Главная / Иностранные языки / Спецкурс "Грамматика на старшем этапе обучения"

Спецкурс "Грамматика на старшем этапе обучения"





Овладение грамматикой предполагает овладение определенными умениями,каковыми являются :

1.умение понимать грамматические определения по грамматическому справочнику;

2.умение извлечь грамматическую схему из предъявленных образцов речи;

3.умение изменить словарную форму слова по правилам грамматики;

4.умение упорядочить слова в предложении по правилам грамматики (при дополнении, заполнении пропуска, построении предложений из данных слов)

5.умение анализировать структуру различных типов предложений и конструкции - т. е делать грамматический разбор);

6.умение трансформировать одну грамматическую конструкцию в другую;

7.умение определять место и функцию слов в предложении.

Овладение этими умениями позволит учащимся быстро сориентироваться в мире грамматических явлений.

I .Практикой доказано, что одной из самых распространенных ошибок является порядок слов, а именно, место глагола, Поэтому повторение грамматики целесообразнее начать с раздела "Синтаксис".

2.Так как глагол в немецком предложении имеет строго определенное место, а материал по изменению глагола - временные формы является по объему и трудности усвоения большим, коммуникативная роль глагола в предложении важнее, чем других частей речи, то тему "Морфология" целесообразнее начать именно с глагола.

Предлагается следующая последовательность работы над грамматическим материалом:


I. Простое предложение. Личное, безличное, неопределенно-личное. Место подлежащего и сказуемого(2- составное сказуемое). Признаки нахождения глагола. Прямой и обратный порядок слов. Отрицание в немецком предложении.

2.Вопросительное предложение без вопросительного слова (общий вопрос). Простое и сложное сказуемое. Глаголы с отделяемой приставкой.

3. Порядок слов в вопросительном предложении с вопросительным словом (специальный вопрос). Вопросительные слова .Местоименные наречия (вопросительные и указательные).

4.Повелительное предложение. Отрицание в повелительном предложении. Место возвратной частицы. Распространенное предложение. Глагол с отделяемой приставкой

Глагол sein

Систематизация знаний о типах предложений. Определительные признаки. Таблица.

II. Сложное предложение.

1. Сложносочиненное предложение

Союзы: : а( und, aber , oder, dann, doch, auch, sondern )

б( darum, deshalb, deswegen, denn )

2. Сложноподчиненное предложение

а.) дополнительные.Вопросительные слова и местоименные наречия
в роли союзов.

б) определительные

в) временные. Особенности употребления союзов а1s,wenn

г) причинные .Особенности употребления союзa damit , um… zu

е) условные.

III. Глагол.

1. Спряжение глагола. Сильные и слабые глаголы.
Отделяемые и неотделяемые приставки. Ргäsens

Спряжение модальных глаголов .Глаголы haben ,sein, werden. .Возвратные глаголы. Ргäsеns для выражения будущего времени.

2.Futurum..Понятие сложного времени.

3. Imperfekt , Präteritum .Слабые,сильные,неправильные глаголы. Модальные глаголы .Глаголы sein, haben,werden.

Глаголы с отделяемыми приставками.

Сфера употребления.

4. Perfekt. Слабые, сильные,неправильные глаголы . Вспомогательные глаголы. Глаголы, употребляющиеся с haben, sein.

Глаголы с употребляемыми приставками. Глаголы с суффиксом " iегеn. Модальные глаголы, hаbеп и sеin в Регfекt в самостоятельном значении.

Сфера употребления Pегfекt .Согласование времен.

Основные формы глаголов. Ряда аблаута.

5. Plusquamperfekt и его употребление.

6. Страдательная форма глагола Раssiv

Образование ,употребление и перевод на русский язык

Infinitiv Passiv.Мода льный глагол + Infinitiv Passiv.Предлоги von, durch в Раssiv.

Конструкция haben, sein + Infinitiv Passiv

IV. Артикль. Употребление определенного и неопределенного артикля. Отсутствие артикля.

V. Существительное.

1. Множественное число . 5 типов образования Plural
Особые случаи образования. Образование множественного числа по родам

2. Суффиксы существительных женского, мужского и среднего рода.
3. Склонение. Слабое ,сильное, женское. Склонение во множественном числе
Особые случаи склонения. Склонение имен собственных
Отрицание кеin .Определение падежа. Родительный разделительный.

VI. Предлоги.

1.Dativ Akkusativ. Dativ. Akkusativ

2. Предлоги Statt,während,wegen

Многозначность предлогов.

VII. Местоимение,

Личные местоимения и их склонение.Притяжательные местоимения и особенности их употребления в немецком языке.

