Инфоурок География Другие методич. материалыСПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ И ЦИФРАХ»

СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ И ЦИФРАХ»

Скачать материал

Шығыс Қазақстан облысы  Зырян ауданы                                                                                                      «Зырян каласының № 6 орта мектебі» КММ

Восточно – Казахстанская область. Зыряновский район

КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска»

                                                                          Бекітемін:                                                                               Утверждаю

Директор КГУ «Средняя школа

№6 города     Зыряновска»                                                           

КММ директоры

Капорцева Л.П._________________

«_8___»сентября 2014

                                               СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ И ЦИФРАХ»

10 -11 КЛАСС

Пәннің аты: история                                         Предмет:история

 мұғалімі:Затеева Е.Д.                                        Учитель:Затеева Е.Д.

Окұ жоспарының іске асырылу                        Срок реализации учебной

мерзімі: 1 жыл                                                     программы: 1 год 

Бағдарлама эксперт Кеңесінде                Программа одобрена мақұлданды                                        экспертным Советом

 №___Хаттама                                                       Протокол № __от

«_8__»__09____2014__ жыл                                    «__8_»__09__2014 года

Эксперттік Кеңестің                                             Председатель экспертного                    

                                                                                                       Совета

Капорцева Л.П.                                                       Капорцева ЛП

 

2014 г.

Программа разработана для учащихся 10-11 классов Средних общеобразовательных школ

Пояснительная записка.

Основная концепция развития национальной истории Республики Казахстан в современный период должна соответствовать геополитическим интересам Казахстана и опираться на современные технологии с соблюдением базовых принципов, обеспечивающих достоверность и полноту информации об исследуемом историческом объекте. В последние два десятилетия Казахстанская историческая наука освобождается от схоластических концепций и делает значительные продвижения вперед в изучение мало разработанных проблем истории. Намечается новый подход в трактовке многих аспектов политико-государственных вопросов. Этому способствуют процессы гуманитаризации и экологизации научного знания.  Концепция исторической науки должна быть основана на единстве системы взглядов на исторические события, на деятельность исторических личностей.

История любого народа тесно связана с теми личностями, которые на определённом этапе истории оставили яркий след в его судьбе. Значительность исторической личности определяется её мудростью, умением предвидеть будущее и степенью причастности к судьбе своего народа и Отечества

Курс «История в лицах и цифрах» призван осветить жизненные пути исторических личностей казахского народа, «Золотой фонд нации», от легендарных имён сакских вождей, стоявших у истоков образования казахского этноса, до личностей, внёсших вклад в развитие отечественной истории на современном этапе.

Цель курса:

Способствовать овладению учащимися основами знаний об историческом пути знаменитых личностей, развивать способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формировать ценностные ориентации и убеждения, способствовать осмыслению учащимися идей гуманизма, героического опыта.

Исходя из поставленной цели курс способствует решению следующих задач:

Формировать умения и навыки критического мышления;

Развивать историческое мышление;

Развивать умения ставить задачи и кооперативно их решать;

Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками, в том числе навыки ИКТ;

Формировать навыки самообразования, способности к академической мобильности учащихся.

 Формировать новое историческое мировоззрение нации путем пропаганды положительной деятельности национальных героев.

Локальные задачи:

Развивать интерес к изучению истории своего государства, деятельности исторических личностей;

Формируемые компетенции:

 Общекультурная компетентность

 Социально-трудовая компетентность

Информационная компетентность

Коммуникативная компетентность

 Ценностно-смысловая компетентность

 Учебно-познавательная компетентность

Личностного самоопределения

Практическая ценность: Использование курса способствует нравственному воспитанию учащихся через оценку деятельности исторических личностей, приращению знаний при подготовке учащихся к ЕНТ.

Актуальность: В ряде документов, таких как Стратегический план развития Республики, Казахстан до 2010 года, Общенациональные планы основных мероприятий по реализации ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана, Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы и в новой редакции Закона РК «Об образовании» 2007 года сформулированы основные приоритеты и главные задачи долгосрочной государственной политики в области образования. Данные документы диктуют необходимость объективного осмысления исторического прошлого и деятельности исторических личностей.

Новизна:  Эргономизация и гуманизация исторического образования. Возможность использовать приложения для активизации мыслительной и аналитической деятельности, диалогизировать образовательный процесс

Методы, используемы при реализации курса:

 Практический метод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, видеометод, практический.

Принципы:

·                   Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

·                   Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

·                   Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

·                   Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Содержание курса:

Огромный пласт исторического развития, с глубокой древности до наших дней. Человек, личность является центральной фигурой социального, духовного, правового пространства. Материалы, касающиеся человека, его жизни и деятельности, являются основными и составляют своеобразную связующую нить всех знаний данного курса. При прохождении тем курса учитель подводит учащихся к выводу о том, что отдельные исторические личности, их поступки и действия способны привести к созидательным и разрушительным последствиям. Разделы календарно - тематического планирования (4,6,8,9) содержат

Региональный компонент). Программа содержит значимые приложения, которые способствуют реализации цели.

Курс «История в лицах и цифрах» по своему содержанию является предметом гуманитарного цикла.

Особенности специального курса:

Данный курс выполняет следующие функции:

1. Описательная - программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно- мировоззренческая - знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая - организуя деятельность учителя по подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Комплекс компонентов курса

1. Информационный - складывается из списков главных фактов, новых понятий, основных связей обязательных для усвоения учащимися.

2. Операционный - состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса;

3. Творческо-поисковый - содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы, которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой - является базой для формирования аксиологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д.

Количество часов-17

Образовательный продукт, разработанный учениками:

Научные презентации, творческие презентации, доклады, рефераты, исследовательские проекты, конспекты, схемы, сложные таблицы.

Список литературы:

1.     Абдокимов А. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. Издание 3-е Алматы: ТОО «Издательский дом Казахстана», 2001 год.

2.     Великие личности в истории Казахстана. В помощь кураторам студенческих групп. 3 книга / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. – 2-е издание - Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2011. – 12

3.     Григорьев Е.И. Научно публицистическое издание. Светоч казахской степи. Акыл китабы.2002 год.

4.     Гринин Л. Е. Личность в истории: Современные подходы// История и современность, № 1, 2011.

5.     Гафуров Б., Касымжанов А. Аль-Фараби в истории культуры. М.: Наука, 1975.

6.     История Казахстана: Белые пятна. Сборник статей. Составитель Е. Абылхожин. - Алматы. Казахстан, 1991 год.

7.     Казахи. Девятитомный популярный справочник. -Алматы: том 2.исторические личности, 1998 год.

8.     Кайрат Саки. Юрта на пирамиде, или о Бейбарсе со слов средневековых летописцев. Источник: www.arba.ru

9.     Карпык А.Х. Абай. Наследники. На перепутье: Алматы: Агенство «Альхалел».1995год

10.Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие. Астана: Фолиант, 2002 год.

11.Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств (ХVIII в.). Алматы: Білім, 1999. 4. Кшибеков Д.К. Истоки ментальности казахов. Алматы: Дайк-Пресс, 2006.

12.Михайлов В. Люди помнили поэта, забытого государством //Казахстанская правда. 1993, 13 августа

13.Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999.

14.Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. Алматы: 2001.

