Главная / Школьному психологу / «Способы анализа и оценки качества результатов исследовательской деятельности школьным психологом»

«Способы анализа и оценки качества результатов исследовательской деятельности школьным психологом»


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)





Кафедра общей

и педагогической психологии


Практико-значимый проект на тему:

«Способы анализа и оценки

качества результатов исследовательской деятельности школьным психологом»





выполнила слушатель

кафедрального инвариантного модуля

«Актуальные направления психодиагностики

в работе педагога-психолога»


педагог-психолог

МОУ СОШ №10 г. Дмитрова

Коныжева Л.В.



Руководитель: к.психол.н. Кирсанова В.Г.



Москва 2011

Содержание.



  1. Введение ……………………………………………3

  2. Основная часть ……………………………………. 5

  3. Заключение ………………………………………… 16

  4. Литература …………………………………………. 18

Приложения …………………………………………… 20
































Введение.


Актуальность проекта.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

С другой стороны, педагогический проект руководителя исследовательской работы направлен на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

Роль личности педагога в формировании исследовательских умений школьников огромна. Как утверждает В.С.Юркевич, автор книги «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность», надо ввести допуск учителей к руководству исследовательской работой школьников, поскольку при педагогических ошибках в таком руководстве (например, когда исследование навязывается неподготовленному ребенку) высока вероятность вреда для его личностного развития. Такими последствиями может быть или отвращение к любой творческой деятельности, или приучение ребенка выдавать фикцию за дело (списывание из книг или Интернета, представление работы взрослых, как своей).

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.

Оценка качества результатов исследовательской деятельности представляет собой отдельную проблему, поскольку логика тестирования и контроля здесь неоправданна. Необходимо ответить на вопрос: как оценить качества полученного образования при проведении исследования конкретным ребенком, развитие его субъектной позиции, становление разнообразных личностных качеств. Эти характеристики не имеют однозначной структуры и методик оценки их развития.

Таким образом, основная цель данного проекта состоит в попытке разработать и применить методику изучения и оценки качества результатов исследовательской деятельности. В соответствии с целью предполагается, что использование данной методики позволит прослеживать эффективность исследовательской работы в школе, как со стороны детей, выполняющих исследования, так и со стороны педагогов, руководящих ими.




















Основная часть.


Исследовательская деятельность представляется как высшая форма развития «исследовательской активности», когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий. Единицей анализа и критерием становления исследовательской деятельности выступает становление субъектности будущего исследователя. Субъектность в данном контексте предстает в двух взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга планах проявления исследовательской активности: а) в форме конкретных исследовательских действий (умений, навыков), например, ориентировки, проблематизации, сбора эмпирического материала и т.п.; б) в форме способности осуществлять произвольную регуляцию (контроль и коррекцию) правильного осуществления указанных исследовательских действий.

Уточним, что существуют две основные группы предпосылок, обеспечивающие успешное развитие исследовательской деятельности детей: внутренние (связанные с собственно личностью ребенка) и внешние (связанные со средой, в которой он формируется).

Ребенок приходит в школу из семьи и детского сада. И, в общем-то, среда в дошкольном возрасте уже сформировала, вернее, развила либо не развила имеющиеся у каждого ребенка склонности к исследованию, познанию. Понятно, что фразы типа «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Не лезь вперед батьки в пекло», «Не задавай глупых вопросов», «Ты еще маленький», «Подслушивать и подсматривать нельзя» формируют личностную установку на избегание и пресечение исследовательского поведения и любознательности.

Школа представляет требования общества и зачастую пропагандирует негативные его тенденции. Например, ярко проявляющаяся в современном российском обществе актуализация воспитания конкурентоспособной личности, когда стимулируется стремление к ранним достижениям, победам, при этом на первое место выходит результат в конкурсе, а не процесс развития личности.

Если акцент перемещается с процесса на результат, то это чревато тем, что для ребенка исследование может превратиться в «вагон», прицепленный к какому-нибудь основному процессу. Этот вагон хочется поскорее разгрузить, то есть отделаться от задания. Но исследовательская позиция – это свобода во всем, она не терпит планов, сроков, норм по количеству и темам и тому подобное.

Занятия исследовательской деятельностью с детьми предъявляют особые требования к педагогу. Например, у учителя должна быть позитивная «Я-концепция», он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития, быть способным перейти на субъект-субъектные отношения и использовать личностную позицию в общении, быть исследователем по своей сути. Психологам известно, что доминирующей должна быть внутренняя познавательная мотивация, а внешняя является блокатором исследовательской деятельности. Важным также является владение педагогом теоретическими аспектами проведения учебного исследования. Например, нередко понятие «исследование» и «проект» смешивают, а это не одно и то же. Исследование – это бескорыстный поиск истины, исследователь не знает, к чему приведет работа и какие результаты получатся. Проектировщик же точно знает, к чему он должен прийти, его задачи, как правило, прикладные. Например, создать модель, разработать схему.

