Главная / Технология / Создания педагогических условий для повышения мотивации к обучению во внеурочной деятельности

Создания педагогических условий для повышения мотивации к обучению во внеурочной деятельности

Божко О.В.,

учитель технологии

МАОУ-СОШ №64,

категория первая


Создания педагогических условий для повышения мотивации

к обучению во внеурочной деятельности

Для того чтобы образование отвечало на запросы времени, необходимо вместо увеличения объема учебной информации, отобрать такие методические средства и создать такие организационно-педагогические условия, которые обеспечили бы желание детей учиться, что в свою очередь обеспечило бы эффективность обучения.

В педагогической практике данная проблема трансформируется в противоречие между возрастающими требованиями к современному ученику (выпускнику) и отсутствием у него желания быть активным участником образовательного процесса, другими словами, мотивация обучающихся к обучению остается достаточно низкой.

Стремясь разрешить данное противоречие, изменяем педагогические условия, традиционно предлагаемые учащимся при классно-урочной организации учебной деятельности.

Работу начинаем с вовлечения учащихся в процесс определения того, чему и как учиться на уроках технологии. Общеизвестно, что обычно люди с большей охотой выполняют свои решения, чем навязанные извне. Поэтому важным моментом в создании мотивации, считаю предоставление учащимся возможности выбора конкретной модели, на которой они будут осваивать данный курс, Этот выбор основывается, с одной стороны, на реальных возможностях, которыми располагает как школа, так и конкретная ученица, а с другой – ее интересами. Определившись с выбором конечного продукта совместной деятельности, приступаем к освоению первоначальных практических умений: учимся выполнять различные виды швов, художественно декорировать изделия, строить чертежи выкроек. Здесь большую помощь оказывает привлечение личного опыта каждой ученицы, знаний, полученных на уроках ИЗО, черчения, математики, химии. На этом этапе требуется терпение и от учителя, и от учащихся. Для поддержания интереса к делу упор делается на поощрение старательности, усердия, находчивости, поощряется любая инициатива и стремление усовершенствовать свой труд.

Следующим этапом становится внедрение проектной технологии в урочную деятельность. Внедрение данной технологии позволяет решить проблемы целеполагания, создать психолого-педагогические условия для развития у старшеклассниц чувства уверенности и компетентности в учебной деятельности и общении. Проектная технология позволяет привлечь и осмыслить большой объем новой информации, включив ее в зону развития каждой ученицы. Для решения задач, возникающих по мере воплощения проекта, у учащихся возникает потребность в получении навыков анализа своей учебной деятельности и активного овладения ею, что помогает им не только преодолеть разного рода трудности в учении, но и повысить интерес к учебе.

Критерии для диагностики учебной деятельности частично были предложены как учителем, так и отобраны учащимися самостоятельно:

  • выполнение швейных операций в соответствии с образцами изделий в качестве эталона;

  • оригинальность проекта;

  • умение ярко, эффектно презентовать свой проект.

Итогом совместной работы стало принятие ученицами на себя индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение проектов. В работе над проектами определялись этапы его выполнения, определялся их временной промежуток и содержательная наполненность.

Наиболее важным результатом стал переход от обучения отдельным навыкам и умениям к освоению учащимися методологии учения, позволяющей каждому обучающемуся развиваться в индивидуальном режиме от осознания своих интересов и потребностей к определенной культуре деятельности и общения.

Анализ результатов освоения основных требований к курсу «Технология. Основы швейного дела» отслеживался в процессе обучения следующими методами: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ педагогических ситуаций, отслеживание динамики в развитии у учащихся допрофессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных данным курсом.

Мониторинг осуществлялся на всех этапах учебного процесса с целью определения успешности продвижения учащихся, что дало мне возможность оценить успешность выбора методики обучения и адекватность созданных мною педагогических условий (целеполагание, проектирование, педагогические отношения).

На основании проведенного мониторинга можно определить следующие положительные результаты выбранной и внедренной методике обучения:

  1. Изменения ценностных ориентиров у учащихся (на первое место вышли креативность, чувство ответственности, трудолюбие).

  2. Возникновения условий для формирования социально-компетентной личности учащихся (через развитие всех составляющих качества образования).

  3. Развитие педагогических отношений (через различные формы сотрудничества).

  4. Созданы условия для осмысленности учения и мотивации учащихся.

Моделирование и пошив одежды требуют больше времени, чем два часа в неделю предусмотренные учебным планом. Поэтому была организованна внеклассная работа - кружок в системе дополнительного образования - «Театр мод СтильНО». Ежегодно кружок посещают от 15 до 20 учениц. За год моделируется, проектируется и отшивается одна коллекция и соответствующие к ней аксессуары. Помимо навыков шитья, в рамках реализации программы отделения дополнительного образования, учащиеся приобретают первичные навыки и по презентации своей деятельности. Ежегодно школа успешно участвует во всех выставках и конкурсах детского творчества, становясь призерами и лауреатами различных уровней: от школьного до муниципального.

Главный итог педагогической деятельности в системе дополнительного образования видится в том, что удалось создать условия, позволяющие воспитанникам реализовать творческие замыслы, научиться преодолевать трудности, проектировать и поэтапно осуществлять деятельность, презентовать результаты труда.

Однако только повышение мотивации к обучению и организации работы в системе дополнительного образования не позволяют реализовать возросшие творческие потребности и возможности всех учащихся к самореализации. Это поставило проблему создания в школе условий для воплощения творческих инициатив учащихся через внедрение инновационных технологий и изменение некоторых форм организации работы в системе дополнительного образования.


Создания педагогических условий для повышения мотивации к обучению во внеурочной деятельности
  • Технология
Описание:

Работу начинаем с вовлечения учащихся в процесс определения того, чему и как учиться на уроках технологии. Общеизвестно, что обычно люди с большей охотой выполняют свои решения, чем навязанные извне. Поэтому важным моментом в создании мотивации, считаю предоставление учащимся возможности выбора конкретной модели, на которой они будут осваивать данный курс, Этот выбор основывается, с одной стороны, на реальных возможностях, которыми располагает как школа, так и конкретная ученица, а с другой – ее интересами. Определившись с выбором конечного продукта совместной деятельности, приступаем к освоению первоначальных практических умений: учимся выполнять различные виды швов, художественно декорировать изделия, строить чертежи выкроек. Здесь большую помощь оказывает привлечение личного опыта каждой ученицы, знаний, полученных на уроках ИЗО, черчения, математики, химии. На этом этапе требуется терпение и от учителя, и от учащихся. Для поддержания интереса к делу упор делается напоощрение старательности, усердия, находчивости, поощряется любая инициатива и стремление усовершенствовать свой труд.

Следующим этапом становится внедрение проектной технологии в урочную деятельность. Внедрение данной технологии позволяет решить проблемы целеполагания, создать психолого-педагогические условия для развития у старшеклассниц чувства уверенности и компетентности в учебной деятельности и общении. Проектная технология позволяет привлечь и осмыслить большой объем новой информации, включив ее в зону развития каждой ученицы. Для решения задач, возникающих по мере воплощения проекта, у учащихся возникает потребность в получении навыков анализа своей учебной деятельности и активного овладения ею, что помогает им не только преодолеть разного рода трудности в учении, но и повысить интерес к учебе.

Автор Божко Оксана Владиславовна
Дата добавления 08.09.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 733
Номер материала MA-060635
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