пецифика коррекционной работы на уроках
изобразительного искусства со слабовидящими детьми в младших классах
Каткова Ольга
Валерьевна, учитель ИЗО и МХК
Статья отнесена к разделу: Преподавание
в начальной школе, Преподавание МХК и
ИЗО
Зная особенности зрительных патологий и учитывая
возможность учеников, учитель берет на себя ответственность сохранять и если
это возможно по медицинским показателям улучшать зрительные функции детей. То
есть коррекционная работа является основным направлением в обучении детей с
нарушением зрения.
Младший школьный возраст считается наиболее
благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функций, но в то же
время это период, когда зрительная система очень чувствительна к зрительным
перегрузкам. Поэтому очень важно правильно спланировать коррекционную работу:
1. Общеобразовательную цель и задачи урока объединять с целями коррекции;
2. Учитывать продолжительность зрительных нагрузок;
3. Сменять один вид деятельности на другой;
4. Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
5. На каждом уроке обязательно проводить гимнастику для глаз,
коррекционные паузы и физкультминутки;
6. Применять на уроках наглядность, которая соответствует определенным
требованиям (цветонасыщенность, цветоконтрастность, выделение контура,
загруженность перцептивного поля, масштабность).
Спланированная коррекционная работа помогает
преодолеть недостатки психического и физического развития, на которые зрение
оказывает опосредованное влияние.
Коррекционную работу я веду в двух
направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики.
На уроках изобразительного искусства для
развития и коррекции познавательной сферы использую игры и упражнения. Игра
занимает одно из ведущих мест в жизни ребенка. Игры на уроках помогают
усваивать учебный материал, а также игра также выполняет большую коммуникативную
роль. Благодаря игре ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха,
агрессии, нарушения поведения и т. д.). На уроках использую разнообразные игры
и упражнения: «Геометрические фигуры», «Треугольники», «Дорисуй картинку»,
«Сказочный герой» и т. д. (Приложение I)
Они применяются для развития восприятия цвета, формы, размера, точности
восприятия; для развития различных видов мышления; для развития памяти и внимания;
для развития интеллектуальных навыков (анализ, синтез, сравнение,
классификация). Заранее нужно определить место и роль игры в учебном процессе,
продумать ее логическую взаимосвязь с другими частями урока. Игры можно
использовать во время коррекционных пауз. Гимнастику для глаз провожу тоже в
игровой форме (Приложение
II).
Во время коррекционных пауз можно
использовать некоторые оптические иллюзии. Для младших классов подходит задание
«Двоевзор». Что это такое? На каждой картинке изображены две, а что именно -
догадайтесь (Приложение
III).
Для развития мелкой моторики применяю
пальчиковую живопись (Приложение IV),
пальчиковую гимнастику (Приложение V),
сочетание пальчиковой гимнастики с методикой «рисунков, спрятанных в пальчиках».
Мышление младших школьников еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и
представления, поэтому методика «рисунка, спрятанного в пальчиках» для них
очень интересна. Она заключается в том, что ребенок обводит контуры ладошки,
сравнивает изображение с каким-либо образом и рисует этот образ, добавляя к
контуру, какие-то детали или вообще придумывает новый образ (Приложение VI).
Развитие мелкой пальцевой моторики, как писал физиолог И.Павлов «руки учат
голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга». Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные ощущения,
оказывает арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует
на высоком уровне психоэмоциональное состояние. Дети также любят такие
изобразительные техники как монотипия, «пуантилизм», коллаж, отпечаток,
напыление и т. д. Занятия различными видами творчества способствуют социальной
адаптации детей, позволяют детям с сенсорными нарушениями раскрыть
потенциальные возможности развития личности.
Для более высокой результативности и
успешной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства использую
прослушивание музыкальных произведений во время практической работы учащихся, в
некоторых случаях во время проведения физкультминуток. Музыка, несомненно,
оказывает влияние на школьников. Это сильное средство, которое может глубоко
влиять на наше настроение, вызывать воспоминания и различные переживания.
Многие музыкальные произведения дают терапевтический эффект (Шопен, Штраус –
для снятия тревоги; Бетховен - для снятия раздражительности, Брамс – оказывает
успокаивающее воздействие). Музыка помогает детям открыть для себя окружающий
мир, увидеть и понять красоту искусства, красоту жизни.
Прекрасный эффект в коррекционной работе
дает ароматерапия, т. к. обоняние играет важную роль в жизни человека.
Ароматерапия позволит достичь гармонии и равновесия на физическом, психическом
и духовном уровне. Для детей младшего школьного возраста использую фруктовые
ароматы.
Литература:
1. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.
2. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996.
3. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. –
Волгоград, 2006.
4. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. — М.: АПК и ПР
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.