«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
в начальной школе»
Воспитание общей
коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и
иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление
которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Возрастает роль
предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая
система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все
эти особенности ФГОС требуют внесения изменений
в организацию обучения иностранному языку.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования второго
поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что
положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной
компетенции, но и общей коммуникативной компетентности учащихся, а также
позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов
обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах
является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего
школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой
деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Предмет
«Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это
позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,
свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную,
эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с
предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и
навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета
«Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование
представлений об иностранном языке как о средстве общения, позволяющем
добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке,
узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение
лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных
лингвистических представлений для овладения устной и письменной речью на
иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение
коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
иностранного языка как средства общения;
развитие
личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения
в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
развитие
эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием иностранного языка;
приобщение младших
школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном
языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового,
учебного общения;
духовно-нравственное
воспитание школьника;
развитие
познавательных способностей, овладение умением координированной работы с
разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей
тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы
в группе;
формирование у
учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством
освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том
числе ИКТ-компетентности).
Таким образом,
иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал,
что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы,
где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и
эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической
основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией
«духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически
организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных
ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями
этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,
семья.
В учебном процессе
российские школьники и дети стран изучаемого языка, представленные в ситуациях,
которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие
вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание
родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству
в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам
бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости
сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты
Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания
младших школьников.
Таким образом,
содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности
современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального
общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить
духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Иностранный язык»
В соответствии с
требованиями ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их
достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов
осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные
результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
Требования ФГОС к
результатам освоения основных образовательных программ для предмета
«Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены
Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок
изучения данного предмета.
Под личностными
результатами освоения
учебного предмета понимается система ценностных отношений учащихся — к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и
его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Личностными результатами изучения
иностранного языка в начальной школе являются:
общее
представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в
том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром
зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка
(через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы,
традиции).
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение
учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,
коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться;
б) освоение
учащимися межпредметных понятий.
Метапредметными результатами изучения
иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие
коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего
лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие
познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением
координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта
(учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного
предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований
Федерального государственного стандарта начального общего образования второго
поколения:
приобретение
начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил
речевого и неречевого поведения;
освоение начальных
лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне
устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического
кругозора;
сформированность
дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
В соответствии с
Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов
второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам:
коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и
трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими
содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании,
говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативная
сфера является ведущей при обучении иностранному языку. Предметные планируемые
результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на
следующих основаниях:
«Выпускник научится» - включает планируемые результаты,
характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и
соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Опорная система
знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования
на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего
обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности
их достижения большинством учащихся. Иными словами, в эту группу включается
система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых,
принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии
специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты
подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного
блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и
соответствует базовому уровню.
«Выпускник получит возможность научиться» - отражает планируемые результаты,
характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по
развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является
предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных
учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг,
гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных
результатов.
Таким образом,
уровневый подход к предметным результатам существенно влияет на организацию
обучения иностранному языку, что позволит учителю планировать свою деятельность
с учётом способностей и уровня обученности детей на основе принципа
дифференциации и индивидуализации обучения.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов
ФГОС определяет
требования к результатам освоения образовательной программы начального общего
образования. В связи с этим впервые в истории российского образования
разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам
оценки. Система оценки рассматривается как «сложная и
многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку
результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов
и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования».
Объектом оценки
предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта
способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных
результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в
ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка
ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с
предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного
курса, т.е. на базовом уровне.
При оценке
предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение
системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных
ситуациях, а способность использовать эти знания
при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия,
выполняемые учащимися, с предметным содержанием.
Основную роль в
оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных
достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют
четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых
объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии
обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности
коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении,
аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования
изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной
школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения
учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе
знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
С точки зрения
современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации
накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как
коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы рекомендуется
включать выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных как в
ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные
материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.);
материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и
внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не только современная
эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных
педагогических задач, позволяющее:
поддерживать
высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их
активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки
рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение
учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность.
Варианты портфолио
являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку. Анализ, интерпретация
и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения
планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего
образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется
на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.
Таким образом,
современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному
языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной
системы оценивания через портфолио.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.