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения.

В соответствии со структурой содержания исследовательской деятельности такими характеристиками могут быть: способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями; способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, а также имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации. Все перечисленные способности можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности – способности быть субъектом собственной деятельности и жизнедеятельности. И кому, как не школьному психологу, заниматься изучением личностного развития учащихся в рамках исследовательской деятельности.

Анализ литературы по вопросу исследовательской деятельности школьников позволил мне выделить 10 критериев для диагностики степени развития субъектности учащихся, отражающей динамику личностного развития в процессе исследовательской деятельности. Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения считается экспертный путь оценки. Он и был выбран в качестве диагностического метода исследования в данном проекте.

Критерии оценки были выбраны следующие:

  1. Интерес к теме исследования и к исследовательской деятельности вообще.

  2. Способность формулировать цели и задачи исследования.

  3. Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию.

  4. Способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования.

  5. Способность видеть проблему выбирать пути ее решения.

  6. Креативность, творческий подход, нестандартные пути, ход мысли.

  7. Умение оценить имеющиеся и недостающие данные.

  8. Умение оценить результат, сделать выводы.

  9. Умение грамотно представить работу.

  10. Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы.

В качестве экспертов выступали педагоги, занимающиеся исследовательской работой с детьми. Инструкция для эксперта была следующая: «Оцените по 10-балльной шкале степень развитости у учащихся, выполняющих исследовательские работы под Вашим руководством, перечисленных ниже навыков и личностных качеств на начало и конец учебного года».

В исследовании принимали участие 17 педагогов гимназии; количество учащихся – 95 человек. Сравнительные результаты представлены в диаграмме в Приложении 1. В Приложении 2 представлен бланк, предлагавшийся для заполнения экспертами.

Анализ результатов экспертной оценки показывает, что на начало учебного года ниже всего оценивался такой параметр, как «умение оценить имеющиеся и недостающие данные», а также «способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования» и «способность видеть проблему выбирать пути ее решения». Выше всего оценивался «интерес к теме исследования и к исследовательской деятельности вообще». В конце года все параметры равномерно подросли, и положение дел не изменилось. Наиболее существенный рост оказался по параметрам «способность формулировать цели и задачи исследования», «способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования», «умение оценить результат, сделать выводы» и «умение грамотно представить работу».

Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда педагоги, руководящие ученическими исследованиями, создают учащимся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

Для изучения ситуации в нашей школе я разработала анкеты для учителей и учащихся, результаты которой представлены ниже. Бланки анкет в Приложениях 3 и 4.

В анкетировании принимали участие 87 детей 6 – 9 классов и 28 учителей.

В учительской анкете было 6 вопросов.

  1. Легко ли Вам руководить исследовательскими работами учащихся?

  • да – 15%

  • зависит от того, какой ребенок - 56%

  • нет, так как много других дел – 33%

В дополнительных комментариях: «исследование требует много времени учителя», «не нужно 100% охвата».

  1. Каковы мотивы вашего согласия руководить исследовательскими работами детей?

  • собственный интерес – 52%

  • желание, интерес ребенка – 19%

  • обязанности, необходимость -22%

  • развить детей – 11%

А также: «Любовь к предмету и детям», «материальная заинтересованность», «повысить интерес детей к предмету».

Из результатов видно, что 50% учителей руководствуются собственными, часто именно внутренними мотивами.

  1. Какое поощрение Вы хотели бы иметь за этот непростой вид работы?

  • Материальное – 70%

  • Отгул – 7%

  • Успехи, интерес учеников – 7%

А также: «Благодарность детей, диплом о руководстве работой»

Сложным этот вопрос оказался для 19%. Видимо, учителям трудно самим оценить свою работу в этом направлении.

  1. Какое на Ваш взгляд основное значение имеет исследовательская деятельность для развития личности школьника?

Здесь мы видим абсолютно грамотные ответы, и самое главное, что появляется и ответ «стремление к познанию».

  • Умение работать с информацией, материалом – 41%

  • Новые знания – 26%

  • Раскрытие потенциала – 19%

  • Навыки самопрезентации – 19%

  • Самостоятельность – 15%

  • Устойчивый интерес к предмету – 11%

  • Профориентационный выбор, выбор места в жизни – 7%

  • Формирует стремление к познанию – 7%

  1. А для учителя?