Склонение указательных местоимений dieser, jener, solcher.

Безличное и неопределенно-личное местоимение.

VIII. Числительное.

Количественные и порядковые. Даты.

IX. Прилагательное.

Степени сравнения прилагательных.Особые случаи образования степеней. Типы склонения. Прилагательное в роли именного сказуемого.

X . Infinitiv с zu и без zu .

Обороты um …zu, statt…zu , ohne…zu.

XI.Грамматическая терминология на немецком языке. Анализ текста и предложений.

Параллельно проводится работа с данным материалом по основным учебникам, например, по I теме:

Найти предложения с прямым (обратным) порядком слов из текста,

Изменить порядок слов на противоположный.

Выделить сказуемое (какое оно).

Найти в тексте неопределенно-личные и безличные предложения.

В качестве домашнего задания рекомендуется найти в тексте по 3 предложения с прямым и обратным порядком слов и т.д.

Тема 3 начинается с повторения вопросительных слов:

1. все вопросительные слова начинаются с "w "

2. вопросы wer, was ? к подлежащему — глагол-сказуемое в 3 л. мн. ч.

3. После вопросов

wieviel

wessen, + сущ-ное

welche,

was für ein ?

4. отличия в употреблении welcher-was für ein

5. отличия в употреблении wie-welcher

6. вопрос was ist еr? -подразумевает в ответе профессию.

В качестве домашнего задания: задать специальные вопросы по тексту, упражнение на письменный перевод с русского; к данным предложениям задать все возможные вопросы .

На 2 уроке этой темы повторяется предыдущий материал и

рассматривается тема "Местоименные наречия":

1.образование;

2 .вид (указательные и вопросительные)

3. употребление (неодушевленные сущ.);

4 .управление глаголов (основные записать);

5. зависимость выбора и перевода от управления глагола и значения предлога.

6. многозначность местоименных наречий

(wofür-sorgen,kämpfen,interessieren;

wovon-erzählen,träumen,Abschied nehme

7. функция местоименных вопросительных наречий
(в качестве вопросительных слов и союзов).

В тексте домашнего задания найти примеры.

5. Материал темы можно представить в виде таблицы с последующим пояснением:

IМРЕRАТ1V

вид глагола: 2 л. ад. ч. : 3 л. мн. ч. : вежл. форма :корень:суффик :корень: суффикс :корень: суффикс

слабый

:не изм:е (нул): не :

t

: не

-еn

Sie

сильный с- а-

:не изм:е (нул):измен.:

t

:измен.:

-еn

Sie

сильный с- е-

: i- : нул. : - !

t

-еn

Sie

1. Глагол стоит на I месте.

2. 2-составноe сказуемое - 1-ое и последнее.

3.Отрицательная форма.

4.Выражения типа: Sport treiben, Schach spielen

5. Глаголы с отделяемой приставкой.

6. Возвратные глаголы.

7. Глагол sein

Тема " Imperativ" заканчивает раздел "Простое предложение". Можно провести контрольную работу по изученному материалу по карточкам и систематизировать знания о месте глагола в таблице, ею можно и начать тему "Сложное предложение".

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Повторение темы "Виды придаточных предложений" можно осуществить на основе таблиц по грамматике, записав материал по пунктам или опять же суммировать в виде таблицы: вид придаточного, союзы, вопрос, на который они отвечают, сфера употребления, особенности.


Конструкция hаbеn sеin + zu +Infinitiv


Непосредственной работе над конструкцией предшествует работа по систематизации материала в употреблении глаголов

haben , sein так как упражнения учебника нацелены на узнавание контрукции,отличия ее от других областей применения этих глаголов.

Применяется следующая таблица с примерами и пояснениям, которая наглядно показывает все случаи употребления haben, sein.

НАВЕN SЕIN


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ (СМЫСЛОВОЕ) ЗНАЧЕНИЕ.


1сЬ hаЬе (hаttе) еiп Висh. | Das ist /war / ein interessantes Buch. .


II. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.


Ich habe / hatte / ein Buch gelesen. !Ich bin / war / ins Kino gegangen..

I

Ш. ОБОРОТ (СМЫСЛОВОЕ)


Ich habe den Wunsch ,dieses! Es ist interessant, dieses Buch
Вuсh zu 1еsеп. zu 1еsеп.

IV. PASSIV

Dаs Вuсh ist mit Interesse gelesen worden.

( Почему возможен пример лишь для sein?)

V. НАВEN -SEIN +ZU +INFINITIV..


Ich habe viel zu arbeiten.

