Главная / Директору-завучу / Специфика управленческой деятельности по формированию инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы

Специфика управленческой деятельности по формированию инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы

Специфика управленческой деятельности по формированию инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы

  • Часовских Ирина Павловна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской области

Разделы: Администрирование школы

Сегодня инновационный характер образования - главное условие повышения его качества. Деятельность конкретного образовательного учреждения РФ в современных условиях все более приобретает инновационный и интегративный характер, что обусловило возникновение противоречия между потребностью практики в интегративном подходе к решению задач инновационного развития и отсутствием научно-обоснованных моделей реализации такого подхода для обеспечения качества образования, безопасности и сохранения здоровья учащихся.

Анализ современной педагогической практики педагогического опыта позволил нам выявить ряд важных по степени актуальности противоречий:

  1. Между потребностью преобразования образовательной среды школы, связанной с вызовами общества, и отсутствием теоретических и методологических основ для этого.

  2. Между требованиями общества к личности выпускника (активность, стремление к саморазвитию, конкурентоспособность, открытость изменениям, новому опыту) и несоответствием реальных возможностей учащихся этим требованиям.

  3. Между необходимостью применять выпускником школы преимущественно обобщенные знания и умения, творчески использовать полученный опыт для разрешения новых жизненных ситуаций и недостаточностью (отставанием) процесса генерализации знаний и умений.

  4. Между мотивационной готовностью педагогов к формированию и развитию инновационной образовательной среды школы и недостаточным уровнем развития у них инновационной культуры.

Разрешение данных противоречий может обеспечить решение проблемы формирования инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности.

Актуальность стратегического проектирования новой модели школы интегративного типа обусловлена задачами модернизации образования, требованиями новой образовательной политики государства, усилением ее влияния на все сферы социальной жизни общества, условиями реализации НОИ «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения.

Актуализация проблемы формирования инновационной образовательной среды (ИОС) школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности обусловлена и тем, что последовательное ее решение повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого

характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их

самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой

структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на

основе формирования универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания и др.

ИОС школы позитивно влияет на развитие профессионализма учителя, обеспечивает формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность. Отличительной сущностной характеристикой инновационной образовательной среды школы является синтез основополагающих факторов развития личности – среды жизнедеятельности, самообразования, направленной на реализацию творческого потенциала педагогов. Она представляет собой комплексную форму ориентирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством школы, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в системе профессионально-личностного роста педагогов. ИОС становится ведущим фактором формирования профессионального мастерства, профессионализма современного педагога.

Перед современной школой стоит задача формирования такой модели инновационной образовательной среды, в которой у учащихся будут формироваться ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.

Основные позиции, которыми мы руководствовались при разработке

темы управленческого проектирования, целей, задач и содержания своего ОУ, можно свести к следующим утверждениям.

Позиция 1. Современный ученик средней общеобразовательной школы России XXI века – продукт новой социальной реальности. Он обучается, воспитывается и развивается как в позитивных условиях (позитивные условия: усиление внимания государства к проблемам образования и воспитания; определены цели и задачи воспитания личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду на основе использования достижений современной науки и техники; обновление содержания образования в условиях разных типов образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения; возрастающая роль семьи и родителей в выборе образовательного маршрута для своего ребенка; разработка и внедрение ФГОС второго поколения и др.), так и в негативных (негативные условия: рост смертности населения РФ; кризис семьи; имущественное расслоение населения; криминализация; алкоголизм и наркомания; катастрофически увеличивающееся количество разводов; усиление межнациональных и межличностных конфликтов; отрицательное воздействие на психику ребенка агрессивной информационной среды; рост негативного влияния западной и отечественной поп-культуры на мировоззрение подрастающего поколения; детская безнадзорность; социальное сиротство; рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи; ухудшение здоровья; рост необучающихся и неработающих молодых людей; проявление национализма, экстремизма, терроризма; ослабленное здоровье детей и подростков; снижение качества чтения и общего уровня грамотности; низкий уровень общей культуры личности и коммуникативной в частности: культуры чувств, культуры мышления, культуры речи и общения).

