Главная / Русский язык и литература / Специфика обучения –профессиональная направленность

Специфика обучения –профессиональная направленность

Специфика обучения –профессиональная направленность

Понятие профессиональной направленности обучения связано с выделением в современной методике преподавания языков различных сфер общения. Определяя границы, в пределах которых должна быть сформирована речевая деятельность студентов, называют следующие сферы общения: учебную, социально – бытовую, общественно – политическую, социально – культурную, профессионально – производственную, административно – правовую.

Каждую из выделенных сфер общения характеризуют свои языковые средства, специфические темы для развития речи, различные речевые ситуации.

Обучение речевому общению в профессионально-производственной сфере предполагают прежде всего отбор профессионально ориентированных тем для развития речи, например: «Наш колледж», «Моя профессия», а также конкретные темы. связанные с будущей профессией студентов.

Обязательным условием учебного общения является создание на занятиях речевых ситуаций, на основе которых формируются навыки устного и письменного общения

Под речевой ситуацией понимается совокупность тех условий, которые вовлекают человека в общение и определяют его речевое поведение.

Это, во- первых, описание тех обстоятельств действительности, условий, обстановки, в которых осуществляется общение ( библиотека, колледж). Во- вторых, отношение между говорящими ,их социально-коммуникативные роли. Отношение между участниками общения могут быть официальными ( преподаватель - студент) и неофициальными; последние отличаются непринужденностью, раскованностью. Наконец, третий компонент – коммуникативная целевая установка как причина, побуждающая к общению. Например: Вы пришли в школу , где учились. Ученики 9 класса интересуются, какие профессии можно получить в вашем колледже. Вы отвечаете ребятам.В этой ситуации выделяются следующие обязаательные компоненты: обстановка –школа; отношения между сверстниками неофициальная, характеризующиеся непринужденностью; коммуникативная целевая установка – желание учащихся узнать о профессиях, получаемых в колледже.

Примеры речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения:

  • Вы выясняете у своего нового знакомого, где он учится, кем будет после окончания колледжа;

  • К вам в колледж пришли гости из других колледжей. Они интересуются вашей будущей профессией, которой вы овладеете;

  • Вы беседуете с корреспондентом молодежной газеты перед вашим профессиональным праздником. Его интересует ваша будущая профессия, чем занимаются выпускники, где они работают.

Помимо создания на занятиях профессионально ориентированных речевых ситуаций особое внимание следует обратить на изучение специальной лексики.

Как правило, на обучение русскому языку учебным планом отводится ограниченное число часов. Поэтому на занятиях не следует изучать сугубо профессиональную лексику, ее лучше предложить для самостоятельного изучения, преподаватели же русского языка должны отрабатывать лексику, общую для ряда профессий. Узкоспециальная лексика требует глубокого и всестороннего знания предмета, и поэтому обучение ей – задача преподавателя – предметника.

И наконец, специфика профессионально направленного обучения русскому языку в колледжах проявляется в широком использовании текстов, связанных со специальностью студентов. Тексты должны содержать интересную для студентов информацию из области науки, техники, будущей профессии. Однако они, как и лексика, не должны носить узкоспециальный характер, должны быть адаптированы – включать материал, соответствующий уровню владения учащимися русским языком



Специфика обучения –профессиональная направленность
  • Русский язык и литература
Описание:

     Специфика обучения –профессиональная направленность

Понятие профессиональной  направленности обучения связано с выделением в современной методике преподавания языков различных сфер  общения. Определяя границы, в пределах которых должна быть сформирована речевая деятельность студентов, называют следующие сферы общения: учебную, социально – бытовую, общественно – политическую, социально – культурную, профессионально – производственную, административно – правовую.

Каждую из выделенных сфер общения характеризуют свои языковые средства, специфические темы для развития речи,  различные речевые ситуации.

Обучение речевому общению в профессионально-производственной сфере предполагают прежде всего отбор профессионально ориентированных тем для развития речи, например: «Наш колледж», «Моя профессия», а также конкретные темы.  связанные с будущей профессией студентов.

Обязательным условием учебного общения является создание на занятиях речевых ситуаций, на основе которых формируются навыки устного и письменного общения

Под речевой ситуацией понимается совокупность тех  условий, которые вовлекают человека в общение и определяют его речевое поведение.

Это, во- первых, описание тех обстоятельств действительности, условий, обстановки,  в которых осуществляется общение ( библиотека, колледж). Во- вторых, отношение между говорящими ,их социально-коммуникативные роли. Отношение между участниками общения могут быть официальными ( преподаватель - студент) и неофициальными; последние отличаются непринужденностью,  раскованностью. Наконец, третий компонент – коммуникативная целевая установка как причина, побуждающая к общению. Например: Вы пришли в школу , где учились. Ученики 9 класса интересуются, какие профессии можно получить в вашем колледже. Вы отвечаете ребятам.В этой ситуации выделяются следующие обязаательные компоненты: обстановка –школа; отношения между сверстниками неофициальная, характеризующиеся непринужденностью; коммуникативная целевая установка – желание учащихся узнать о профессиях, получаемых в колледже.

Примеры речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения:

-          Вы выясняете у своего нового знакомого, где он учится, кем будет после окончания колледжа;

-          К вам в колледж пришли гости из других колледжей. Они интересуются вашей будущей профессией, которой вы овладеете;

-          Вы беседуете с корреспондентом молодежной газеты перед вашим профессиональным праздником. Его интересует ваша будущая профессия, чем занимаются выпускники, где они работают.

Помимо создания на занятиях профессионально ориентированных речевых ситуаций особое внимание следует обратить на изучение специальной лексики.

Как правило, на обучение русскому языку учебным планом отводится ограниченное число часов. Поэтому на занятиях не следует изучать сугубо профессиональную лексику, ее лучше предложить для самостоятельного изучения, преподаватели же русского языка должны отрабатывать лексику, общую для ряда профессий. Узкоспециальная лексика требует глубокого и всестороннего знания предмета, и поэтому обучение ей – задача преподавателя – предметника.

И наконец, специфика профессионально направленного обучения русскому языку в колледжах проявляется в широком  использовании текстов, связанных со специальностью студентов. Тексты должны содержать интересную для студентов информацию из области науки, техники, будущей профессии. Однако они, как и лексика, не должны носить узкоспециальный характер, должны быть адаптированы – включать материал, соответствующий уровню владения учащимися русским языком

 

Автор Утебаева Алтынай Хамешовна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 615
Номер материала 54804
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