Главная / Начальные классы / Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)

Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)

МОУ Казановская СОШ

Учитель :Ворфоломеева Наталья Николаевна

Стаж работы :20 лет

Стаж работы по УМК «Гармония» : 2 года

Тема : Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)

Наша школа в 2011 году начала работать по новым стандартам, по программе УМК «Гармония» .В 2012 году я тоже перешла работать по этой программе., поэтому передо мной встала такая задача :развитие личности первоклассника при различных видах деятельности ,изменение деятельности учителя ,реализующего новый стандарт написание конспекта урока .

Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства ставится ряд образовательных задач, решение которых определяет ход учебно-воспитательного процесса на уроке, способствует развитию УУД.

С 1 класса по программе «Гармония» на уроках изобразительного искусства мы работаем по программе «Изобразительное искусство» Т.А.Копцевой,в программу входят :

-методические рекомендации

C:\Users\cvat09\Desktop\1142681.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\1301011.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\1155588.jpg

-учебник для 1,2,3,4 классов



C:\Users\cvat09\Desktop\694780.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\1067828.jpg



-творческая папка (индивидуально для каждого учащегося )



C:\Users\cvat09\Desktop\1285193.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\1520566.jpg







Для уроков изоопределены четыре задачи:

1)передача и накопление опыта эмоционально-ценностных отношений

2)передача и приумножение опыта творческой деятельности,педагог реализует принцип взаимозависимости процессов восприятия и творчества

3)обучение способам деятельности (изобразительная,конструктивная декаративная )

4)сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусства ,по принципу занимательного общения.

Уроки построены через серию художественно-творческих заданий ,объединненых в четыре тематических модуля :

1-й модуль

Художник и мир природы определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

2-й модуль

Художник и мир животных расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

3-й модуль

Художник и мир человека расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

4-й модуль

Художник и мир искусства осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

«Изобразительное искусство» (авторТ.А.Копцева ) вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архи-тектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебника по всем предметным линиям УМК «Гармония», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Это словесный метод и прием обучения и к нему относится беседа или диалог, указания учителя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную учителем), при этом можно пользоваться ,а иногда не пользоваться наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т.д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.



При работе над 2 блоком «Художник и мир животных» на уроке по теме: Художник рисует диких животных с ребятами был использован поиск в ходе диалога, с применением информационных технологий показана была презентация, где на слайде 1 учащиеся должны отгадать загадки о ком пойдет речь на уроке.

hello_html_m2055fdf6.png(слайд 1 )



После отгадывания загадок идет беседа :

-Как он выглядит ?

-hello_html_m45c80d52.png(слайд 2)

-Где можем встретиться с ежом?



hello_html_m316e9a2b.png(слайд 3 )



hello_html_69d7ad1d.png(слайд 4 )

-А в кулинарии можно встретиться с этим героем ?

hello_html_3fc0eba5.png(слайд 5 )

Учащиеся просмотрев презентацию и ответив на вопросы учителя делают вывод и приходят к теме урока.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Даже с детьми начальных классов возможно применение игровых приемов, например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в школу «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.

Таким образом, использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, перед рисованием или лепкой на тему «Скульптура » учитель предлагает детям рассмотреть скульптуры, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает своего героя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка.

В модуле «Художник и мир искусства» был проведен урок ,где первоклассники знакомились с одним видом изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова-это скульптура.

В начале урока дети посмотрели мультфильм «Пластилиновая ворона», выбрали себе одного героя ,после этого перед ними предстали разные скульптуры, сравнили и выяснили из какого материала можно выполнить их. Были представлены этапы лепки из пластилина скульптур героев мультфильма,используя технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания .При подведении итога урока можно было увидеть очень много разных скульптур –это ворона-как главная героиня мультфильма,лиса-очень красивая героиня и т.д .Я ,как учитель ,акцентирую внимание на работы, которые соответствуют критериям: поделка соответствует выбранному животному изначально, она выполнена аккуратно при использовании приемов вытягивания, вдавливания и защепления.




hello_html_137b789.png(эпизод из мультфильма )

hello_html_m40fa0deb.png(герои из мультфильма –право выбора перд учащимися )



C:\Users\cvat09\Desktop\iCAZEKTCL.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\78822565_ef044b5eb14ec93fd2f41330e60.jpg

C:\Users\cvat09\Desktop\iCAMMYTZH.jpgC:\Users\cvat09\Desktop\iCA79LABM.jpg



D:\фотки осень 2011\скульптор\DSC08737.JPG? Скульптура



Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия.Рисоватьгелевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное и привычное дело.

