружающими.
17
% учащихся испытывают трудности в усвоении учебного материала. У учащихся
занижена самооценка, высокий уровень беспокойства, наблюдаются трудности в
установлении контактов, что может оказывать неблагоприятное воздействие на
усвоение учебного материала.
Рекомендации
учителям
·
В
организации учебного процесса и осуществлении индивидуального подхода учитывать
уровень развития УУД обучающихся.
·
Обратить
особое внимание на учащихся с низким развитием УУД.
·
Во
время уроков и во внеурочной деятельности использовать занятия и упражнения,
способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков,
снижению тревожности, развитию мыслительных операций.
Рекомендации
родителям:
·
Постарайтесь
создать условия, облегчающие учебу ребенка:
·
бытовые - хорошее
питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и
удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте веру в возможности
ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям,
высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае
неудачи;
·
культурные-обеспечьте
ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной
программе, дисками.
·
Поддерживайте
самостоятельность вашего ребенка при приготовлении домашних заданий,
творческих работ, в том числе с использованием компьютера. Помогайте ребенку,
но не выполняйте задания за него!
·
Развивайте
вашего ребенка в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях,
кружках. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи
рекомендуют не боле 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.
·
Постоянно
общайтесь с ребенком: читайте книги, внимательно выслушивайте и регулярно
разговаривайте с ним; поддерживайте его интерес к познанию и исследованию
и сами служите примером во всем.
·
Помните,
что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже
если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и
объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. Создайте
традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.
Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
Заместитель
директора по УВР Н.А.Бардацкая
Педагог-психолог
О.А.Петеляк
Учитель
Г.В.Бондаренко
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.