15.Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира: Послание Президента РК народу Казахстана. 1 марта 2006 г. Астана, 2006.

16.Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. Алматы, 1996. 5. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстана. Астана, 2001

17.Унгарсынова Ф. Памятники легендарным сыновьям казахского народа. // Казахстанская правда. 01.07.2000

18.Современный Казахстан: Цифры и факты. -Астана, 1998 год.

19.Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби / Бурабаев М.С., Курмангалиева Г.К., Сагадеев А.В., Брянов В.А. Алма- Ата: Наука, 1984.

20.Ситько, Н. Мухаммеду Хайдару Дулати - 500 лет //Наука Казахстана. - 1999. -N21-22.1-30 ноября

21.Страницы трагических судеб: Сборник воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950году.

 

 

Тематическое планирование программы

 

 

Тема

Содержание

1

Легендарные кочевники: Томирис, Ширак, Моде, Атилла, Бумын –каган, Истемикаган.Бейбарыс.

Данный раздел раскрывает героическое прошлое, судьбы правителей степных союзов и племён, призван дать характеристику исторических личностей, их вклад в мировую историю

2

Великие мудрецы: Абунасыр аль Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи.

Раскрыть теоретическое наследие и вклад в мировую художественную культуру, науку литературу великих восточных философов, проследить генезис их идей и творческих исканий.

3

Основатели казахской государственности: Джучи – хан, Орыс- хан, Барк хан, Керей и Жаныбек, Касым хан, Хакназар, Тауекель, Есим хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кенесары хан.

Рассмотреть исторические судьбы данных героев, показать их вклад в историю развития государственности, раскрыть объективные и субъективные личностные характеристики

4

Герои - защитники степи казахской.

Батыры: Богенбай, Каьбанбай, Раимбек, Наурызбай, Жанкожа.Кокжал Барак батыр,Бекжанбатыр,Даулетбай батыр, Мамай Жумагулулы.

 

 

 

 

Рассмотреть биографию защитников казахской степи в самый трудный период жизни казахского народа, выяснить какова была роль героев в отдельных исторических событиях. Региональны компонент й

5

Толе би, Казыбекби, Айтекеби – великие Бии казахской степи

Раскрыть роль великих мудрецов в истории формирования казахского права, роль в Отечественной истории.

6

Казахская интеллигенция:Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин, АлиханБокейханов, МухаметжанСералин, Мустафа Чокай. Байтурсынов, АлимханЕрмеков,  СултанмахмутТорайгыров,  ХалелГаббасов.

Основные вехи и генезис, истоки формирования казахской интеллигенции. Неординарность личностей, судеб, историческое, научное, поэтическое и литературное наследие, роль в организации национально освободительной борьбы

7

Страницы трагических судеб.

Раскрыть репрессивный механизм, трагизм судеб, исторические вехи. Процесс реабилитации

8

Казахстанцы –герои Великой Отечественной войны: ИзгуттыАйтыков, Александр АнфиногеновичБурнашов 

БочарниковПетр Степанович, АухадиевКойгельды, Сергей Алексеевич Батиньков, Котельников Яков Степанович, ТулегенТохтаров, Павел Тимофеевич Брилин

 

 

 

 

 

Рассмотреть события Великой Отечественной войны и участие в сражениях на фронтах великой Отечественной войны воинов казахс танцев. Региональный компонент. Вклад героев казахстанцев в дело победы советского народа над фашистской Германией

9

На звёздной орбите: Дина Нурпеисова, МухтарАуэзов, КанышСатпаев, БауржанМомышУлы, Олжас Сулейменов, ТохтарАубакиров, ФаризаОнгарсынова.

Творческие изыскания звёзд казахского народа, биография, творчество, сложности судьбы и борьба за политическую, экономическую независимость

10

Лидер казахстанского народа: Н.А. Назарбаев

Биография, жизнедеятельность, вклад в развитие независимого Казахстана

11

Самые популярные современники.

Альтернативный выбор

11

10 фактов, которыми гордится Казахстан

 

Приложение Альтернативный выбор

12

7 чудес Казахстана

Приложение Альтернативный выбор

 

Итого

 

 

 

Календарно - тематическое планирование программы

 

Тема

Количество часов

Ддата

1

Легендарные кочевники: Томирис, Ширак, Моде, Атилла, Бумын –каган, Истемикаган.Бейбарыс.

2

 

2

Великие мудрецы: Абунасыр аль Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи.

1

 

3

Основатели казахской государственности: Джучи – хан, Орыс- хан, Барк хан, Керей и Жаныбек, Касым хан, Хакназар, Тауекель, Есим хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кенесары хан.

2

 

4

Герои -защитники степи казахской.

Батыры: Богенбай, Каьбанбай, Раимбек, Наурызбай, Жанкожа.Кокжал Барак батыр,Бекжанбатыр,Даулетбай батыр, Мамай Жумагулулы.

 

 

 

 

1

 

5

Толе би, Казыбекби, Айтекеби – великие Бии казахской степи

1

 

6

Казахская интеллигенция:Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин, АлиханБокейханов, МухаметжанСералин, Мустафа Чокай. Байтурсынов, АлимханЕрмеков,  СултанмахмутТорайгыров,  ХалелГаббасов.

2

 

7

Страницы трагических судеб.

2

 

8

Казахстанцы –герои Великой Отечественной войны: ИзгуттыАйтыков, Александр АнфиногеновичБурнашов 

Бочарников Петр Степанович, АухадиевКойгельды, Сергей Алексеевич Батиньков, Котельников Яков Степанович, ТулегенТохтаров, Павел Тимофеевич Брилин

 

 

 

 

 

2

 

9

На звёздной орбите: Дина Нурпеисова, МухтарАуэзов, КанышСатпаев, БауржанМомышУлы, Олжас Сулейменов, ТохтарАубакиров, ФаризаОнгарсынова.

1

 

10

Лидер казахстанского народа: Н.А. Назарбаев

1

 

11

Самые популярные современники.

 

 

11

10 фактов, которыми гордится Казахстан

 

1

 

12

7 чудес Казахстана

1

 

 

Итого

17

 

 

Содержательная часть (образовательные продукты)

Темы рефератов

Темы проектов

Темы дебатов

Темы творческих работ, презентаций

Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и  Аль-Фараби – 
великие философы, ученые, писатели 
 

Яссави  -  основатель  «тюркского»  пути 

Бейбарс: лестница успеха

Бейбарс  -    властитель  всех арабских  владений  Востока

«Диуани»  -  первое  филологическое  исследование  и 
первый сравнительный словарь тюркских слов

Отличительной  чертой  «Тарих-и  Рашиди»  является  правдивость. 

«Жеті  Жарғы»

Абылай хан – одна из наиболее ярких политических 
фигур  этой  эпохи.

Мухаммеду  Хайдару  Дулати  - 500 лет  

Творческое наследие трёх великих мудрецов

Керей и Жаныбек. Создание государства. Чаяния народа или способ выживания

 И. Алтынсарин -  поэт-философ

Касым  хан,  Тауке  хан  и  Аблай  хан  -  выдающиеся  государственные 
деятели  Казахского  ханства,  внесшие  неоценимый  вклад  в  национальную 
историю. 