Но на своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от непосредственных общений с красками и радовались итогам своей работы., при этом мне помогает «Творческая папка по изо»(эти папки предусмотрены с 1 по 4 классы). У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

Хочу привести пример урока изо 2 класс раздел «Художник и мир природы» ,тема –Лучезарное солнце. ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ

Материалы: белая бумага, гуашь, кисточки для дорисовки отдельных деталей, салфетки для вытирания рук.

Ладонь разрисуем и прижмём к бумаге получится отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы. Наш задача на уроке учащимся надо было выполнить оригинальный рисунок на тему «лучезарное солнышко» Учащимся предложила разрисовывать ладонь жёлтой краской, разводим пальцы в стороны и прижимаем ладонь к бумаге. Следующие отпечатки ладони наносим на предыдущие, но пальцы при этом каждый раз отводим в сторону, чтобы их отпечатки образовали круг лучей. Пальцами дорисовываем солнышку глаза, нос, рот.

На уроках изо ребята работают с Творческой папкой .

В 1 классе в 3 модуле «Художник и мир человека» было творческое задание (лист 33 )- «Рисуем маму». Надо было учащимся изобразить маму.Для работы надо использовать художественный материал –акварель, краски или гуашь..Ребята всегда с интересом работают с творческим заданием и вот что у нас получилось.

C:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_2303.JPGC:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_2304.JPG

Тюменцев Иван 1 класс Комогорцев Илья,

Аршинский Сергей 1 класс

C:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_2305.JPGC:\Users\cvat09\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_2307.jpg

Давыдов Данил 1 класс Давыдов Денис 1 класс

C:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_2308.JPGC:\Users\cvat09\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_2309.jpg

Назарова Валерия 1 класс Селин Андрей 1 класс

Также рассматриваю метод стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Для этого используются специальные методы обучения ИЗО.

Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.

Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Самостоятельность учащиеся могут проявлять и во внеурочной деятельности .У нас в школе очень часто проходят «Конкурсы рисунков», целью которых является содействовать развитию творческих способностей; выявлять талантливых учащихся; обучение детей самостоятельности и творчеству.

C:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_1814.JPG

Неделя Психологии.1 класс-конкурс рисунков «Давайте жить дружно»

C:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_1815.JPGC:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_1816.JPGC:\Users\cvat09\Desktop\фильмы CW\фото\SAM_1817.JPG

Рисунки учащихся 1 класса МОУ СОШ село Казаново

Заключение:Думаю ,что методы и средства обучения изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, также большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках изобразительного искусства.

В практической части были приведены результаты наблюдений и анализ уроков по этим предметам с целью изучения влияния приемов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс, а также разработаны несколько уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных приемов и методов обучения.

Анализируя программу мне позволило сделать следующие выводы:

Для эффективности обучения методы и принципы обучения необходимо использовать в соответствии с требованиями.

Только правильное и умело организованное использование методов и принципов обучения будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Методы и принципы обучения должны использоваться в комплексе, т. к. «чистых» методов либо принципов не бывает.

Для эффективности обучения использование сочетания тех или иных принципов и методов обучения должно быть тщательно продумано учителем.

Как из теоретической части, так и из практической, следует, что умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.



Список литературы :

1.учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса Т.А. Копцева

2.методические рекомендации «Изобразительное искусство» под редакцией Т.А. Копцевой

3.ФГОС начальной школы

Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)
  • Начальные классы
Описание:

Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства ставится ряд образовательных задач, решение которых определяет ход учебно-воспитательного процесса на уроке, способствует развитию УУД.В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, также большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках изобразительного искусства.В практической части были приведены результаты наблюдений и анализ уроков по этим предметам с целью изучения влияния приемов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс, а также разработаны несколько уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных приемов  и методов обучения.

 

 

Автор Ворфоломеева Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 547
Номер материала 40395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