Главная / Другое / Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности


Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории:

Григина Вероника Николаевна

МАДОУ «Детский сад №71», г. Березники Пермского края


Жизнь человека в обществе в основном начинается с детского сада, где закладываются основы общественных отношений, которые в дальнейшем являются определяющими в развитии ребёнка. Именно поэтому, воспитатель ДОУ, являясь носителем культуры, а также владея методиками и технологиями обучения, воспитания и развития дошкольников, должен умело организовывать деятельность детей.

В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.

Ведущей в этом процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. В современной литературе понятие «совместная деятельность» трактуется как равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей (Н.В. Федина, О.А. Скоролупова, Т.Н. Доронова, А.Г. Гогоберидзе и др.). Как показывает практика, организация совместной деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности.

«Совместная деятельность взрослого и детей» это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Данная деятельность предполагает разную по форме организацию:

- по количественному составу: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную,

- по характеру взаимодействия между участниками:

  • закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей (ранний и младший дошкольный возраст);

  • обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей (средний и старший дошкольный возраст);

  • открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми, выступает как паритетная, равноправная (старший дошкольный возраст),

- по способам деятельности, т.е. разнообразие методов и приёмов: коллекционирование, реализация проектов, творческие мастерские, салоны и т.п.

Различают виды совместной деятельности взрослого и детей:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций.

Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, – это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, воспитатели продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

В процессе такого взаимодействия меняется и роль самого воспитателя в системе образования. Воспитатель должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов в своей реализации должна придерживаться основных тезисов, на которые указывает Н.А. Короткова:

  • включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;

  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Для привлечения дошкольников к совместной деятельности воспитателю следует учитывать аспект мотивационной направленности, т.е. побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Роль воспитателя в организации совместной деятельности педагога с детьми огромна.

Например, исходя из приоритетного направления своей работы со старшими дошкольниками – здоровьесбережение, при организации совместных развивающих игр в рамках совместной деятельности воспитателя и детей, я стараюсь придерживаться выполнения ряда условий:

1. Отбор знаний, полученных в непосредственно организованной образовательной деятельности для последующего отражения их в играх дошкольников. Т.е. определяю возможность применения знаний в детских играх, обеспечиваю преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью, включаю в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные в непосредственно организованной образовательной деятельности.

3. Организация коллективных игр (привлечение каждого ребенка к выполнению ролей). Т.е. обогащаю игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей, вместе с детьми готовлю необходимый материал и атрибуты для игры. Тем самым в совместной деятельности у дошкольников проявляется интерес к содержанию игры, применению будущих ролей и развертыванию сюжета игры. Принимаю непосредственное участие в игре, наряду с детьми выполняю игровую роль.

4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

5. Интегрированный подход, т.е. сочетание нескольких видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.

Таким образом, специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности характеризуется деловым взаимодействием и сотрудничеством, где происходит развитие личности, как детей, так и педагога.

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности
  • Другое
Описание:

«Совместная деятельность взрослого и детей» это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Автор Григина Вероника Николаевна
Дата добавления 25.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1403
Номер материала 57045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