«Гнет несчастный народ свои спины в поклоне, над народом -  всесильные ханы на троне, бедняков обирают по-  зверски, бесчестно, а богатых 
одаривают повсеместно».И.Алтынсарин защитник народа

 «Жеті  Жарғы»-для народа, или против

И.  Алтынсарин 
был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных 
ценностей. 

Бухар-жырау  внес  весомый    вклад  в  развитие  традиционной  
дидактической    поэзии    казахов

Ш. Валиханов – этнический казах.

Элитарное и народное в Абае

Абай -духовный родник своего народа

 Государственные  деятели  казахских  ханств  (ХVIII  в.)

Шакарима К – запрещённый поэт? 

Алаш – партия буржуазного толка?

Память  о  нем  не  меркнет.  К  110-летию  поэта  Касыма  Аманжолова/

Партия Алаш – идеи независимости и государственности

Сатирическое наследие К.Аманжолова

 

Академик Каныш Имантаевич Сатпаев - выдающийся геолог, ученый 
и  крупный  организатор  науки

Казахстанцы –герои Великой Отечественной войны

Такой великий и простой К.Сатпаев

 

Слова «Назарбаев»  и  «Казахстан»  стали  синонимами

Владимир Ким. Тимур Кулибаев и Динара Кулибаева, Алишер Усманов, НуржанСубханбердин –полпулярныесовременники


 

7 чудес Казахстана

 

Разгадай: Почему люди тянутся к звёздам!О.Сулейменов любимец казахского народа

Спортивная гордость казахстана

10 фактов, которыми гордиться Казахстан

 

 

 

 

 

Приложение 1

Десять фактов, которыми гордится Казахстан:

1.                 Казахстан - самое крупное государство в мире, из не имеющих выходов к океану.

2.                 Первый в мире искусственный спутник земли (спутник-1) и первый человек (Юрий Гагарин) были отправлены в космос из Казахстана, с космодрома Байконур.

3.                 Именно в Казахстане появились тюльпаны и яблоки.

4.                 Лошади впервые в мире были одомашнены на территории современного Казахстана.

5.                 Впервые в мире способность слонов к обучению и воспроизведению человеческой речи в общении зафиксирована и описана в Казахской ССР благодаря говорящему слону Батыру. Это изменило отношение ученых всего мира к данному виду животных и способствовало зарождению новых направлений в науке.

6.                 Граница между Казахстаном и Россией - самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире (по данным юго-восточного регионального управления ФПС России. Она составляет 7 598,6 км - ред.).

7.                 420-метровая дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2 - самая высокая в мире. Она занесена, в книгу рекордов Гиннеса. В книгу могла попасть и сама ГРЭС-2 как самая мощная в мире, но до настоящего момента она так и остается недостроенной.

8.                 Если считать от уровня моря, то телевизионная башня, установленная на горе Кок-Тюбе, является самой высокой телебашней в мире, ее высота - 371, 5 м, 114-метровая антенна возвышается на 1130 м над уровнем моря.

9.                 "Медео" - самый высокогорный каток мира, расположенный на высоте 1 691,2 м над уровнем моря, и находится он в Казахстане.

10.            В феврале 1986 года в Казахстане был установлен мировой рекорд: по "Целинной железной дороге" прошел состав из 440 вагонов общим весом 43,4 тыс. тонн и длинной 6,5 км. Пишет Журнал "Мой би

Приложение 2

Семь чудес Казахстана

В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.

Урочище Тамгалы. В 170 км от Алма-Аты, на берегу реки Или находится ущелье Тамгалы, стены которого испещрены наскальными рисунками. 4500 петроглифов изображают сцены охоты и шаманизма, языческих божеств и трёх Будд. Существует легенда о происхождении буддийских рисунков. Она гласит, что в X веке, когда буддисты отправились в поход в Семиречье и остановились на берегу реки Или, произошло землетрясение. На землю попадали большие куски скал, и как в сказке на глазах у героев возник мост. Буддисты расценили случившееся как божественный знак, и на отколовшемся куске скалы высекли три «портрета» Будды.

«Золотой человек». В 1969 году в ходе раскопок кургана Иссык были найдены останки сакского воина в золотом камзоле, украшенном фигурами зверей. Этот человек, являвшийся потомком видного сакского предводителя, предположительно жил в V — VI веках до н. э. и умер в возрасте 18 лет. В его могиле обнаружено более 4000 изделий, выполненных из листового золота, а также серебряная чаша с 26 письменными знаками. Местонахождение «Золотого человека» не афишируется, а копия находки экспонируется в Государственном музее золота и драгоценных металлов в г. Астана. «Золотой человек» стал одним из национальных символов Казахстана, его изображение венчает монумент Независимости на Площади Республики Алма-Аты.

Домбра. Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется IIII — V веками до н. э. В области Алматы, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие.

Казахская юрта. Кочевой образ жизни казахов нашёл отражение в их традиционном жилище. Появившись в VIII — V веках до н.э., юрта не претерпела серьёзных изменений к настоящему времени. Снаружи она похожа на купол с войлочным покрытием, которое зимой защищает от морозов, а летом — от солнца и дождя. Жилище кочевников легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение часа. Для казахов юрта служила моделью собственного микрокосмоса. Казах рождался в юрте отца, в наследство получал белую юрту, а когда человек умирал, над юртой поднимали траурное полотнище.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. На юге Казахстана, в городе Туркестане находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи — одна из главных мусульманских святынь региона. Трёхкратное посещение мавзолея приравнивалось к паломничеству в Мекку. Мавзолей возведен в XIV веке Тамерланом на месте погребения суфийского поэта и проповедника Ходжа Ахмед Яссауи. Мавзолейный комплекс состоит из дворцовых залов, мечетей, библиотеки, жилых и хозяйственных помещений. Этот ансамбль, признанный шедевром центральноазиатского зодчества, включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Наскальные мечети Мангистау. По преданию, на пустынных просторах полуострова Мангистау жили и были погребены 360 суфийских мудрецов, причисленных к лику святых. Здесь сохранилось множество вырубленных в скалах мечетей и подземных некрополей. Самый красивый из храмов Мангистау — Шакпак – Ата — высечен в каменном склоне и имеет форму латинского креста. Вход в некрополь выполнен в виде портальной арки, вблизи которой устроено несколько просторных ниш для захоронения умерших святых. Стены подземных сооружений испещрены суфийскими надписями о бренности этого мира и кратковременности жизни.