И здесь все правильно, особенно радует ответ «диалогическое, субъект-субъектное общение»

  • Рост профессионального мастерства – 26%

  • Собственные знания – 15%

  • Личное творческое развитие- 15%

  • Возможность раскрыть ребенка – 7%

  • Дополнительная нагрузка – 19%

«Повышение самооценки от успеха ученика», «чувство необходимости своего труда», «возможность увидеть ребенка во внеучебной деятельности», «диалогическое общение».

  1. Оцените по 5-балльной системе, насколько Вы обладаете следующими качествами и ЗУН?

Качества и ЗУН

Ср. оценка

представлением о методологических основах экспериментальной деятельности

3,7

умением спланировать исследование

4,1

умением провести исследование, организовать ученика или группу

3,9

стремлением преодолевать трудности

4,3

способностью к адекватной самооценке, самоанализу

4,4

внутренней мотивацией к исследовательской деятельности

3,9

интересом к собственному предмету и смежным дисциплинам

4,6


Таким образом, можно отметить достаточно благоприятную обстановку в стане учителей, руководящих исследовательской деятельностью школьников, и взять на вооружение некоторые их замечания и пожелания, обратив внимание на необходимость теоретической подготовки педагогов.

В анкету, разработанную для детей, было включено 9 вопросов. Последний из них перекликается с вопросом №4 анкеты для учителей.

Ответ на вопрос №1 можно представить в виде таблицы, в которой выбираемые детьми предметы проставлены по степени уменьшения частоты выбора.

1. В какой области знаний (по какому предмету) тебе интереснее делать исследовательскую работу, проект, реферат?

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

История

Биология

Математика

Информатика

Физика

География

Соц.проект

Литература

Русский язык

Английский язык

Православие

Химия

Физкультура

Немецкий язык

Физика

История

Алгебра

Геометрия

Химия

Биология

Английский

МХК

ИЗО

Экология

История

Физика

Точные науки

Психология

Экономика

Информатика

Химия

Право

Литература

Космонавтика

Биология

История

Физика

Химия

Экономика

Информатика

Обществознание

Биология

алгебра

Физкультура

Русский язык

Литература

МХК

Космонавтика

Социология

География


Из ответов детей мы увидели, что спектр дисциплин, их интересующих, широк, причем, нужно отметить, что анкета проводилась в профильных математических классах, а интерес к наукам гуманитарного профиля не меньше, чем к точным.

2. Как лично у тебя рождается идея проекта?

    • Учитель предлагает тему - 39%

    • Родители предлагают тему – 18%

    • Что-то похожее было у одноклассников – 0%

    • Что-то подобное слышал на конференциях – 3%

Другие варианты ответов: «Своя тема, своя идея» - 45%, «путешествия», «ТВ», «книги», «урок», «увидел, услышал что-то, но не до конца понял».

В ответах на второй вопрос видно, что 45% руководствуются в выборе темы собственной идеей, интересами, 39% выбирают тему, которую предлагает учитель.

3. Хотел бы ты, чтобы в твоей работе было настоящее исследование?

    • да, это интересно – 70%

    • нет, это хлопотно – 2%

    • возможно – 28%

4. В чьей помощи ты нуждаешься, чтобы провести настоящее исследование, эксперимент, сделать проект?

    • Помощь родителей – 41% (от 68% в 6 классе до 13% в 9 классе)

    • Помощь учителя-предметника – 73% (80% - в 6 классе, 70% - в 7 классе, 55% - в 8 классе и 86% - в 9 классе)

    • Просто не знаю, как это делается – 1%

Другие ответы: «книги», «интернет», «помощь одноклассников», «профессионалы в этой области».

В 4 вопросе мы видим, как падает необходимость в помощи родителей от 6 к 9 классу и как сначала падает, а потом резко возрастает необходимость в помощи учителя-предметника или специалиста к 9 классу. Скорее всего, это связано с переходом на новую ступеньку в отношении к такого рода работе.

5. Откуда ты знаешь, как оформлять и представлять исследовательскую работу?

  • Объяснил учитель – 76%

  • Объяснили родители – 6%

  • Посмотрел на сайте школы – 9%

  • Прочитал методичку – 3%

  • Видел на конференциях и в других работах – 6%

6. Легко ли тебе защищать свою работу на конференции?

    • Да – 44%

    • Нет, волнительно – 24%

    • Не очень, средне, когда как – 32%

  1. Основная причина, по которой ты выполняешь исследовательскую работу? Почему, зачем ты это делаешь?

    • Интерес к теме – 52%

    • Требует школа – 46%

    • Желание больше узнать – 14%

    • Перспектива, профессия, портфолио – 15%

При анализе ответов на 7 вопрос анкеты было видно четко 3 группы: те, которым интересно просто, те, которых обязуют это делать, и те, которых сначала обязуют, но потом им становится интересно, причем, последняя группа самая большая.

  1. Сколько работ ты мог бы выполнить в следующем году на достойном уровне?

    • Одну – 53%

    • 1 – 2 – 24%

    • 2 – 3 – 8%

    • Много – 2% (6 класс)

    • Не знаю – 11%

И в 8 вопросе видно, что большинство детей объективно оценивают свои возможности, считая, что на хорошем уровне можно выполнить одну работу за учебный год, ну максимум две (около 80% детей).

И, наконец, ответы на 9 вопрос «Какое значение лично для тебя имеет итог работы над проектом и участие в конференциях в этом году?» показывают, что итог «сделать работу сильнее» (настрой на будущий год) значительно обгоняет итог «похвала родителей» и «не сдаю переводные экзамены», и что варианты, выбранные детьми, схожи с основными, которые выдвинули учителя: «Новые знания», «навыки самопрезентации и публичного выступления», «интерес к предмету». Только учителя совсем не отметили того, что у детей еще появляется желание сделать работу сильнее, победить, быть лучше кого-то, занять место в классе.

  • Теперь хочется сделать работу в следующем году сильнее – 56%

  • Приобрел навыки выступать публично, перед аудиторией – 55%

  • Удовлетворил свой интерес к данной проблеме – 48%

  • Хочу в следующем году победить, быть лучше кого-то – 32%

  • Наоборот этот предмет стал мне еще более интересен – 30%

  • Получил хорошую оценку по предмету и уважение учителя – 25%

  • В результате победы не сдаю переводные экзамены – 23%

  • Родители похвалили – 20,5%

  • Получил навыки работы с компьютером – 12,5%

  • Повысился статус в классе – 7%

Другие встречающиеся ответы: «приятно», «ничего», «отчитался», «поняла, что все нужно делать вовремя».




Заключение.

Исходя из теоретической части проекта, основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение, можно сформулировать следующим образом:

  1. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом, как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общего навыка исследователя, в основе которого лежит способность строить достоверные представления об окружающем мире. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения.

  2. Создание познавательной базы исследовательского навыка – представлений об общей систематике знаний человечества.

  3. Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности, или способности строить себя как субъекта собственной деятельности.

  4. Возможность введения ребенка в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества – освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.

Разработанные и апробированные в данном проекте методики изучения качества результатов исследовательской деятельности могут быть использованы в работе школьного психолога, занимающегося данной проблемой. Результаты экспертной оценки могут быть использованы для изучения динамики в формировании личностных качеств, определяющих становление субъектности будущего исследователя. Кроме того, на основе этих результатов может быть выстроен курс по обучению навыкам исследовательской деятельности как таковой, и оформления работы в том числе.

Используя материалы анкеты, можно, например, отследить возрастные различия в отношении к исследовательской деятельности, выработать общую политику деятельности школы в этом направлении, помочь педагогам, испытывающим трудности руководства исследовательскими проектами и т.д.

По итогам анкетирования в нашей школе можно сделать вывод, что в целом, стремление к исследовательской деятельности у детей выражено достаточно ярко. Значимость роли педагога в исследовательской деятельности высока и дети всех возрастов это отмечают. Большую часть информации учащиеся получают в школе, и, при учете мнений учителей и детей, количество исследовательской деятельности может и должно перейти в качество.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев, в том числе и исследовательской деятельности в образовательном пространстве школы.








Литература

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 64-68.

  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 24-33.

  3. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001.

  4. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с. 18-23.

  5. Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся. В сб. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с. 8-17.

  6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.48-63; // Школьные технологии. 2001. №5. С. 26-35.

  7. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.

  8. Савенков А.И. Интеллектуальная одаренность и исследовательское поведение // Одаренный ребенок. 2003. №6. С. 16-21.

  9. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. №2. С. 6-18.

  10. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве (материалы конференции). М., Народное образование, 2005.

  11. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.

  12. Юркевич В.С., Хромова Т.В. О новом методе работы с одаренными детьми // Начальная школа. 2000. № 3. C. 47-50.





































Приложение 1. Сравнительные результаты экспертной оценки.

hello_html_33c0f532.gif


Приложение 2. Бланк для экспертной оценки.

Инструкция для эксперта: Оцените по 10-балльной шкале степень развитости у учащихся, выполняющих исследовательские работы под Вашим руководством, перечисленных ниже навыков и личностных качеств на начало и конец учебного года.