Позиция 2. Сегодня не без основания поколение обучающихся называют «поколение Next». В отличие от недавнего прошлого ученика школы нового столетия отличают следующие особенности и качества: снижение качества социализации детей и приобщения их к культурным ценностям; потребительские личностные интересы; неверие в традиционные ценности; низкий уровень познавательного интереса; неуважение к правилам и нормам общественного поведения; недостаток воспитанности и отзывчивости; интеллектуальное равнодушие; искусственное завышение самооценок при недостаточном уровне знаний в старших классах; стремление к лидерству (часто необоснованное), возможность быть успешным всегда, во всем, везде (часто за счет другого); желание получить быстрый и высокий результат при малых затратах на процесс деятельности; ориентация на отдых и развлечения; психологическая неустойчивость, плохое здоровье, частые стрессовые ситуации дома, на улице, в школе; «поляризация» детей по уровню умственного развития и подготовки к обучению к школе: большая группа «часто болеющих детей», «с трудностями в обучении», «трудных» и «проблемных», «детей иммигрантов с трудностями в обучении русскому языку» и др.

Позиция 3. Ключевые компетентности - новая парадигма результата современного образования. В условиях модернизации российского образования (реализация президентской программы «Наша новая школа» и ФГОС нового поколения, возможности ПНПО, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной модели, оценка педагогического труда на рейтинговой основе и др.) возникает острая необходимость профессионального роста педагогических кадров: учителю нужно учиться! Учителя нужно учить! От инновационного учителя и ученика к инновационному образовательному пространству!

  • Алгоритм перевода МБОУ СОШ №3 в инновационный режим развития

I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований всеми членами администрации школы во главе с директором («руководитель» – «идейный вдохновитель», «генератор идей», «формальный лидер» со своими управленческими полномочиями).

II этап. Формирование директором школы своей команды1) административной (менеджерской) команды (по должностному функционалу), 2) команды идейных сторонников из числа педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению того или иного новшества.

III этап. Формирование готовности учителей к инновационной деятельности. Мониторинг готовности к созданию инновационной образовательно-развивающей среды для личностного роста учителя и ученика. Зачем нужны предстоящие изменения в нашей школе? Что лично мы, учителя, получим от них? Как изменится наша профессиональная деятельность в связи с предстоящими изменениями? - это далеко не полный перечень вопросов, которые мы задавали на данном этапе.

IV этап. Научно-методический (проблемный) анализ школы, построение «проблемного поля». Определение главной (ключевой – корневой – управленческой - стратегической) проблемы своего образовательного учреждения. Определение узловых и результатирующих проблем на данный момент и в перспективе.

V этап. Обработка полученных результатов проблемного анализа и выработка проектной идеи развития школы на ближайший период. Выбор объекта нововведений, который исходит из жизненной необходимости школы и понимаемый и принятый большинством участников образовательного процесса.

VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи - составление программы ее реализации.

VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

Данный алгоритм перевода нашего ОУ в инновационный режим является для нас: 1) механизмом формирования и дальнейшего развития инновационного потенциала педагогического коллектива, 2) гарантией, условием и средством для более эффективного и надежного обеспечения режима развития школы.

При вступлении в режим опытно-экспериментальной работы (ОЭР) мы разработали логическую цепочку формирования ИОС средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности.

  • Логическая цепочка условий МБОУ СОШ №3 для формирования ИОС и становления Школы личностного роста учителя и ученика средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности

  1. Устойчивая профессиональная управленческая позиция: 1) инновационный тип образованияглавное условие повышения качества образования, образование будущего; в условиях новой образовательной политики государства ОУ должно жизнедействовать в непрерывном инновационном режиме; 2) инновационная образовательная среда (ИОС) - ведущий фактор формирования профессионального мастерства, профессионализма современного педагога; 3) интегративная образовательная среда посредством объединения усилий педагогических кадров общего и ДО, создания новых моделей интеграции в условиях школы, их обеспечения и сопровождения позволит получить принципиально иные образовательные (предметные, метапредметные, личностные) результаты у обучающихся каждой ступени.

  2. Общая концепция жизнедеятельности школы на основе современного гуманитарного подхода (М.М.Бахтин, М.Бубер, Г.П.Щедровицкий и др.). Стратегическая миссия: ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСТВО + ЧЕЛОВЕКОСОЗИДАНИЕ + ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, СОДРУЖЕСТВО + СОТРУДНИЧЕСТВО + СОТВОРЧЕСТВО детей и взрослых = ГУМАНИЗАЦИЯ и ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО УКЛАДА ЖИЗНИ; КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.

