Главная / История / Создание условий введения ФГОС нового поколения в образовательное учреждение

Создание условий введения ФГОС нового поколения в образовательное учреждение

ЕГЭ по обществознанию:

опыт подготовки и анализ результатов.

С 2009 году единый государственный экзамен по обществознанию в Санкт-Петербурге проводится постоянно. Экзамен востребован большим количеством выпускников, как в России, так и в Санкт-Петербурге. Причиной является тот факт, что предмет востребован в вузах.

Ответы учащихся на едином экзамене по обществознанию выступают источниками важной педагогической информации по целому ряду показателей. Непосредственно они отражают уровень и характер усвоения проверяемых элементов содержания, а также комплекс умений. Особую ценность в этом отношении имеют выявленные в ходе проверок экзаменационных работ учащихся допускаемые ими типичные ошибки. Именно в силу своей типичности они показывают те «болевые точки», которые существуют в обучении. Опыт эксперта и учителя, который готовит учащихся к ЕГЭ по обществознанию, показывает, что ошибки носят следующий характер:

1. многие ученики при выполнении заданий со статистической информацией сбиваются при подсчете показателей;

2. незнание понятий;

3. неумение раскрывать какое-либо явление на конкретном уровне и т.д.

Выделить среди них типичные помогает классификации ошибок (типологизация). Возможен вариант рассмотрения ошибок опираясь на учебные темы курса. В этом случае педагог будет рассматривать ошибки и недочеты, связанные с усвоением экономических, правовых, социологических и других вопросов курса т.к. каждая из изучаемых в курсе областей научного знания имеет свою специфику, которая может отразиться и на характере допускаемых ошибок.

Так, правовое знание включает юридические нормы, написанные строгим и однозначным языком закона. Свободные интерпретации, догадки, обыденные представления при выполнении заданий этой группы не допустимы. Однако по другому выглядит ситуация, когда рассматриваются вопросы, относящиеся, к примеру, к духовной сфере жизни общества. Здесь понятия, как правило, многозначны, объяснения разнообразны, а оценки явлений или суждений, нередко, прямо противоположны. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Особенно много вопросов у учащихся вызывает экономическая сфера. Возможно и иная классификация типичных ошибок, основанная на типологии предлагаемых заданий. Его преимуществом является то, что он высвечивает не только уровень усвоения знаний, но и, степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями.

Можно посмотреть на ошибки с точки зрения формы предъявления ответа. В этом случае мы будем говорить о неправильном выборе, ошибочном тезисе, логически противоречивом рассуждении, необеспеченном аргументами выводе и т.п.

Сочетание различных подходов при анализе экзаменационных работ учащихся позволяет выявить типы ошибок, которые отражают пробелы и недочеты сущностного характера и относительно часто встречаются в работах выпускников для их устранения.

Для устранения выявленных недостатков необходимо разработать проект их исправления. Мне кажется, что следует обратить внимание на изучение конкретных научных понятий по основным сферам жизни общества. Формами проверки могут быть игра «Третий лишний», «Убери лишнее», «Ручеек», словарный диктант и другие.

Обратить внимание на работу со специально подготовленными источниками. Для этого можно использовать не только фрагменты работ известных философов, социологов, политологов ,но и СМИ. Работа с современной периодической литературой позволяет формировать личностные, метапредметные и предметные компетенции у обучающихся.

Представляется необходимым и использование межпредметных связей. Так, например понятие, включенное на уроке географии должно использоваться активно на уроке обществознания.

В ряде заданий от учащихся требуется привести примеры из собственного социального опыта, сообщений СМИ, из других источников, призванные подкрепить, раскрыть или проиллюстрировать то или иное положение. Во многих случаях эти примеры неудачны: поверхностны, не соответствуют рассматриваемому понятию или суждению и т.п. Поэтому есть необходимость работать над составлением банка примеров при прохождении учебного материала, т.к. именно факты дают наиболее точное представление о реальной социальной действительности, позволяющей говорить о социализации подрастающего поколения.

В ГБОУ школе №580 Приморского района для подготовки к ЕГЭ по обществознанию несколько лет ведется элективный курс для учащихся 9-11 классов. Система подготовки дает реальные результаты не только при сдаче ЕГЭ, но и участии в районной, городской олимпиадах по предмету.

Таким образом, анализ результатов выполнения выпускниками Санкт-Петербурга всех трех частей работы служит важным источником педагогической информации, отражающей проблемы и трудности в обучении предмету, позволяет наметить пути повышения предметной подготовки учащихся.


Создание условий введения ФГОС нового поколения в образовательное учреждение
  • История
Описание:

Постановка проблемы. Современному обществу требуются неординарные, творчески и нестандартно мыслящие люди. Школа как общественный институт призвана выполнять этот социальный заказ. Для развития потенциала ребенка необходима среда, способствующая развитию, и системная работа. Важно не упустить очень ответственный для становления и развития ребенка период - школьный. Поэтому создание развивающей среды - одна из приоритетных задач, решаемых образовательными учреждениями современного периода. "Мы управляем началом всего. А начало всего - люди, отношения между ними, и среда, в которой они действуют" ( Ю.А.Конаржевский). [5]

Цель статьи:уточнить понятие развивающей среды и наметить пути ее развития на разных уровнях обучения  в современной школе. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

Анализ основных исследований. Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. В теории педагогики среда включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание и развитие человека. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги, психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приемах и технологиях ее проектирования. [3]

Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах Балабанова Н.В., О.С. Газмана, М.В. Кларина, в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и т.д. [1]В своей монографии Ясвин В.А. дает определение понятию образовательная среда:

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4]

 Таким образом, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

 Основное содержание.

ГБОУ школа №580 - образовательное учреждение, созданное в 1989г. Школа расположена в "спальном" районе. В ней обучаются дети, проживающие в "шаговой доступности" от школы. Дети и подростки,  которые обучаются в школе, имеют разный потенциал, и задача школы - создать условия для полноценного развития личности каждого участника образовательного процесса, обеспечив развивающую среду.

 Как показывают психологические исследования и опыт обучения, все дети обладают творческим потенциалом, который максимально раскрывается при условии  систематизации и интеграции различных направлений  деятельности: учебной, внеклассной, дополнительного образования. Согласно технологии развития творческого потенциала, предлагаемой российскими учеными, критериями развития творческого потенциала могут служить: высокий уровень самостоятельности, нестандартность мышления, развитые познавательные процессы (вербальная память, слуховое восприятие, воображение и др.), владение способами творческой деятельности.

На наш взгляд, творческий потенциал как личностное образование можно представить следующими компонентами:

·        - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), как основа развития специальных и творческих способностей;

·        - социально-значимые качества личности (самостоятельность, эмпатия, интуиция, сопротивляемость шаблону);

·        - знания, умения, навыки.

          Реализуя Программу развития ГБОУ школы №580 Приморского района «Качество обучения и комфортность условий образовательного комплекса – основа личностного успеха ученика» педагогический коллектив  создает условия для развития разных составляющих потенциала каждого ребенка.

Важнейшим из основных направлений развития современной  основной и старшей школы является профильное обучение. Это обеспечивает возможность создания благоприятных условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, позволяет решить проблему успешности в выбранном учеником профильном направлении, использовать новые организационные формы, методы и средства обучения.

 Внеурочная деятельность - составная часть профильного обучения. Под внеурочной деятельностью понимается мотивированное обучение, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Одним из вариантов внеурочной деятельности является организация внеклассной работы  для развития первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности.

 Основными задачами мы считаем:

 обеспечение обучающимся доступности получения дополнительного обучения в соответствии с их индивидуальными склонностями;

воспитание у них положительной мотивации к обучению;

формирование адекватной  самооценки.

Педагогический коллектив  готов оказать помощь в профессиональной ориентации;

 закрепить и обогатить знания в процессе их использования при решении конкретных исследовательских и практических задач;

сформировать поисковый стиль мышления;

 выработать творческий исследовательский подход к научно-исследовательской и практической деятельности с учетом познавательных потребностей и интересов старшеклассников.

Неслучайно традиционным в школе стал смотр- конкурс проектной и исследовательской деятельности.

Для организации культуросозидательной деятельности в школе  создано Отделение дополнительного образования детей, реализуются проекты: "Общее образование - пространство выбора", "Школьная театральная студия ", "Красота спасет мир", экспозиция «Времен связующая нить», правовой клуб «Живое право» и др.

Создавая "открытую" образовательную среду для учащихся, педагогический коллектив помогает ученику реализоваться и идентифицировать себя как гражданина РФ. Для этого среда не должна ограничиваться только рамками учебного заведения, а образование должно быть "открытым". МС МО Юнтолово, ГОУ ПМС - Центр, кружки разного профиля на базе школы, посещение Дома  детского творчества, Дома молодежи Приморского района, СДЮШОР, СПбГУ, ИТМО создают открытость современного образования, а, следовательно,  расширяют  социальное партнерство и реализацию таких принципов как доступность знания, свобода перемещения, возможность выбора, самообразование, развития. Открытость предполагает действенное взаимодействие с социальной средой, которое готовит к жизни в открытом обществе и создает ситуации принятия личных, собственных решений. Это способствует формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций.

На решение планируемых результатов ориентированы творческие объединения Отделения дополнительного образования детей, которые успешно функционируют в школе.

 Театральная студия школы объединяет учащихся, проявляющих интерес к различным видам и направлениям театрального искусства; дает возможность проявить себя в роли актеров, художников, декораторов, костюмеров, музыкальных режиссеров и  дополняется деятельностью творческой танцевальной  студией «Эль-Данс», клубом авторской песни.

Объединение "Красота спасет мир"  формирует и развивает культурное пространства в школе через организацию тематических выставок - фотогалерей в рекреациях школы. Творческая деятельность  позволяет учащимся приобщиться к прекрасному, помогает раздвинуть рамки современного мира для детей, показать его многоцветье.

Проект "Экспозиция времен связующая нить… " важен для нас как феномен новой культурной политики по созданию внутреннего образовательного и информационного пространства. Особенностью данного проекта является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы участников, стимулировать разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляется в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Вывод.

Образовательно-воспитательная среда, созданная в школе, обеспечивает обучающимся различные возможности для самореализации, способствует построению индивидуальной траектории развития, которая помогает развить потенциальные возможности ребенка и, надеемся, сделает его конкурентоспособным в современном мире.

С началом запальчиво спорил конец.

«Я всякому делу, - кричал он, - венец!»

«Да, верно, - начало ему отвечало,-

Однако я все начинаю сначала».

                                                                           Р.Тагор

                                          Литература:

1.Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.

      2.Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.

      3.Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М.,2000.

     4.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001

     5. Конаржевский Ю.А.Система. Урок. Анализ. - Псков.,2012.

 

 
Автор Жолтикова Наталья Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 390
Номер материала 31209
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