Байтерек. Монумент «Байтерек», сооруженный в Астане, воплощает в своей архитектуре космогонические представления древних кочевников. «Байтерек» представляет собой высокую металлическую конструкцию, символизирующую Дерево жизни. Каждый год в кроне дерева мифическая птица Самрук откладывает золотое яйцо, которое съедает дракон Айдахар, что олицетворяет вечную борьбу добра и зла. На вершине монумента установлен шар, который символически обозначает золотое яйцо. Монумент «Байтерек» — это символ независимого государства, сохранившего свои исторические корни, имеющего прочную основу и нацеленного на будущее процветание

Приложение 3

Известные имена Казахстана. Справочник.(информация имеющая практическое значение на ЕНТ)

Аль – Фараби – использовал Арабскую письменность
Абулгази - о жалаирах говорится в «Тюркской летописи»
Абулхаир - возглавил объединенные силы трех казахских ополчений
Абылай – поддерживал пророссийскую ориентацию., был причислен к лику святых, его угодья контролировали Тюленгуты
Айтхожин – достиг значительных результатов в микробиологии в 70-е годы
Акбаев - казах-юрист, окончил юридический факультет университета Петербурга
Алимжанов – был удостоен международной премии им Дж. Неру за роман «Возвращение учителя»
Алтынсарин – «Киргизкая хрестоматия» для рус-каз школ (русский алфавит), основоположник женского образования
Аухадиев – Герой Сов. союза, уничтожил 5 фашистких танков, самоходку «Фердинанд»
Ауэзов – «Выстрел на перевале Караш-караш», вдохновитель орг-ции «Жастулпар» 60-е годы, «Путь Абая» - получил Гос премию СССР в 1952
Аязби и Жеренше – персонажи устного народного творчества встречаются в сказках
Бабатайулы Дулат – «Осиетнама»
Байбатырулы Амен – Воин – поэт
Байзаков Иса – писатель, «Куралайсулу»
Баймагамбетов Султан – грюдью закрыл вражеский дзот, в дни боев за Ленинград
Байтурсынов – автор произведений «Маса»(комар) 1911,
Баласагуни - «Кутатгубилиг» - общественное сознание и пол. концепции XI в-памятник светской литературы
Баскаков – утверждал что первопроходцем в изучении тюркского языка был Махмуд Кашгари
Беда Леонид - Летчик в годы ВОВ
Бейсекбаев – казахстанец, который первый обрушил горящий самолет на врага (экипаж Маслова)
Бекмаханов – доктор исторических наук, был осужден за оценку вост. Кенесары, монография «Казахстан в 20-40 годы XIX в» - дает оценку нац.-освоб. борьбе.
Берсиев – знаменитый ветеран труда, рекордный урожай проса в годы ВОВ
Бильгельдинов - летчик-штурмовик, 200 вылетов
БиржанКожагулулы – выдающийся композитор, на его становление оказала встреча с Абаем
Бокейханов –известный общественный деятель, составитель первого учебника географии на каз. языке, писал о бесмыслености 1 Мировой в газете «Казах»
Ботов - купец основавший Кояндинскую ярмарку
Ботов и Колосов - крупные перекупщики скота
Брусиловский – поэма «КызЖибек»
Верещагин – художник, «Окружающие Лепсинский край горы»
Габдуллин – политрук роты, его рота вышла из окружения подбив вр. танки
Герасимов - сделал реконструкцию мальчика неандертальца
Голощекин – курс индустриализации пол. название «Малый октябрь», проводник идеи регионального вождизма
Даулеткерей - на формирование его самосознания повлияло восстание в Букеевской орде 1836-38
Джучи - территория Восточного Дешт-и-Кыпчака, на его тер. возникла Ак Орда, самый большой улус
Достоевский – оказал влияние на формирование менталитета Уалиханова
Дукенулы Ыкылас – кюйши-композитор, кобызист, возродил традиции музыки Коркута
Дулатов – видный казахский общественный деятель, «Оян, казах!»
Егоров и Хусаинов –Герои Сов. союза, спасали народ Европы, в движении Сопротивления
Едыге - основатель Ногайской орды носил титул «беклар-беги», управлял Золотой ордой и контролировал вн. политику
Еликбаев – учитель русского языка, исключен из КПСС за инакомыслие, он обратился письмом к Хрущеву.
Емелев – командующий Семиреченским фронтом, погиб, пробиваясь на помощь Черкасской обороне
Есен-Буга - вступил в союз с Кереем и Джанибеком надеясь использовать их в борьбе с ойратами
Жакаев – известный рисовод, с каждого гектара он собрал 260 пудов риса.
Жалаири - «Джами-ат-Тауарих» был посвящен русскому царю Борису Годунову
Жанжигитулы - стал кавалером ордена Святого Георгия
Жанторе – хан мл. жуза, композитор, кюй «Шалкыма»
Жаяу Муса – композитор, поэт публицист второй половины XIX в
Жоши – ему принадлежала территория от Иртыша до Восточной Европы
Жубанов - возлавил оркестр Курмангазы
Жумабаев – один из основателей каз. литературы, член Алаш Орды, репрессирован как «буржуазный националист»
Затаевич – автор «1000 песен киргизкого народа», он искатель жемчуга, собирал песни и кюи народа
Зелинский – автор поэмы «Киргиз», представитель польской освободит борьбы
ЗындагулулыКарынбай – Награжден медалью на голубой ленте за героизм
Ибн Хаукаль - писал «Требовалось 30 дней пути чтобы пройти через земли калуков»
Касым хан - начались посольские контакты с Московским гос. вом при правлении Касыма; границы Казахского ханства на сев. и сев-вос простирались за озером Балхаш, на зап до бассейна р. Яик; Установлены связи с Сиб. хан., Россией, Среднеазиатским ханст., власть в степи приходит потомкам Джанибека
Касымов Кенесары - вводит ханский суд
Кашгари Махмуд- «Диван луга тат-тюрк», книга прославляет и доказывает что тюркский язык не ниже арабского
Клоусон – тюрколог, по его мнению первые тюргешские монеты выпускались в Акбешиме
Клочков – политрук 316 стрелковой дивизии, говорил:«Велика Россия, а отступать некуда»
Коркут – Знаменитый жырау, одаренный композитор
Кошкарбаев и Булатов – вогрузили знамя Победы
Кудайбердиев – известный писатель, член Русского географического общества, автор «Енлик-кебек», «Калкаман-мамыр», «Условия мусульманства», ученик Абая «Летопись каз, кирг, турец. ханов»
Кузембаев - последователь Стаханова
Кузенбаев – последователь стахановского движения в Каз-не
Кунанбаев Абай – основоположник письменной казахской литературы, худ-фил проза «Гаклия»
Курмангазы Сагырбайулы – гениальный кюйши композитор, классик каз. инст. музыки,родится в Букеевской орде, кюй «Сары арка», «Кишкентай – он посвятил его ИсатаюТайманову»
Кучум - был прямым потомком Шайбани
Левшин – русский ученный, написавший исследования «Описание киргиз-казачьих орд и степей»
Малыйбатырулы - был награжден серебряной медалью
Маргулан – его исследования  признали лженаучным, он открыл памятник Бегазы
Милютин – военный министр, «решительно…дабы не дать мятяжу продлиться…» о вост. в Уральс. и Тург. обл.
Михаэлис - автор изучения Тарбагатайских гор
Молдагулова - снайпер
Момышулы – каз. писатель участник битвы под Москвой, командовал батальоном
МукановСабит – писатель, «Ботагоз»-о вос. 1916
Назарбаев Н. - идея образования Евразийского союза государств
Николай 1 - ему была сделана юрта по заказу хана Жангира
Нурмагамбетов Сагадат – вел своих воинов за Берлин
Нурпеисов – был представлен в 60 –е годы Гос. премии за «Кровь и пот»
Нурпеисова Дина – композитор, «Конилашар»
Пуладчи – глава феодатьной знати, поставил ханом МогулистанаТоглук-Тимура
Пушкин – написал «Пугачевский бунт», который вызвал интерес кругов России к жизни и истории казахов
Радлов – выдающийся востоковед, «Образцы народной литературы тюркских племен»
Рыскулов – «этнические конф. между казахами и рус. стали харак. чертой жизни степи»
Сармалай – композитор, сыбызгист XIX века
Сатпаев – составитель первого учебника алгебры на каз. языке, составитель метало–генетическую карту, оборона всех ресурсов
Серы Ахан – «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер»
Семен Тянь - шаньский - «Киргизкий край» и «Туркестанский край»
Соболев - писал «это было странное войско….» об отрядах Амангельды
Сулейменов – организатор и руководитель движения «Невада - Семей», язык письма
Сулук каган - окреп Тюргешский каганат при его правлении
Таттимбет – кюйши XIX века, основоположник домбровой музыки (шертпе)
Тауке хан – перед угрозой нашествия джунгар, создает военный союз с киргизами и каракалпаками. Опирался на биев с целью укрепления цен. вл. и ослаб. роли султанов
Тоглук Тимур - первый хан и основатель династии Могулистана
ТохтаровТулеген – Герой Советского Союза, уничтожил немецкий штаб в с.Бородино
Тулебаев –композитор, был удостоен вместе с группой Гос. премии за постановку оперы «Амангельды» в 1949
Тухачевский - командовал 5-й армией к-ая освободила Сев. и Вост. К-н от колчаковцев.
Тынышпайулы – первый каз. инженер, депутат 2 гос. думы
Уалиханов – Труд об итогах путешествия в Кашгарию, «Манас»-киргизкий эпос, труд о восстании дунган в Цинской империи, «О состоянии Алтышара…..» - анализ истории, гео. и соц жизни Восточного Туркестана, учился в Сибирском кадетском корпусе в Омске
Угэдей - получил территорию Тарбагатая и верхнего течения Иртыша
Утемисов Махамбет – его стихи являлись летописью восстания 1836-38 гг.
Уч-элик-каган - родоначальник племени тюргешей
Ушлик каган - основатель тюргешской династии
Фрунзе и Куйбышев - Революционные деятели
Хайдар - «Тарих-и-рашиди» XVI века- летопись истории казахских племен и народов Могулистана
Хамитулы - награжден орденом Св. Анны 3 степени
Худенко – по его инициативе были созданы фермерские хоз-ва
Чингисхан - принял свод законов «Яса»
Шыныбеков Дуйсенбай - снайпер, сражался в годы ВОВ на Ораниебаумском плацдарме
Щербин - возглавил группу политических ссыльных в Казахстан
Ясссауи - «Диван - и Хикмет»
Бабаев - «Союз чернорабочих» 1917 июля
Брусиловский - 1 опера «Кызжибек»
Кашаубаев - участник концертов творчества, каз. певец (1945 Париж) 

