Инфоурок Математика Другие методич. материалыСоздание условий для реализации внутреннего потенциала школьника на уроках математики

Создание условий для реализации внутреннего потенциала школьника на уроках математики

Скачать материал

Тема: «Создание условий для реализации внутреннего потенциала школьника на уроках математики»

О.В.Китанина, учитель математики

МОУ «Никольская СОШ»

 

 

Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решать задачи по формированию нового человека.
Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Но в то же время есть такие учащиеся, которые проявляют явный интерес к предмету. Проработав в школе двадцать четыре года, я пришла к выводу, что в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей.  Нужно было найти новые формы обучения, обновить методическую базу урочных занятий, стремиться к новизне и нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства учителя. 

Какие проблемы возникают при создании условий для реализации внутреннего потенциала каждого школьника на уроках математики?

Проблемы:
1.Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
2.Как работать на уроке со всем классом и одновременно с  каждым учеником?

В связи с данными проблемами необходимо было решить следующие задачи.

Задачи:

         Усвоение программы через реализацию принципов дифференциации и индивидуализации в обучении

         Развить навыки коллективной поисковой деятельности ученического коллектива. 

         Приобщить учащихся к самоанализу и самооценке знаний.

         Формирование у учащихся деятельного состояния, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Рассмотрим подробнее дифференциацию и индивидуализацию обучения.                 

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и  проблемы, путем  их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.

В чем же состоит значение дифференциации?

Педагог хорошо знает:

·        учебные возможности ученика;

·        его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;

·        опирается на обратную связь с учеником на  каждом уроке.

Рассмотрим положительные стороны дифференциации:

Ø исключение уравниловки и усреднения детей;

Ø повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;

Ø объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала;

Ø создание щадящих условий для слабых учащихся.

Какую возможность получает учитель при дифференциации:

Учитель получает возможность:

·        помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме - наоборот);

·        не снижать общий уровень преподавания;

·        эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

·        создать оптимальные условия для более сильных учащихся;

·        изменить «Я» - концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Какие виды дифференциации существуют:

Виды дифференциации:

·        региональная – по типу школ (общеобразовательная, гимназия, лицей, колледж, комплекс);

·        внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

·        в параллели (группы и классы различного уровня);

·        межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

·        внутриклассная дифференциация (внутрипредметные группы в составе класса).

Рассмотрим обратную связь в обучении и основные принципы обратной связи.

Обратная связь в обучении

         Внешняя:  ученик – учитель   

                             учитель – ученик

         Внутренняя: ученик – ученик

Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием  эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи

·        принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

·        принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

·        принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания);

·        принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

·        принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи.

     Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания.

     У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения в своем научении и развитии. Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.

Рассмотрим некоторые приемы обратной связи, которые я стараюсь практиковать на своих уроках:

Приемы обратной связи с учеником на уроке:

 «Светофор» (5-8 класс)

  При опросе ученики поднимают «светофор»(карточка одна сторона которой окрашена в красный, а другая в зелёный цвет) красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать , т.е оценить свои знания).

Опрос по цепочке (5-9кл.)

 Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).

Тихий опрос (5-9 кл.)

   Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (учитель может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).

Программируемый опрос (7 – 11 класс).

    Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

Взаимоопрос (5–10класс)

   Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).

Показательный ответ  (5-9 классы).

  Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, чтобы  формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).

Защитный лист (5 – 11 классы).

 Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и  быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

Отсроченная реакция (5- 6 классы)

 Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 секунд - ответ).

Щадящий опрос (5 – 8 кл)

 Учитель проводит тренировочный опрос, при этом сам учитель учеников не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу учителю.

Идеальный опрос (7-9 кл)

 Ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю.

Далее обратимся к ещё одному виду работы способствующему накоплению оценок у учащихся.Это письменный контроль учащихся. Я использую в своей работе следующие виды письменного контроля:

Ø Фактологический диктант

Ø Графический диктант.

Ø  Выборочный контроль

Ø Тренировочная контрольная работа

Ø Блиц – контрольная

Ø Релейная контрольная работа

Рассмотрим поподробнее примеры письменного контроля:

Фактологический диктант

·        Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на вариант), на партах только чистый лист и ручка.

·        Среди вопросов 1-2 из предыдущих тем.

·        Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Выборочный контроль

Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно: «подводный камешек» - работы должны сдать все.

Тренировочная контрольная работа

Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей;).

Блиц – контрольная

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу схожа с фактологическим диктантом, отличие – сюда входит владение стандартными умениями).

     Проверка производится сразу: диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы и т. п.

Релейная контрольная работа

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач прорешал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней).

Большую роль в усвоении учебного материала играет повторение пройденного материала,  учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения.

Приемы повторения на уроке

ü Своя опора

ü Повторяем с контролем

ü Повторяем с расширением

ü Свои примеры

ü Опрос – итог

ü Обсуждаем домашнее задание

ü Пересечение тем

Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

 Повторяем с контролем.

     Ученики составляют серию контрольных вопросов  к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель)

Повторяем с расширением.

     Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

Свои примеры 

     Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала).

Опрос – итог

      В конце  урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Обсуждаем домашнее задание

    Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает учитель, достаточно разнообразны .)

Пересечение тем:

   Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).

Как можно сделать  домашнее задание более привлекательным и доступным для учащихся? Вот такие домашние задания я предлагаю учащимся:

·        Три уровня домашнего задания

·        Домашнее задание «Снежный ком»

·        Особое домашнее задание.

Рассмотрим несколько подробнее каждый вид домашнего задания.

Три уровня домашнего задания

·        Обязательный минимум (по силам любому ученику)

·        Тренировочный  (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида)

·        Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Снежный ком

   Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

   (Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы).

Особое домашнее задание

В классе есть ученики, которым иногда следует задавать иные, чем всему классу задания:  слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вузов, сдающие данный предмет как основную дисциплину.

 Каждый ученик по окончании урока ждет оценку своей деятельности.

Оценивание учащихся

Оценка – не отметка

Учитель отмечает вслух или жестом успех ученика (главная цель оценки – стимулировать познания).

Знакомство с критериями оценки

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются  отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен).

Рейтинг

Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений, практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель.

Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся и развивающие их познавательный интерес. Целью своей педагогической деятельности считаю: разработку и использование различных приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность  учащихся на уроках математики. Таким образом, необходимо создать такие условия, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной познавательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. 
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Важнейшим условием самостоятельной познавательной деятельности учащихся для учителя является формирование у них положительных внутренних индивидуально и социально значимых мотивов учения. Учитель из урока в урок старается возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся, делать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. 
Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. 
Наша задача,  прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От нашего умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Создание условий для реализации внутреннего потенциала школьника на уроках математики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Создание условий для реализации внутреннего потенциала школьника на уроках математики»

 

 

 

Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решать задачи по формированию нового человека.
Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Но в то же время есть такие учащиеся, которые проявляют явный интерес к предмету. Проработав в школе двадцать четыре года, я пришла к выводу, что в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей.  Нужно было найти новые формы обучения, обновить методическую базу урочных занятий, стремиться к новизне и нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства учителя. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 506 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 324
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Китанина Ольга Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Китанина Ольга Витальевна
    Китанина Ольга Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60671
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 697 человек

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 278 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 982 человека

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе