Применение модульной технологии на уроках
русского языка
«Знания,
даваемые насильно, душат разум».
Анатоль
Франс
В настоящее время развитие
среднего профессионального образования направлено на внедрение новых
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Существенным
различием является то, что новый ФГОС ориентирует на достижение конечного
результата образования - компетенции необходимые для будущих специалистов определяются
непосредственно работодателем. Современное общество заинтересовано в том, чтобы
его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения,
быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя
заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный
процесс, причём это должна быть активная деятельность каждого
обучающегося, предполагающая:
- осознание им где,
каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
- умение работать в
сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом
коммуникативные навыки;
- умение находить
необходимую информацию.
Для достижения
результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и
активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями,
интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством
преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и
методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную
творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на
практике.
Большую
сложность в работе вызывает то, что абитуриенты, имеют разную степень
подготовки по дисциплинам общеобразовательного цикла, т.к. обучались по разным
программам в общеобразовательных учреждениях, что значительно снижает темп
проведения занятий по традиционной форме обучения. Большой процент поступающих
с ослабленным здоровьем, часто – длительно болеющих.
Вследствие
этого возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели)
образования: студент – предметно-информационная среда – преподаватель. Решением
этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких,
как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная,
исследовательская, модульная.
Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в
сотрудничестве.
По моему мнению, модульная
технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции ФГС
нового поколения.
Модуль — целевой
функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной
деятельности по овладению этим содержанием.
Термин «модуль» в
литературе трактуется как логически завершенная часть содержательной учебной
информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний,
умений и навыков обучающихся. Основным средством модульного обучения, является законченный
блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое
руководство для достижения поставленных дидактических порций учебного материала
с целевой программой действий целей (Г.В. Лаврентьев).
В модуле четко определяются цели обучения, конкретные задачи,
знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих
целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов
технологии модульного обучения: квантование (сжатие информации); проблемность;
модульность; паритетность. Все вышеназванные принципы обусловлены теорией
фундаментальных систем (П.К. Анохин, Э. Фейгенбаум, И.М. Таланчук и др.),
являющихся методологической основой технологии модульного обучения.
Следовательно, это программа
обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню
самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.
Модульный урок дает
возможность учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу,
оценивать работу свою и своего товарища. Что способствует комфортному усвоению
материала на уроке, сплочению коллектива. Ведь часто бывает и так, что учащийся
испытывая затруднения при выполнении заданий просто стесняется задать вопрос,
боясь привлечь внимание сверстников. Необходимо отметить еще и тот факт, что
студенты, обучающиеся на I курсе, проходят сложный этап в жизни -
адаптацию, в этих условиях является необходимым создать благоприятные -
комфортные условия для успешного прохождения данного периода.
Отличие модульной системы от других
дидактических систем:
1. содержание обучения представлено в
законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель
формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем
изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
2. модули позволяют перевести
обучение на субъект - субъектную основу;
3. студенты большую часть времени
работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и
оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
4. наличие модулей позволяет
преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя
консультирование.
Основными мотивами
внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
- гарантированное
достижения результатов обучения;
- паритетное
отношение преподавателя и учащихся;
- возможность работы
в парах, в группах;
- возможность общения
с товарищами;
- возможность выбора
уровня обучения;
- возможность работы
в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление
конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в
процессе освоения учебного содержания.
В зависимости от
объема учебного материала в модульном обучении выделяют:
Возможности модульной
технологии огромны, благодаря именно этой технологии центральное место в
системе «преподаватель-студент» занимает учащийся, а преподаватель управляет
его учением — мотивирует, организует. В структуру каждого модуля входят:
наименование темы; учебные вопросы и их нормативная трудоемкость; цели занятия;
методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля;
используемые учебные и справочные материалы; система заданий и тестов для
самопроверки, а также ссылки на начальные ответы, чтобы обучающийся мог
проверить работу и управлять своей учебной деятельностью; система заданий и
тестов для итогового контроля; глоссарий; список литературы по данному разделу,
включенному в модуль. Изучение содержания модуля осуществляется по модульным
единицам.