Приложение 4

Словарь личностных характеристик.

Термин

Значение термина

Авантюризм

 

 Авантюризм - поведение, деятельность, характеризующаяся рискованными беспринципными поступками ради достижения легкого успеха, выгоды; склонность к авантюрам

Авторитарный характер

 

Для авторитарной личности характерно стремление чувствовать свою принадлежность к какой-либо мощной и непреодолимой силе, полностью подавляющей волю.

Агрессивность

 

(лат. aggressio — нападать) — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему

Асоциальность

 

Поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Асоциальность (социальное безразличие) — отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности.

Благородство

 

Высокая нравственностьсамоотверженность и честность.

Вежливость

Моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Элементарное требование культуры поведения; оно включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Воля 

 

 

Психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

Гедони́зм

 (др.-греч. δονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Гениа́льность

 (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретенияхсоциальных преобразованиях

Гума́нность 

 (лат.  humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому человечность, человеколюбие.

Дилетантизм

(от лат. delecto — услаждаю, забавляю) — занятие какой-либо деятельностью, например, наукой, искусствомремеслом — без должных знаний и профессиональной подготовки. В современном понимании нередко исходят из приблизительно такого понимания: дилетант не имеет глубоких знаний о предмете своих занятий, поэтому допускает ошибки.

Духо́вность 

В самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологиикультурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций.

Застенчивость

 (Стеснительностьробость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков[

Идеали́зм 

 (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. δέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи 

Инфантилизм 

 (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Индивидуали́зм

 (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральноеполитическое и социальное мировоззрение (философияидеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка.

Интроверсия — экстраверсия 

 Распространённый в психологии критерий категоризации или показатель измерения черт личности.

Когнитивный стиль 

Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Конфо́рмность

 Свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́змуот позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

Ли́дер 

 (от англ. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо (субъект) в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющиедействия.

Локус контроля 

Понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

 

Макиавелли́зм

 Термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном

Мизантрóпия

 (греч. μίσος — «ненависть» и άνθρωπος — «человек») — неприятиененависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.

Нарцисси́зм

 Черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифао Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.

Невроти́зм (нейроти́зм) 

Черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативнымирасстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников.

Обскуранти́зм (мракобе́сие)

 (от латинского obscurans — затемняющий) — враждебное отношение к просвещениюнауке и прогрессу.

Психотизм

Одна из трёх личностных черт, используемых психологом Гансом Айзенком в его психотизм-экстраверсия-невротизм модели психологии личности.

Большая выраженность этого признака, по мнению Айзенка, связана с повышенной предрасположенностью к психозу, подобно шизофрении.

 

Порядочность

Моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносящего умышленного вреда окружающим.

Раздражительность

Склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды

Ретросексуальность 

 (лат. retro — «обратно, назад» + лат. sexualis — «половой») — характеристика поведения гетеросексуального мужчины, выражающегося либо в значении «мужик-работяга» без «мачизма» и маргинальной склонности к выпивке, либо интеллигент с манерами джентльмена и склонностью в одежде в духе ранних 60-х годов — маскулинность, также может подразумеваться, что мужчина придерживается поведения с противоположным полом как мачо, но не прибегает к агрессивно-демонстрационной подаче себя

Сенсити́вность, сензити́вность или чувстви́тельность 

 (лат. sensus — чувствоощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).

Сноб

 (англ. snob) — человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество Так же называют человека, претендующего на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменно относящегося к тем, кто, по его мнению, лишён этих достоинств

Толера́нтность 

 (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иномумировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

Уверенность в себе 

Свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.

Фанати́зм

 (греч. Φανατισμόςлат. fanatismus — от fanaticus «фанатик» — от fanum «храм») — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям.

Фатали́зм или Фатáльность 

 (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Фрик 

 Человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов. 

Хари́зма

 (от др.-греч. χάρισμα — «милость, дар») — внешние черты, особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении (определение из современного словаряЛ. П. Крысина

Циклотимики 

Личности с многократной волнообразной сменой состояний возбуждения

Цини́зм или цини́чность 

 (др.-греч. Kυνισμός) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии

Эгоцентри́зм 

 (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания.

Эмпа́тия 

(греч. ν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущемуэмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Эскапи́зм 

 (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзийфантазий.

Эгоцентри́зм

 (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения, как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8—10 лет

 

Авторская технология.

Изучение личности на уроках истории, обществознания и спецкурсе «История в лицах и цифрах»

Разработала: Затеева Е.Д.