Ich muss viel arbeiten.


долженствование

Подлежащее - действующее лицо -активно.

ЗАМЕНА

Ich muss arbeiten.

Das Buch ist zu lesen.

(долженс твова ние)

Das Buch ist in der Bibliothek zu finden.

возможность.

Подлежащее пассивно

Man muss /kann/ das Buch lesen.

Das Buch kann / muss / gelesen werden.

Infinitiv Passiv + Modallverb

С X. можно (нужно) что-то делать


1. Затем выполняются упражнения по учебнику. Теперь учащиеся легко

ориентируются, в каком качестве использо ваны глаголы haben-sein.
2. В текстах найти примеры употребления данной конструкции, перевести и объяснить, как это можно сказать по-другому.

3. Так как конструкция haben -sein +zu +Infinitiv широко распространена в тeкстах технического характера, подбираются газетные статьи, где много таких примеров, предложения выписываются, дается их перевод.

4. На основе текста продемонстрироватъ все имеющиеся в нем

случаи употребления глаголов haben - sein.

5.Можно дать на письменный перевод следующий текст:

1. Я рассказываю маме, что мне нужно сегодня сделать.

2. По математике я должна сделать 2 задания,

3. Подруга должна мне помочь.

4. По литературе нужно выучить стихотворение, текст нужно перевести и пересказать параграф по истории.

5. Еще мне нужно написать реферат».


Принцип работы над остальными темами существенно не отличается от изложенного выше и любой учитель немецкого языка без труда сможет при желании, пользуясь программой повторения грамматики, предложить материал своим учащимся.

Для тренировки в употреблении специальных вопросов используются следующие упражнения:

Задать вопрос по возможности в каждому слову:

I. Der Bruder meiner Freundin ist Student.Er studiert an der pädagogischen Hochschule.Er fährt mit dem Bus ins Zentrum der Stadt. Jeden Tag hat er 6 Stunden .Um 2 Uhr ist er frei..Er arbeitet viel ,um Lehrer zu werden.

Перевести:

1. Куда идет твой брат? Кто он по профессии?

2. Почему тетради лежат на столе?

3. Когда твоя сестра приходит домой?

4. Кто приносит вам фрукты?

5. Как зовут твою подругу?

6. "Где ты живешь?

7. Какая погода? - Погода очень хорошая.

8. Какова твоя новая квартира? - Она большая и светлая.

9. Чья мама работает в библиотеке?

10. Почему тебе не нравится эта картина?

11. Зачем тебе словарь?


К теме "Местоименные наречия":

Спроси кратко (на аудирование)


1. Die Eltern sorgen für die Kinder,die Kinder müssen für die Eltern sorgen.

2. Die Menschen träumen immer von den Kosmosflügen

3. Die Kosmonauten erzählen über ihre Experimente.

4. Die Gewässer werden vor der Verschmutzung gesеtzt.

5. Er erählte über seine Schwester.

6. .Die Maschinen werden durch Elektrizität in Bewegung gesetzt.

7. Er gab mir das Buch durch seinen Freund.

8. Wir fahren mit dem Bus.

9. .Er geht mit dem Kind spazieren.

Задай письменно вопросы к выделенным словам.


1. Viele Kinder nehmen AN DEM KONZERT teil.

2. Das Publikum erkannte den Sänger AN DER STIMME

3. Ich gehe MIT DEM BRUDER in die Schule.


Ответь на вопросы, используя скобки.

1. Wovon träumen alle? (die Ferien)

2. Wofür kämpfen wir? (gute Disziplin )


Задай вопросы, используя местоименные наречия


1. Er leidet an Kopfschmerzen.

2. Die Stunde begann mit der Kontrolle der Hausaufgabe.

3. Der Lehrer zeigte auf die Fehler.

4. In unserem Land interessiert man sich für die Kunst.

5. Es riecht nach öl.

6. In diesem Roman handelt es sich um die Jugend.

7. Der Junge dachte über die Frage nach.


Переведи на немецкий язык;

1. Чему ты радуешься? - Я радуюсь успехам.

2. Чего ты ждешь? - Я жду звонка.

3. О чем ты думаешь? - 0 фильме.

4. О чем вы разговариваете? - Мы разговариваем о новой книге.

5. О ком вы говорили? - 0 новом учителе


Imperativ

In der Prüfung


Examenator : Входите,пожалуйста,возьмите билет и садитесь за стол справа.


Schüler: Soll ich den Text vorlesen?


Examenator: Да,конечно, читайте сначала текст вслух. Потом ответьте на мои вопросы. Не волнуйтесь! Будьте внимательны!