  3. Создание команды единомышленников, атмосферы совместного творчества, непрерывного профессионального поиска и самообразования, духа сотрудничества, взаимопомощи и толерантности. Наличие «профессионального ядра» (группы лидеров – ведущих, игротехников, тьюторов).

  4. Технологическая цепочка управленческой деятельности: От КОНЦЕПЦИИ к формированию КОМАНДЫ – от команды к разработке ПРОГРАММЫ – ПРОЕКТА, от СИСТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ к образу НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО.

  5. Погружение в теоретико-методологическую основу проектирования, изучение и анализ основной научно-методической литературы по теме, отбор ключевых идей для практической реализации. Программа управленческого проекта опирается на достижения отечественной теории и практики: теорию личности (А.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.); общую теорию деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); анализ современных тенденций развития образования и прогнозирование направлений его развития (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.А. Сластенин, Н.Г. Щедровицкий); концепцию личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.В.Мудрик, В.А.Сериков, И.С. Якиманская); психолого-педагогические концепции в области управления развитием образовательных и воспитательных систем (И.С. Батракова, Э.Д. Днепров, В.А. Караковский, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова); теоретические положения педагогической инноватики (А.И. Субетто, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова); идею межпредметной интеграции (О.С.Гребенюк, А.Я.Данилюк, Б.М.Кедров, М.Г.Чепиков, Н.С. Светловская, Ю.М. Колягин и др.); понимание интеграции воспитательных воздействий на ребёнка (Л.И Новикова, В.А. Караковский и др.); понимание интеграции в организации обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец и др.).

Наши выводы: 1. Несмотря на серьезные научные достижения в области реализации инновационной деятельности, проблемы научно-методического сопровождения формирования инновационной образовательной среды (ИОС) в ОУ остаются недостаточно разработанными. 2. Авторы по-разному оценивают сущность понятия «ИОС», имеются разночтения в оценке их характеристики, структуры, психолого-педагогических условий формирования. 3.Отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме формирования ИОС школы на основе интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности.

  1. Разработка концепции модели поэтапного, пошагового формирования ИОС средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности: специфические особенности, принципы (рефлексия как обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса; первичность мышления; приоритет понимания над знанием и узнаванием; приоритет действия над поведением; приоритет творческой деятельности над репродуктивной; принцип добровольности (отсутствие насилия); принцип осмысленности и осознанности; принцип организации образовательной среды (микросоциума) как важнейшего способа и средства обучения и воспитания; принцип большей ценности вопросов, проблем; отношение к ученику как к личности; принцип диалогичности, единства и свободы культуры; принцип интеграции).

  2. Определение целей, задач, структуры и содержания учебно-воспитательного процесса средствами системно-деятельностного и интегративного подходов.

  3. Существенное повышение качества образования за счет обучения: (1) базовым операциям и типам деятельности; 2) мышлению; 3) пониманию; 4) проектированию и конструированию; 5) рефлексии; 6) технологиям творческой деятельности; 7) общению с точки зрения толерантности; 8) работе с самим собой); развития эмоциональной сферы, включая высшие человеческие чувства, создание условий для приобретения и осмысления опыта эмоционально-ценностного отношения; формирования мировоззрения и системы ценностей, УУД; освоения норм здорового образа жизни.

Что мы понимаем под ИОС школы?

Под инновационной образовательной средой мы понимаем создание образовательного пространства школы нового качества, совокупность актуально социально значимых факторов и условий, направленных на возникновение в конкретной школе эффективных инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для ее долгосрочного и устойчивого развития. В инновационной школе учителя должны стремиться развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях, сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений. Девиз инновационного учителя: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Таким образом, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей. В инновационной школе доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику. В такой школе учитель и ученики - равноправные участники творческого процесса обучения.

  • Начало формы

Главной ценностной установкой учителя в ИОС является установка «Я – профессионал», а для ученика – «Я – личность». Это предполагает, что образовательная среда ориентирует учащегося в первую очередь на познание самого себя, собственных возможностей и способностей. Ученик инновационной образовательной среды - это личность саморазвивающаяся, самоактуализирующаяся (стремящаяся к выявлению и развитию своих личностных возможностей), способная к самореализации (стремящаяся проверить себя, реализовать свои возможности).