Педагогическая технология «Изучение личности на уроках истории» — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата, а именно качественное изучение личностей, внёсших вклад в развитие исторического процесса.

Предлагаемый материал содержит теоретически обоснованный материал и практическое приложение.

Цель: Глубокое изучение личностей внёсший вклад в развитие исторического процесса

Задачи:

1.                 Активизация интереса учащихся;

2.                 Глубокое разностороннее рассмотрение и усвоение материала;

3.                 Реализация принципа системности и структурирования материала

Практическая ценность:

Технология применима в процессе изучения материала на элективных курсах, в частности курсе «История в лицах и цифрах», других общественных дисциплинах.

Специфика:

Технология разворачивается от простых оценочных суждений до структурированного анализа. Состоит из 7 этапов.

Актуальность: Изучение жизни и деятельности великих людей своего времени приобретает особое значение в том случае, если эти люди не только вершили историю, но и являлись носителями и проводниками культурных ценностей, нравственных принципов и традиций данного общества. Приобщение к славной истории своих великих предков формирует у человека чувство гордости за свою страну, за ее великую историю, за великих людей, которые ее творили. «Наши предки защищали и передали нам в наследство огромную территорию нынешнего Казахстана, самобытную культуру и особый дух восприятия и познания жизни. Этот дух свободолюбия и степной доблести не был растрачен на крутых переломах истории, его сумели сохранить предыдущие поколения», - отмечал Н.А. Назарбаев в своей лекции перед студентами Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Таким образом, история жизнедеятельности великих личностей в истории Казахстана является одним из факторов формирования казахстанского патриотизма.

Новизна: Данная технология является авторской и является результатом практической работы в процессе реализации курса «История в лицах и цифрах»

Этапы:

1.Ознакомительный. Сбор информации, изучение содержания материала;

2. Системный. Отбор информации по степени значимости и важности;

 

 Информация -главная, не главная

Информация –научная, не научная

Информация - объективная, субъективная.

 

3.Практический – составление таблицы:

 

Дата рождения

Место рождения

Получение образования

Семья

Сфера деятельности

Важные жизненные этапы

Значение личности в историческом процессе

18 мая 1936 года

 

 

 

 

 

 

 

4. Функциональный – Изучение деятельности личности:

 

Действия: целерациональные, ценностно рациональные

Поступки: традиционные, аффективные

Деятельность: практическая, теоритическая, духовная

Нравственная оценка деятельности

Правовая оценка деятельности

 

 

 

 

 

 

5.Типологический- Определение социальных ролей личности:

Правовой статус

Социальный статус

 

 

 

 

 

 

 

6 Личностно - ориентированный-Оценка:

Личностная оценка

Проектирование на себя

Позитивна ли в целом роль личности?

Роль в истории

 

 

 

 

 

7.Рефлексия

Хочется в себе формировать подобные черты?

Произошла ли в процессе знакомства с жизнедеятельностью личности переоценка каких-либо жизненных ценностей?

 

 

Образец работы с использованием технологии изучения личности.

1.Ознакомительный. Сбор информации, изучение содержания материала;

2. Системный. Отбор информации по степени значимости и важности;

 

 Информация -главная, не главная

Информация – научная, не научная

Информация - объективная, субъективная.

 

3 Практический – составление таблицы:

Дата рождения

Место рождения

18 мая 1936 года

в городе Алма-Ата

 

Получение образования

Семья

Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.

Родился в семье офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Позже Лев Гумилёв сообщил Олжасу, что сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.

Сфера деятельности

Важные жизненные этапы

Инженер геолог.Литературной работой занялся в 1955 году.Олжаса Сулейменова причисляют к поэтам-шестидесятникам, его друзьями были три столпа тех лет: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Вознесенский написал стихи "АТЕ 36-70" или "2 секунды, 20 июня 1970", посвященные Олжасу и автоаварии, в которую они попали под Алма-Атой. Увлеченный стихами Сулейменова о казахском поэте и народном герое Махамбете, он сам создал цикл "Читая Махамбета": "Зачитываюсь Махамбетом, Заслышу Азию во мне, Антенной вздрогнет в кабинете Стрела, торчащая в стене." Рождественский начал свой стих "О друзьях" так: "Олжас, Мумин, Виталий…", а Римма Казакова в 1968 году написала целое стихотворение: "Люблю тебя, товарищ мой Олжас". Большой была популярность поэта среди его поклонников по всей стране

В 1958 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода, который окончил в 1961 году.В 1962—1971 литературный сотрудник газеты "Казахстанская правда", главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии "Казахфильм", заведующий отделом журналистики в журнале "Простор".1971—1981 секретарь правления Союза писателей Казахстана,С 1972 председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки.С начала 70-х и до конца 80-х заместитель Председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки.

 

 

Значение личности в историческом процессе

Стихи и поэмы Олжаса Сулейменова переведены на английский, французский, немецкий, испанский, чешский, польский, словацкий, болгарский, венгерский, монгольский и турецкий языки. Наибольшую известность казахский поэт получил во Франции, где помимо целого ряда стихотворений, опубликованных в разное время на страницах литературной периодики, было издано несколько поэтических сборников казахского поэта. Широко известна в литературных кругах Франции дискуссия в связи с выходом в Париже "Года обезьяны" (1967) и "Глиняной книги" (1969). "В "Годе обезьяны" Олжаса Сулейменова, — писала Лили Дени в газете "Летерфрансез" за 19 июня 1968 года, — я прочла то, что является одновременно прошлым и будущим. Слова о корнях»

 

Функциональный – Изучение деятельности личности:

Действия: цел рациональные, ценностно - рациональные

Деятельность: практическая, теоретическая, духовная

В феврале 1989 года Олжас Сулейменов выступает по телевидению с обращением к народу Казахстана, а назавтра на митинге у здания Союза писателей в Алма-Ате объявляет о создании антиядерного движения "Невада — Семипалатинск". За месяц было собрано 4 миллиона подписей в поддержку запрета на ядерные испытания. Летом того же года Олжас Сулейменов выступает на I съезде народных депутатов СССР, на котором сообщает о целях и требованиях движения. После того, как 19 октября 1989 года были остановлены испытания под Семипалатинском, в мае 1990 года прошёл первый "Антиядерный конгресс" без участия государства, потому что в то время у государства и у движения были разные цели: общество требовало остановить испытания, государство СССР — продолжить. В поддержку Движению 400 000 тогда полновесных рублей перечислил Фонд Мира, руководимый экс-чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Олжас Сулейменов, поклонник древней игры, тогда был председателем федерации шахмат Казахстана (1977—1995). Указом президента Н. А. Назарбаева 29 августа 1991 года был окончательно закрыт полигон и последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановились ядерные испытания на полигонах — Новая Земля (Россия), Невада (США), на атолле Муруроа (Франция) и озере Лобнор (Китай). Был подписан большинством стран Договор о нераспространении ядерного оружия. В память о создании народного антиядерного движения Невада — Семипалатинск у входа в здание Союза писателей Казахстана был установлен гранитный куб с памятной надписью.

