СПО в системе ФГОС

Применение модульной технологии на уроках русского языка

«Знания, даваемые насильно, душат разум».

Анатоль Франс

В настоящее время развитие среднего профессионального образования направлено на внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Существенным различием является то, что новый ФГОС ориентирует на достижение конечного результата образования - компетенции необходимые для будущих специалистов определяются непосредственно работодателем. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная  деятельность каждого обучающегося, предполагающая:

  • осознание им где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

  • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

  • умение находить необходимую информацию.

Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Большую сложность в работе вызывает то, что абитуриенты, имеют разную степень подготовки по дисциплинам общеобразовательного цикла, т.к. обучались по разным программам в общеобразовательных учреждениях, что значительно снижает темп проведения занятий по традиционной форме обучения. Большой процент поступающих с ослабленным здоровьем, часто – длительно болеющих.

Вследствие этого возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: студент – предметно-информационная среда – преподаватель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская, модульная. 
Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве.

По моему мнению, модульная технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции ФГС нового поколения.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

  Термин «модуль» в литературе трактуется как логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся. Основным средством модульного обучения, является законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических порций учебного материала с целевой программой действий целей (Г.В. Лаврентьев).
   В модуле четко определяются цели обучения, конкретные задачи, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов технологии модульного обучения: квантование (сжатие информации); проблемность;  модульность; паритетность. Все вышеназванные принципы обусловлены теорией фундаментальных систем (П.К. Анохин, Э. Фейгенбаум, И.М. Таланчук и др.), являющихся методологической основой технологии модульного обучения.

hello_html_m67894cc7.jpg

Следовательно, это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Модульный урок дает возможность учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Что способствует комфортному усвоению материала на уроке, сплочению коллектива. Ведь часто бывает и так, что учащийся испытывая затруднения при выполнении заданий просто стесняется задать вопрос, боясь привлечь внимание сверстников. Необходимо отметить еще и тот факт, что студенты, обучающиеся на I курсе, проходят сложный этап в жизни - адаптацию, в этих условиях является необходимым создать благоприятные - комфортные условия для успешного прохождения данного периода.

Отличие модульной системы от других дидактических систем:

1. содержание обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

2. модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу;

3. студенты большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;

4. наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижения результатов обучения;

  • паритетное отношение преподавателя и учащихся;

  • возможность работы в парах, в группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения;

  • возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

hello_html_75831754.png

Возможности модульной технологии огромны, благодаря именно этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает учащийся, а преподаватель управляет его учением — мотивирует, организует. В структуру каждого модуля входят: наименование темы; учебные вопросы и их нормативная трудоемкость; цели занятия; методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля; используемые учебные и справочные материалы; система заданий и тестов для самопроверки, а также ссылки на начальные ответы, чтобы обучающийся мог проверить работу и управлять своей учебной деятельностью; система заданий и тестов для итогового контроля; глоссарий; список литературы по данному разделу, включенному в модуль. Изучение содержания модуля осуществляется по модульным единицам.
Модульная технология предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.

Анализируя собственную педагогическую деятельность, я пришла к пониманию того, что процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при внедрении элементов модульной технологии обеспечивает глубину и прочность усвоения знаний за счет раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний.

В выборе технологии модульного  обучения  привлекательным для меня стало  и то, что данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет   использовать весь арсенал методов и форм обучения, т.к. является интегративной технологией.

Одним из важных условий перехода на модульное обучение считаю уровень готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех группах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Некоторые  учащиеся  не успевают выполнить все задания из-за того, что не умеют самостоятельно работать или имеют слишком низкий темп. Поэтому, в своей работе использую не систему блочно-модульной технологии, а элементы модульной технологии при изучении отдельных тем учебной дисциплины курса, формируя тем самым навыки самостоятельной  работы.

При внедрении в обучение элементов модульной технологии необходимым становится то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при внедрении элементов модульного обучении сводится к управлению работой обучающихся. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. Получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Всё это позволяет учащимся работать не только в аудитории под руководством преподавателя, но и самостоятельно. Можно выделить положительные моменты для часто – длительно болеющих учащихся, которые могут самостоятельно, используя четкий алгоритм действий от преподавателя восполнить пробелы в знаниях по той или иной теме.

На уроках с применением модульной технологии можно использовать различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем преподавателя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самостоятельной проверкой или взаимопроверкой). В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: в некоторых УЭ предложить задания разного уровня сложности.

Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов можно свободно переходить от одного уровня сложности к другому (более высокому), в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими.

Сформулировано восемь принципов данной технологии:

1. модульность (обучение строится по модулям);

2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

4. метод деятельности;

5. гибкость;

6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

7. разносторонность методического консультирования;

8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

Достоинства в применении модульной технологии:

· повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

· компетенция определяет необходимые личностные качества;

· реально осуществляется индивидуализация обучения при возможности создания индивидуальных программ обучения;

· быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

Уроки с применением элементов модульной технологии становятся по-настоящему обучающими, развивающими и воспитывающими, так как для учителя становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной. Учащиеся, преодолевая учебные трудности (при возможности выбора уровня и темпа обучения), получают бесценный для дальнейшей жизни опыт от­ветственности за свою деятельность, учатся работать самостоятельно, целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, общаться и помогать друг другу.

Использование элементов модульной технологии позволяет повысить интерес к учебно-профессиональной деятельности учащихся, способствует развитию необходимых для дальнейшей социально-профессиональной адаптации личностных и профессионально-значимых качеств и умений: самостоятельно работать с различными источниками информации, организовывать свое рабочее время, осуществлять самоконтроль результатов обучения; определять проблему, предлагать варианты решения учебных задач. Таким образом, применение элементов модульной технологии позволяет выстроить образовательный процесс с учетом запросов работодателей и обеспечивает конкурентоспособность выпускников колледжа.

СПО в системе ФГОС
  • Русский язык и литература
Описание:



   В настоящее время развитие среднего профессионального образования направлено на внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).  Существенным различием является то, что  новый ФГОС ориентирует на достижение  конечного результата образования - компетенции необходимые для будущих специалистов определяются непосредственно работодателем. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная  деятельность каждого обучающегося.

Автор Омельченко Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1130
Номер материала 21245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