Ф.И.О. эксперта_____________________________________________________________________________________________________


Параметры оценки

Фамилия, имя учащегося, класс.





















Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

Начало уч.года

Конец уч. года

  1. Интерес к теме исследования и к исследовательской деятельности вообще









































  1. Способность формулировать цели и задачи исследования









































  1. Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию









































  1. Способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования









































  1. Способность видеть проблему выбирать пути ее решения.









































  1. Креативность, творческий подход, нестандартные пути, ход мысли.









































  1. Умение оценить имеющиеся и недостающие данные.









































  1. Умение оценить результат, сделать выводы.









































  1. Умение грамотно представить работу.









































  1. Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы









































Сумма баллов









































Приложение 3. Анкета для учащихся.

Фамилия, имя ________________________________________класс _______________

  1. В какой области знаний (по какому предмету) тебе интереснее делать исследовательскую работу, проект, реферат?

_____________________________________________________________________________

  1. Как лично у тебя рождается идея проекта?

  • Учитель предлагает тему

  • Родители предлагают тему

  • Что-то похожее было у одноклассников

  • Что-то подобное слышал на конференциях

  • Что-то еще (напиши сам) ________________________________________

  1. Хотел бы ты, чтобы в твоей работе было настоящее исследование?

  • да, это интересно

  • нет, это хлопотно

  • возможно

  1. В чьей помощи ты нуждаешься, чтобы провести настоящее исследование, эксперимент, сделать проект?

  • Помощь родителей

  • Помощь учителя-предметника

  • Просто не знаю, как это делается

  • Что-то еще (напиши сам) _______________________________________________

  1. Откуда ты знаешь, как оформлять и представлять исследовательскую работу?

_________________________________________________________________________

  1. Легко ли тебе защищать свою работу на конференции?

__________________________________________________________________________

  1. Какова основная причина, по которой ты выполняешь исследовательскую работу? Почему, зачем ты это делаешь?

__________________________________________________________________________

  1. Какое значение лично для тебя имеет итог работы над проектом и участие в конференциях в этом году?

  • Приобрел навыки выступать публично, перед аудиторией

  • Получил навыки работы с компьютером

  • Теперь хочется сделать работу в следующем году сильнее

  • Хочу в следующем году победить, быть лучше кого-то

  • В результате победы не сдаю переводные экзамены

  • Получил хорошую оценку по предмету и уважение учителя

  • Удовлетворил свой интерес к данной проблеме

  • Наоборот этот предмет стал мне еще более интересен

  • Родители похвалили

  • Повысился статус в классе

  • Что-то еще (напиши сам) ___________________________________________

Сколько работ ты мог бы выполнить в следующем году на достойном уровне? _______________________________






Приложение 4. Анкета для учителя.


Фамилия, имя, отчество ____________________________________________


  1. Легко ли Вам руководить исследовательскими работами учащихся?

    • да

    • зависит от того, какой ребенок

    • нет, так как много других дел

    • что-то еще (напишите сами) _________________________________________


  1. Каковы мотивы вашего согласия руководить исследовательскими работами детей?

__________________________________________________________________________

  1. Какое поощрение Вы хотели бы иметь за этот непростой вид работы?

_________________________________________________________________________

  1. Какое на Ваш взгляд основное значение имеет исследовательская деятельность для развития личности школьника?

__________________________________________________________________________

  1. А для учителя?

__________________________________________________________________________

  1. Оцените по 5-балльной системе, насколько Вы обладаете следующими качествами и ЗУН?

представлением о методологических основах экспериментальной деятельностью

1 2 3 4 5

умением спланировать исследование


1 2 3 4 5

умением провести исследование, организовать ученика или группу

1 2 3 4 5

стремлением преодолевать трудности


1 2 3 4 5

способностью к адекватной самооценке, самоанализу


1 2 3 4 5

внутренней мотивацией к исследовательской деятельности


1 2 3 4 5

интересом к собственному предмету и смежным дисциплинам


1 2 3 4 5









«Способы анализа и оценки качества результатов исследовательской деятельности школьным психологом»
  • Школьному психологу
Описание:

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

 

С другой стороны, педагогический проект руководителя исследовательской работы направлен на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

 Основная цель данного проекта состоит в попытке разработать и применить методику изучения и оценки качества результатов исследовательской деятельности. В соответствии с целью предполагается, что использование данной методики позволит прослеживать эффективность исследовательской работы в школе, как со стороны  детей, выполняющих исследования, так и со стороны педагогов, руководящих ими

Автор Коныжева Лариса Вячеславовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 858
Номер материала 53543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