Модульная технология предполагает деление урока на несколько учебных
элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися задачи и даёт
алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно
самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.
Анализируя
собственную педагогическую деятельность, я пришла к пониманию того, что
процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при внедрении
элементов модульной технологии обеспечивает глубину и прочность усвоения знаний
за счет раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм
материализации новых знаний.
В
выборе технологии модульного обучения привлекательным для меня
стало и то, что данная технология базируется на
деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию
развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать
весь арсенал методов и форм обучения, т.к. является интегративной технологией.
Одним из важных условий перехода
на модульное обучение считаю уровень готовности учащихся к самостоятельной
учебно-познавательной деятельности. Не во всех группах одинаково эффективно
проходят модульные уроки. Некоторые учащиеся не успевают выполнить
все задания из-за того, что не умеют самостоятельно работать или имеют слишком
низкий темп. Поэтому, в своей работе использую не систему блочно-модульной
технологии, а элементы модульной технологии при изучении отдельных тем учебной
дисциплины курса, формируя тем самым навыки самостоятельной работы.
При внедрении в
обучение элементов модульной технологии необходимым становится то, чтобы
каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё
внимание. Роль преподавателя при внедрении элементов модульного обучении
сводится к управлению работой обучающихся. При такой организации он имеет
возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять
сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много
оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. Получается, что даже
двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного
контроля», который проводится в конце изучения темы.
Всё это позволяет учащимся работать не только в аудитории под
руководством преподавателя, но и самостоятельно. Можно выделить положительные
моменты для часто – длительно болеющих учащихся, которые могут самостоятельно,
используя четкий алгоритм действий от преподавателя восполнить пробелы в
знаниях по той или иной теме.
На уроках с применением модульной технологии можно использовать
различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем преподавателя или
учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самостоятельной проверкой или
взаимопроверкой). В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного
подхода: в некоторых УЭ предложить задания разного уровня сложности.
Учащиеся работают в индивидуальном
темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов можно свободно
переходить от одного уровня сложности к другому (более высокому), в зависимости
от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации
учения.
Теория модульного
обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с
общедидактическими.
Сформулировано восемь принципов
данной технологии:
1. модульность (обучение строится по
модулям);
2. деление содержания каждого модуля
на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие,
тесно взаимосвязанные «порции»);
3. динамичность (этот принцип
обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики
социального заказа или изменения программы обучения);
4. метод деятельности;
5. гибкость;
6. осознанная перспектива (принцип
глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
7. разносторонность методического
консультирования;
8. паритетность (принцип
субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
Достоинства в применении модульной
технологии:
· повышается качество обучения за
счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
· компетенция определяет необходимые
личностные качества;
· реально осуществляется индивидуализация
обучения при возможности создания индивидуальных программ обучения;
· быстрая адаптация
учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
Уроки с
применением элементов модульной технологии становятся по-настоящему обучающими,
развивающими и воспитывающими, так как для учителя становится главным не
выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой
в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной. Учащиеся, преодолевая
учебные трудности (при возможности выбора уровня и темпа обучения), получают
бесценный для дальнейшей жизни опыт ответственности за свою деятельность, учатся
работать самостоятельно, целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и
самоконтролю, общаться и помогать друг другу.
Использование элементов модульной
технологии позволяет повысить интерес к учебно-профессиональной деятельности
учащихся, способствует развитию необходимых для дальнейшей
социально-профессиональной адаптации личностных и профессионально-значимых
качеств и умений: самостоятельно работать с различными источниками информации,
организовывать свое рабочее время, осуществлять самоконтроль результатов
обучения; определять проблему, предлагать варианты решения учебных задач. Таким
образом, применение элементов модульной технологии позволяет выстроить
образовательный процесс с учетом запросов работодателей и обеспечивает
конкурентоспособность выпускников колледжа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.