Schüler: Und die Ubersetzung? Soll ich sie schriftlich machen?


Examenator: Да,выполните этот перевод письменно и не делайте ошибок .


( Nach der Antwort)


Schüler: Ich möchte Deutsch gut lernen.Was raten Sie mir ?Wie soll ich an der Sprache arbeiten?


Examenator: Читайте немецкие книги, газеты, журналы. Делайте обратные переводы, пересказывайте короткие тексты. И самое главное, работайте над языком систематически!


СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1. Так как я изучаю немецкий язык, я много читаю по-немецки.

2. Наша библиотекарь хорошо меня знает, так как я часто хожу в библиотеку.

3. Когда я был маленький, я ходил в детский садик.

4. Я счастлива, когда получаю хорошую оценку.

5. Мы всегда играли вместе, когда были маленькими

6. Я дам тебе книгу, если у тебя ее нет.

7. После того как ты выучишь стих, мы пойдем гулять.

8. Я часто дарю сестре книги, чтобы у нее была библиотека.

9. Скажи брату, чтоб он купил хлеб.

10. Ты найдешь меня там, где висит стенная газета.

11. Он спросил, где я учусь.

12.. Я знаю, что я ничего не знаю.

13. Спроси, куда он идет. Интересно, понравится ли ей книга.

14. Парк, в котором мы катались на лыжах, находится недалеко от нашей школы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

1. Он спросил, где и когда родился великий русский писатель А.П.Чехов.

2. Чайковский, музыкальные произведения которого известны во всем мире, один из величайших русских композиторов.

3. Строят машины, чтобы работы легча стала.

4. После того, как она закончила университет, она поехала к своему отцу, который ожидал ее с нетерпением.

5. Когда наступает осень, журавли и другие перелетные птицы летят туда, где тепло.

6. Если в выходной день будет теплая погода, то я поеду с вами на дачу, хотя у меня хлопот полон рот.

7. В деревне, где я вырос, работает агроном, которого все высоко ценят, хотя он еще молод.

8. Говорят, что он много занимается спортом, т.к. хотел стать спортсменом.

9. Школьники, сочинения которых были плохими, должны написать их еще раз, чтобы учитель мог поставить им более хорошую оценку.

10. Он написал мне, что приедет в конце июля в Москву, потому что должен снова сдавать экзамены в институт.

11. Наша учительница, которая 30 лет работает в школе, награждена орденом.

НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКИ

1. Der Lehrer fragte dem fleissigen Junge,ob wir heute den 13. Februar habten.

2. Meine Freundin wird in der Bibliothek gegangen.

3. Sagst nichts der Mutter.

4. Wenn stehst du auf`?

5. Ich habe heute früh aufgestand.

13. Ich wisse nicht ,ob es kommt.

14. Sagt mir,wer deine Freund ist und ich sage dir , wer du ist.

15. Er interessiert für Deutsch.

16. Ich verbringe meine Ferien am Süden.

17. Ich warte auf dich, um zusamen spazieren zugehen.

18. Wir wollen kein singen.

Образцы индивидуальных карточек для самостоятельной (контрольной) работы.

а) сменить порядок слов, определить его вид.

Nina lebt jetzt in Moskau.

Schon ein Jahr arbeitet sie im Werk.

б) образовать от предложений задания "а" вопросительные

предложения (все типы).

в) составить предложение:

Kommen, er,jeden Tag, nach Hause, am Abend.

II. a) Образовать 3 формы Imperativ

kommen

б) составить сложноподчиненное предложение:

Ich stehe auf. (weil )Es ist 7 Uhr.

Es ist interessant. Gefällt dir dieses Buch?

в) определить вид придаточного

Als ich nach Hause kam, war es schon spät.

Ш. а) проспрягать глаголы в Рräsens.

Sagen, sich rasieren,dürfen, mithelfen

б) употребить в Futurum

In der Stadt entstehen neue Werke.

Aus vielen Ländern kommen zu uns die Gäste.

IV. а) определить временную форму глагола

Ich war im Dorf.

Ich badete im Fluss.

Wo hast du die Ferien verbracht?

Wir werden auch aufs Land fahren.

б) дать основные формы

erzählen, singen

в) поставить во все времена

Der Sportler turnt im Hof.

Предложения, которые включают почти все явления грамматики и являются идеальным вариантом для грамматического анализа.

I. Der Lehrer fragte den fleissigen Jungen, ob wir heute den 13. Februar haben.

2. Ihr jüngerer Sohn, der 17 Jahre alt ist, will Lehrer werden. .

З. Am schwersten aber sind die ersten Oktobertage,weil das Wetter schlecht ist.