В чем проявляется сущность интегративного подхода к формированию ИОС нашей школы?

С нашей точки зрения, интеграция, интегративный подход – сердцевина формирования инновационной образовательной среды школы. Интегративный подход – это подход к объединению разнообразия в единое, но четко разделенное целое, компоненты которого по отношению к целому и другим его частям занимают определенное место. Нам кажется, что интегративный подход это – синтез убеждений, позиций и уверенности, знаний, соответствующих эмоций и компетенций, творческих индивидуальных и коллективных действий. Интегративный подход предполагает целостность и единство всех компонентов ИОС (педагогических, организационно-управленческих, интеллектуальных, материальных, информационных, культурно-досуговых).

  • Какие компоненты входят в структуру ИОС?

Мы выделили следующие компоненты ИОС:

Компоненты ИОС

Содержание

1.Педагогические

Образовательные ресурсы, содержание учебно-воспитательного процесса, дидактические процессы, в ходе которых происходит его освоение, методы и формы организации образования, педагогические технологии и др.

2.Организационно-управленческие

Нормативно-правовое, программно-методическое, проектное, служба мониторинга и др.

3. Интеллектуальные

Педагогический состав, учреждения науки и культуры, родительская общественность др.

4. Материальные

Материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение.

5. Информационные

Интернет, сетевые электронные библиотеки, мультимедийные средства, лицензионное системное и прикладное программное обеспечение и др.

6.Культурно-досуговые

Определяются богатством полноценного и содержательного времени


Каким образом осуществляется консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов в новых условиях?

Стратегия консультационного сопровождения инновационной деятельности включает пять (5) типов образовательных ситуаций как ситуаций совершенствования профессионального развития.

1. Образовательная ситуация «Проблема» (выявление новых условий государственной образовательной политики, актуализация и проблематизация содержания и средств профессиональной деятельности в новых условиях, выявление необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса (выявление проблемы), диагностика готовности к решению проблем)

2. Образовательная ситуация «Задача» (целеполагание: мотивация, определение задач собственной профессиональной деятельности, обозначение ведущих смыслов, идей и ценностей учебно-воспитательного процесса, выстраивание общей системы профессиональных ориентиров и ценностей.

3. Образовательная ситуация «Самоопределение» (рефлексия, разработка концепции - плана изменений и самоопределения, выявление потребности в изменениях, запуск процесса создания новшеств).

4. Образовательная ситуация «Программа-проект» (моделирование, программирование, схематизация собственной профессиональной деятельности в новых условиях, компетентно-деятельностное (проектное) содержание профессиональной деятельности учителя).

5. Образовательная ситуация «Экспертиза» (мониторинг, рефлексия: анализ отношения к внедрению (освоению) новшеств, оформление замысла; постановка целей коллективной деятельности отдельным педагогом и осознание ответственности перед другими и собой за эту инициативу (развитие лидерских качеств).

Причины эффективного «запуска» модели формирования ИОС средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности

Формирование инновационной образовательной среды МБОУ СОШ №3 в настоящее время осуществляется вполне успешно, потому что: 1) уточнена сущность и структура ИОС школы и процесса ее формирования; 2) процесс формирования ИОС организован как единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных идей, концепций, программ, подпрограмм и проектов в рамках единой программы развития на основе структурно-функциональной модели, объединяющей целевую, организационно-управленческую и результативно-оценочную составляющие, что обеспечивает жизненный цикл каждого проекта от постановки проблемы до оценки результатов, в котором завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды школы; 3) реализован комплекс педагогических условий, включающий: 1) определение стратегии развития инновационной образовательной среды школы, осуществляемое в ходе взаимодействия со всеми заинтересованными структурами; 2) разработку системного мониторинга качества образовательной (учебной и воспитательной) деятельности, позволяющего своевременно выявлять и корректировать возможные отклонения в ходе реализации программы развития; 3) вовлечение учителей и учащихся в научно-исследовательскую, экспериментальную, проектную и творческую деятельность.

Наше глубокое убеждение: фундамент формирования ИОС начинается с активной самоперестройки личности учителя, реорганизации его мышления.

Модель ИОС нашей начальной школы схематично выглядит так:


ИОС начальной школы - это:

  1. Два интегративных ПРОСТРАНСТВА: учебное (урочное) и внеурочное.

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ получения предметных знаний и умений через самостоятельную и групповую исследовательскую, проектную и творческую деятельность, участие в конкурсном движении.

  1. УСЛОВИЯ для формирования ключевых компетентностей (компетентность в решении проблем, информационная, коммуникативная), УУД (Умны, Умелы, Деятельны), развития грамотности чтения; языковой, математической, естественнонаучной и информационной грамотности, понятийного мышления.

  1. Материально-информационное ОБЕСПЕЧЕНИЕ: единая информационная среда, учебные и игровые зоны, творческие мастерские – лаборатории, пространства специальных занятий и др.

  1. Новая МОДЕЛЬ программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Родники добра, культуры, общения, миролюбия, творчества».

  1. ОС, формирующая практические действия по принципу «СКАЖУТ - ЗАБУДЕШЬ, ПОКАЖУТ-ЗАПОМНИШЬ, СДЕЛАЕШЬ-ПОЙМЕШЬ».

  1. МАСТЕРСКАЯ социализации, личностного роста учителя и ученика.

8.Внутришкольная годичная АВТОРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ методического роста учителя начальных классов «СТУПЕНИ» (руководитель: Синицын В.А., кпн, заслуженный учитель РФ).

Структурно-функциональная модель процесса формирования ИОС школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности на 2-3 ступени включает три интегративно взаимосвязанных структурных компонента: целевой, организационно-управленческий, результативно-оценочный.

Целевой компонент предусматривает установление внешних социальных связей школы, формирование образовательной политики, конкретизацию миссии, стратегию развития ИОС ОУ. Цели и приоритеты государственной образовательной политики выражают социальный заказ государства и находят свое закрепление в нормативных документах. Социальный заказ общества, личности определяется как потребности общества, семьи, личности.

Организационно-управленческий компонент предполагает создание организационной основы (нормативно-установочные документы) и структурных подразделений – инновационных служб (служба педагогических инноваций, служба «Учитель года» (поддержка и сопровождение профессионального конкурсного движения), служба мониторинга, служба формирования качества выпускника, служба ИКТ, служба разработки интегрированных программ и проектов), обеспечивающих формирование ИОС.

Результативно-оценочный компонент модели процесса формирования ИОС школы на основе интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности предполагает анализ результатов, своевременную коррекцию процесса, выявление сформированности ИОС на основе имеющихся критериев и показателей (включая критерии ресурсного обеспечения и критерии продуктивности).

Все компоненты модели во взаимодействии раскрывают особенности организации процесса разработки ИОС школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности. Под результатом функционирования рассматриваемой модели мы понимаем определенный уровень сформированности ИОС школы.

Содержание модели инновационной образовательной среды МБОУ СОШ №3 включает: 1) учащихся, учителей школы, родителей, социальных партнеров; 2) цели воспитания, обучения и развития (общие и частные); 3) содержание воспитания, обучения и развития; 4) интеграционные процессы воспитания и обучения; 5) организационные формы образовательного процесса.

Среди основных организационно-управленческих условий формирования и развития ИОС мы выделили: разработку критериев готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации НОИ «Наша новая школа» и ФГОС - 2 и предметного мониторинга; разработку параметров школьной системы оценки качества образования; осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В разработке модели ИОС нашей школы интегративный подход к учебно-воспитательной деятельности предполагает: 1) взаимосвязь (общего и дополнительного, естественно-математического и гуманитарного образования, урочной и внеурочной деятельности и др.), которой присущи нерасторжимость и единая целостность; 2) обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами; 3) развитие творческих способностей через духовно-нравственное развитие и межпредметные связи; 4) развитие устойчивой привычки конструировать, творить, созидать; 5) развитие интеллекта обучаемого через развитие творческого воображения; 6) развитие и привитие понятий общечеловеческих ценностей, норм морали и нравственности; синтез убеждений, позиций и уверенности, знаний, соответствующих эмоций и компетенций, творческих индивидуальных и коллективных действий и др.

Выполнение программы по разработке и апробации модели формирования инновационной образовательной среды школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности позволит получить следующие результаты:

1.Научно-практические результаты: изучение состояния проблемы формирования инновационной образовательной среды и интегрированного подхода к учебно-воспитательной деятельности в педагогической теории и практике общеобразовательной школы; оценка возможностей модели инновационной образовательной среды школы интегративного типа в условиях новой образовательной политики государства; концептуальное обоснование структурно-функциональной модели формирования ИОС школы на основе интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности;

научно-методическое обоснование новых форм организации образовательного процесса в условиях интегративного подхода в учебно-воспитательной деятельности; разработка параметров оценки эффективности управления процессом формирования инновационной образовательной среды школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности; модель комплексного преобразования инновационной образовательной среды по следующим направлениям: обучение, воспитание, социализация личности, профессиональная и мотивационная готовность педагогов к инновациям; система управления; научно-методическое обоснование системы мониторинга (критериев и показателей) личностных и социальных эффектов образования, анализ полученных результатов; диагностика психологических условий инновационной образовательной среды школы.

  1. Образовательные результаты: создание системы, обеспечивающей

самоопределение (личностное, социальное и профессиональное) и самореализацию обучающихся на этапе общего образования; повышение разнообразия и обновления содержания учебных курсов в интеграции с внеурочной деятельностью и сферой дополнительного образования; повышение уровня мотивации учащихся к изучению учебных дисциплин; повышение качества образования, оценкой которого будут результаты ЕГЭ, ГИА, исследования образовательных достижений обучающихся в области функциональной грамотности; положительная динамика качества образования (личностных результатов) и др.

3. Социальные результаты (эффекты): развитие связей между социальными субъектами (долгосрочные программы, проекты совместной деятельности); профилактика и предупреждение негативных явлений, социальных рисков в социуме (отрицательная динамика количества асоциальных групп, асоциальных проявлений) и др.

Использование интегративного подхода к формированию ИОС школы приведет к совершенствованию всех уровней учебно-воспитательного процесса, создавая условия: для повышения эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств новых образовательных технологий; для обеспечения побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности; для углубления межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей как в урочной, так и внеурочной деятельности, системе дополнительного образования.

Применение интегративного подхода к учебно-воспитательному процессу (а УВП мы рассматриваем как основу формирования ИОС школы) позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения с целью усиления интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизации, индивидуализации, интенсификации процесса обучения и повышения качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Полученные в ходе реализации проекта научно-методические рекомендации по разработке модели инновационной образовательной среды школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности, информационно-практические сборники «МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МБОУ СОШ №3 ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА: ОПЫТ. ТРАДИЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ» серии «Наша Новая Школа» и другие материалы будут актуальны для школ Владимирской области и других территорий РФ, ориентированных на режим инновационного функционирования.

Особенности и специфика управленческой деятельности заместителя директора по УВР в условиях ОЭР отражены в мультимедийной презентации (см. Приложение).

Успех – это лестница, ступени, шаги…

Наша школа – собственное творение,

И все у нас впереди…

Дружно, сплоченно, для каждого и для всех,

В нас самих и заключается наш УСПЕХ.



Тезисы


Научно-методическая статья освещает проблемы формирования инновационной образовательной среды (ИОС) общеобразовательной школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы. Показаны актуальность и практическая значимость, логическая цепочка условий для инноваций и алгоритм перевода конкретного ОУ в инновационный режим развития. Раскрыт основной смысл теоретических понятий: «ИОС», «интегративный подход». Конкретизированы модели ИОС начальной и основной школы. Уточнены предполагаемые результаты экспериментального проектирования. Мультимедийная презентация раскрывает специфику управленческой деятельности заместителя директора по УВР в условиях ОЭР.





12


Специфика управленческой деятельности по формированию инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы
  • Директору-завучу
Описание:

    Сегодня инновационный характер образования - главное условие повышения его качества. Деятельность конкретного образовательного учреждения РФ в современных  условиях все более приобретает инновационный и интегративный характер, что обусловило возникновение противоречия между потребностью практики в интегративном подходе к решению задач инновационного развития и отсутствием научно-обоснованных моделей реализации такого подхода для обеспечения качества образования, безопасности и сохранения здоровья учащихся. 

Автор Часовских Ирина Павловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 712
Номер материала 23654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