Начало 1989 года. Предвыборная программа кандидата в народные депутаты СССР первого секретаря правления Союза писателей Казахстана Олжаса Сулейменова. Первым пунктом стоит — запрещение атомных испытаний в Казахстане. Ещё в 1973 году Сулейменов написал острейшее для застойных советских времён стихотворение о Казахстане "Дикое поле", которое заканчивалось словами: "И да здравствует запрещение испытаний!" Речь шла, конечно, об испытаниях на Семипалатинском ядерном полигоне. В разгар холодной войны это был поступок. Только за период 1949 по 1963 годы мощность взрывов всех испытанных под Семипалатинском атомных и водородных бомб в 2500 раз превзошла мощность американской атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Региону был нанесен ужасающий экологический урон. И кто, как не народный поэт, должен был восстать против этого и повести за собой народ.

 

Нравственная оценка деятельности

Правовая оценка деятельности

Защищает интересы народа, своего государства

Действовал легитимно

 

5.Типологический -Определение социальных ролей личности:

Правовой статус

Социальный статус

Социальные роли

Писатель. Общественный деятель

Интеллигент

В 1995 году Сулейменов принял предложение президента Назарбаева перейти на дипломатическую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте. В мае 1997 года президент Италии Оскар ЛуиджиСкальфаро прибыл в Казахстан с первым официальным визитом для подписания договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Аналогичный документ на азиатском континенте Италия имела только с Японией.

С 2002 года Сулейменов перешёл на другую работу — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).

 

6 Личностно – ориентированный -Оценка:

Личностная оценка

Проектирование на себя

Позитивна ли в целом роль личности?

Роль в истории

Положительная

Личностный пример

+

Закрытие Семипалатинского ядерного полигона, пробуждение национального самосознания

7.Рефлексия

Хочется в себе формировать подобные черты?

Произошла ли в процессе знакомства с жизнедеятельностью личности переоценка каких-либо жизненных ценностей?

Целенаправленность и целеустремлённость, желание бороться за будущее своего народа

+ (что именно пересмотрено, выводы)

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ И ЦИФРАХ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Шығыс Қазақстан  Зырян ауданы                                                                                                      «Зырян каласының № 6 орта мектебі» КММ

Восточно – Казахстанская область. Зыряновский район

КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска»

                                                                          Бекітемін:                                                                               Утверждаю

Директор КГУ «Средняя школа

№6 города     Зыряновска»                                                           

КММ директоры

Капорцева Л.П._________________

«_8___»сентября 2014

                                               СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ И ЦИФРАХ»

10 -11 КЛАСС

Пәннің аты: история                                         Предмет:история

 мұғалімі:Затеева Е.Д.                                        Учитель:Затеева Е.Д.

Окұ жоспарының іске асырылу                        Срок реализации учебной

мерзімі: 1 жыл                                                     программы: 1 год 

Бағдарлама эксперт Кеңесінде                Программа одобрена мақұлданды                                        экспертным Советом

 №___Хаттама                                                       Протокол № __от

«_8__»__09____2014__ жыл                                    «__8_»__09__2014 года

Эксперттік Кеңестің                                             Председатель экспертного                    

                                                                                                       Совета

Капорцева Л.П.                                                       Капорцева ЛП

 

2014 г.

Программа разработана для учащихся 10-11 классов Средних общеобразовательных школ

Пояснительная записка.

Основная концепция развития национальной истории Республики Казахстан в современный период должна соответствовать геополитическим интересам Казахстана и опираться на современные технологии с соблюдением базовых принципов, обеспечивающих достоверность и полноту информации об исследуемом историческом объекте. В последние два десятилетия Казахстанская историческая наука освобождается от схоластических концепций и делает значительные продвижения вперед в изучение мало разработанных проблем истории. Намечается новый подход в трактовке многих аспектов политико-государственных вопросов. Этому способствуют процессы гуманитаризации и экологизации научного знания.  Концепция исторической науки должна быть основана на единстве системы взглядов на исторические события, на деятельность исторических личностей.

История любого народа тесно связана с теми личностями, которые на определённом этапе истории оставили яркий след в его судьбе. Значительность исторической личности определяется её мудростью, умением предвидеть будущее и степенью причастности к судьбе своего народа и Отечества

Курс «История в лицах и цифрах» призван осветить жизненные пути исторических личностей казахского народа, «Золотой фонд нации», от легендарных имён сакских вождей, стоявших у истоков образования казахского этноса, до личностей, внёсших вклад в развитие отечественной истории на современном этапе.

Цель курса:

Способствовать овладению учащимися основами знаний об историческом пути знаменитых личностей, развивать способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формировать ценностные ориентации и убеждения, способствовать осмыслению учащимися идей гуманизма, героического опыта.

Исходя из поставленной цели курс способствует решению следующих задач:

Формировать умения и навыки критического мышления;

Развивать историческое мышление;

Развивать умения ставить задачи и кооперативно их решать;

Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками, в том числе навыки ИКТ;

Формировать навыки самообразования, способности к академической мобильности учащихся.

 Формировать новое историческое мировоззрение нации путем пропаганды положительной деятельности национальных героев.

Локальные задачи:

Развивать интерес к изучению истории своего государства, деятельности исторических личностей;

Формируемые компетенции:

 Общекультурная компетентность

 Социально-трудовая компетентность

Информационная компетентность

Коммуникативная компетентность

 Ценностно-смысловая компетентность

 Учебно-познавательная компетентность

Личностного самоопределения

Практическая ценность: Использование курса способствует нравственному воспитанию учащихся через оценку деятельности исторических личностей, приращению знаний при подготовке учащихся к ЕНТ.

Актуальность: В ряде документов, таких как Стратегический план развития Республики, Казахстан до 2010 года, Общенациональные планы основных мероприятий по реализации ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана, Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы и в новой редакции Закона РК «Об образовании» 2007 года сформулированы основные приоритеты и главные задачи долгосрочной государственной политики в области образования. Данные документы диктуют необходимость объективного осмысления исторического прошлого и деятельности исторических личностей.

Новизна:  Эргономизация и гуманизация исторического образования. Возможность использовать приложения для активизации мыслительной и аналитической деятельности, диалогизировать образовательный процесс

Методы, используемы при реализации курса:

 Практический метод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, видеометод, практический.

Принципы:

·                   Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

·                   Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

·                   Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

·                   Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Содержание курса:

Огромный пласт исторического развития, с глубокой древности до наших дней. Человек, личность является центральной фигурой социального, духовного, правового пространства. Материалы, касающиеся человека, его жизни и деятельности, являются основными и составляют своеобразную связующую нить всех знаний данного курса. При прохождении тем курса учитель подводит учащихся к выводу о том, что отдельные исторические личности, их поступки и действия способны привести к созидательным и разрушительным последствиям. Разделы календарно - тематического планирования (4,6,8,9) содержат

Региональный компонент). Программа содержит значимые приложения, которые способствуют реализации цели.

Курс «История в лицах и цифрах» по своему содержанию является предметом гуманитарного цикла.

Особенности специального курса:

Данный курс выполняет следующие функции:

1. Описательная - программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно- мировоззренческая - знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая - организуя деятельность учителя по подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Комплекс компонентов курса

1. Информационный - складывается из списков главных фактов, новых понятий, основных связей обязательных для усвоения учащимися.