4. Nachdem ich 2 Aufgaben in Mathematik gemacht hatte, half ich meiner älteren Grossmutter.

5 Meine alte Grossmutter sagt, das ein Narr mehr fragt, as 7 Weise antworten können.

6. In dieser neuen Schule lernen 5 Schüler, die erfolgreich an der Olympiade teilgenommen haben.

7. Wir gingen 1,5 km bis zum Dorf, wo meine beste Freundin lebt.

8. Als es warm wurde, gingen 3 Mädchen in den fernen Wald.

9. Der beste Tag meines Lebens wird in 2 Wochtn kommen, wenn ich nасh Моskаu fаhrеn каnn..

10. Der grösste russische Dichter A. S. Puschkin ,dessen schöne Werke alle sehr gern lesen, wurde 1799 geboren.

11.Der Schüler hat die dritte Aufgabe nicht gemacht, weil sie sehr schwer ist .

12. Der Sportler wiederholte 3 Male, das der kürzeste Weg zur Gesundheit der Weg zu Fuss ist.

13. Dieser faule Schüler kommt spät in die Schule, weil er um 8 Uhr aufgestanden ist.

14. Im Kino saβen meine guten Freunde immer in der 10. Reihe,damit

niemand sie störte.

Правде чем перейти к морфологическому разбору отдельных частей речи, необходимо определить:

I). Какое это предложение - простое или сложное, если сложное, нужно выделить отдельные простые предложения ( по наличию подлежащего и сказуемого).

2). Найти сказуемое в каждой части: глагол, который согласуется с подлежащим и вторую часть сказуемого, если она есть. Вторая часть отделена от первой, но в придаточном предложении стоит рядом в конце.

3) Найти подлежащее - оно всегда стоит в именительном падеже без предлога, чаще всего, на первом места, но может стоять и на третьем (после глагола), в придаточном чаще после союза. Оно может быть выражено неопределенно-личным местоимением

man или безличным es.

4). Найти определение к подлежащему - существительному в виде прилагательных или местоимений.

5). Найти отдельные слова или группы слов, относящиеся к сказуемому (существительное с предлогом и без, сравнительная группа, инфинитивные обороты).

Такая работа по принципу алгоритма поможет правильно сделать перевод.

Грамматический анализ может быть осуществлен на немецком языке. Для этого нужно лишь ввести специальную лексику для обозначения грамматических категорий.

Прекрасным материалом для отработки грамматической структуры являются стихи и песни. Тексты их содержат в себе много придаточных предложений, предлогов, примеров на склонение существительных, прилагательных и местоимений, спряжение глаголов и временные формы.



Спецкурс "Грамматика на старшем этапе обучения"
  • Иностранные языки
Описание:

    

           «Грамматика на старшем этапе обучения»

Как известно, грамматика  немецкого языка представляет собой довольно большие трудности при изучении языка. Все сознают, что грамматические навыки формировать необходимо, однако в существующих условиях /имеется в виду недостаточное недельное количество часов на ИЯ в старших классах большинства школ / крайне сложно выработать у обучаемых достаточно прочные грамматические навыки, поэтому нередко работа над грамматикой носит эпизодический характер. Поэтому нужно заниматься грамматикой  специально и делать это в старших классах. Именно в этом возрасте мыслительная деятельность  более активна и самостоятельна.

Для учащихся характерна тяга к  обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частными фактами, развивается  теоретическая мысль.

 При повторении  грамматики в старших классах  у школьников появляется необходимость и  возможность сопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу употребления и систематизировать их,объединяя ранее изученные грамматические элементы в систему.

Кроме того, в старших классах  начинается перестройка  структуры  мотивационной сферы. На первый план выходит мотивация социального характера: понимание значения  иностранного языка для будущей профессии.

 Данная работа представляет собой по сути программу спецкурса по грамматике немецкого языка  для старшей ступени. В ней выделены разделы грамматики, которые должны быть усвоены обучаемыми в первую очередь: порядок слов в простом предложении, виды сказуемого,  парадигма глагола, приводится система упражнений, направленных на отработку конкретных грамматических явлений.

 Задача данного курса - систематизация и автоматизация  грамматических знаний и навыков.

 Итогом работы по курсу грамматики является относительно правильная речь и возможность без особого труда и с минимальным количеством ошибок справиться с письменными  заданиями   ЕГЭ.

 

 

 

    

Автор Таранина Вера Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 527
Номер материала 10895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