2. Операционный - состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса;

3. Творческо-поисковый - содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы, которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой - является базой для формирования аксиологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д.

Количество часов-17

Образовательный продукт, разработанный учениками:

Научные презентации, творческие презентации, доклады, рефераты, исследовательские проекты, конспекты, схемы, сложные таблицы.

Список литературы:

1.    Абдокимов А. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. Издание 3-е Алматы: ТОО «Издательский дом Казахстана», 2001 год.

2.    Великие личности в истории Казахстана. В помощь кураторам студенческих групп. 3 книга / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. – 2-е издание - Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2011. – 12

3.    Григорьев Е.И. Научно публицистическое издание. Светоч казахской степи. Акыл китабы.2002 год.

4.    Гринин Л. Е. Личность в истории: Современные подходы// История и современность, № 1, 2011.

5.    Гафуров Б., Касымжанов А. Аль-Фараби в истории культуры. М.: Наука, 1975.

6.    История Казахстана: Белые пятна. Сборник статей. Составитель Е. Абылхожин. - Алматы. Казахстан, 1991 год.

7.    Казахи. Девятитомный популярный справочник. -Алматы: том 2.исторические личности, 1998 год.

8.    Кайрат Саки. Юрта на пирамиде, или о Бейбарсе со слов средневековых летописцев. Источник: www.arba.ru

9.    Карпык А.Х. Абай. Наследники. На перепутье: Алматы: Агенство «Альхалел».1995год

10.Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие. Астана: Фолиант, 2002 год.

11.Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств (ХVIII в.). Алматы: Білім, 1999. 4. Кшибеков Д.К. Истоки ментальности казахов. Алматы: Дайк-Пресс, 2006.

12.Михайлов В. Люди помнили поэта, забытого государством //Казахстанская правда. 1993, 13 августа

13.Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999.

14.Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. Алматы: 2001.

15.Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира: Послание Президента РК народу Казахстана. 1 марта 2006 г. Астана, 2006.

16.Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. Алматы, 1996. 5. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстана. Астана, 2001

17.Унгарсынова Ф. Памятники легендарным сыновьям казахского народа. // Казахстанская правда. 01.07.2000

18.Современный Казахстан: Цифры и факты. -Астана, 1998 год.

19.Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби / Бурабаев М.С., Курмангалиева Г.К., Сагадеев А.В., Брянов В.А. Алма- Ата: Наука, 1984.

20.Ситько, Н. Мухаммеду Хайдару Дулати - 500 лет //Наука Казахстана. - 1999. -N21-22.1-30 ноября

21.Страницы трагических судеб: Сборник воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950году.

 

 

Тематическое планирование программы

 

 

Тема

Содержание

1

Легендарные кочевники: Томирис, Ширак, Моде, Атилла, Бумын –каган, Истемикаган.Бейбарыс.

Данный раздел раскрывает героическое прошлое, судьбы правителей степных союзов и племён, призван дать характеристику исторических личностей, их вклад в мировую историю

2

Великие мудрецы: Абунасыр аль Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи.

Раскрыть теоретическое наследие и вклад в мировую художественную культуру, науку литературу великих восточных философов, проследить генезис их идей и творческих исканий.

3

Основатели казахской государственности: Джучи – хан, Орыс- хан, Барк хан, Керей и Жаныбек, Касым хан, Хакназар, Тауекель, Есим хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кенесары хан.

Рассмотреть исторические судьбы данных героев, показать их вклад в историю развития государственности, раскрыть объективные и субъективные личностные характеристики

4

Герои - защитники степи казахской.

Батыры: Богенбай, Каьбанбай, Раимбек, Наурызбай, Жанкожа.Кокжал Барак батыр,Бекжанбатыр,Даулетбай батыр, Мамай Жумагулулы.

 

 

 

 

Рассмотреть биографию защитников казахской степи в самый трудный период жизни казахского народа, выяснить какова была роль героев в отдельных исторических событиях. Региональны компонент й

5

Толе би, Казыбекби, Айтекеби – великие Бии казахской степи

Раскрыть роль великих мудрецов в истории формирования казахского права, роль в Отечественной истории.

6

Казахская интеллигенция:Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин, АлиханБокейханов, МухаметжанСералин, Мустафа Чокай. Байтурсынов, АлимханЕрмеков,  СултанмахмутТорайгыров,  ХалелГаббасов.

Основные вехи и генезис, истоки формирования казахской интеллигенции. Неординарность личностей, судеб, историческое, научное, поэтическое и литературное наследие, роль в организации национально освободительной борьбы

7

Страницы трагических судеб.

Раскрыть репрессивный механизм, трагизм судеб, исторические вехи. Процесс реабилитации

8

Казахстанцы –герои Великой Отечественной войны: ИзгуттыАйтыков, Александр АнфиногеновичБурнашов 

БочарниковПетр Степанович, АухадиевКойгельды, Сергей Алексеевич Батиньков, Котельников Яков Степанович, ТулегенТохтаров, Павел Тимофеевич Брилин

 

 

 

 

 

Рассмотреть события Великой Отечественной войны и участие в сражениях на фронтах великой Отечественной войны воинов казахс танцев. Региональный компонент. Вклад героев казахстанцев в дело победы советского народа над фашистской Германией

9

На звёздной орбите: Дина Нурпеисова, МухтарАуэзов, КанышСатпаев, БауржанМомышУлы, Олжас Сулейменов, ТохтарАубакиров, ФаризаОнгарсынова.

Творческие изыскания звёзд казахского народа, биография, творчество, сложности судьбы и борьба за политическую, экономическую независимость

10

Лидер казахстанского народа: Н.А. Назарбаев

Биография, жизнедеятельность, вклад в развитие независимого Казахстана

11

Самые популярные современники.

Альтернативный выбор

11

10 фактов, которыми гордится Казахстан

 

Приложение Альтернативный выбор

12

7 чудес Казахстана

Приложение Альтернативный выбор

 

Итого

 

 

 

Календарно - тематическое планирование программы

 

Тема

Количество часов

Ддата

1

Легендарные кочевники: Томирис, Ширак, Моде, Атилла, Бумын –каган, Истемикаган.Бейбарыс.

2

 

2

Великие мудрецы: Абунасыр аль Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи.

1

 

3

Основатели казахской государственности: Джучи – хан, Орыс- хан, Барк хан, Керей и Жаныбек, Касым хан, Хакназар, Тауекель, Есим хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кенесары хан.

2

 

4

Герои -защитники степи казахской.

Батыры: Богенбай, Каьбанбай, Раимбек, Наурызбай, Жанкожа.Кокжал Барак батыр,Бекжанбатыр,Даулетбай батыр, Мамай Жумагулулы.

 

 

 

 

1

 

5

Толе би, Казыбекби, Айтекеби – великие Бии казахской степи

1

 

6

Казахская интеллигенция:Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин, АлиханБокейханов, МухаметжанСералин, Мустафа Чокай. Байтурсынов, АлимханЕрмеков,  СултанмахмутТорайгыров,  ХалелГаббасов.

2

 

7

Страницы трагических судеб.

2

 

8

Казахстанцы –ге

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4721
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 558
    • DOCX 356 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Затеева Елена Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Затеева Елена Дмитриевна
    Затеева Елена Дмитриевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2533
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 26 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе