Инфоурок География Другие методич. материалыСоздание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Скачать материал

  Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Аннотация: в данной статье раскрываются  основные направления, используемые автором при работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, перспективно-опережающее обучение, проектная деятельность.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.  

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его  нужно учить. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.   Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми: нетрадиционный урок  (дидактические игры по географии, семинары, уроки-диалоги), внеурочная исследовательская и проектно-творческая деятельность (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы,    экскурсионно-экспедиционный практикум), работа в профильных классах.

 Применяя технологию перспективно – опережающего  обучения, использую систему заданий на уроках, при которой обучение  одаренных детей идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Каждый раздел курса включает вопросы  на проведение сравнения, анализа с последующими выводами, на поиск и раскрытие причинно – следственных связей, на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений, группировка связей по их генезису, установление прямых и обратных связей, на прогнозирование и моделирование географических ситуаций. В результате возрастает активность обучающихся, создается обстановка на уроке для постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

На уроках-семинарах решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. Основными особенностями урока-диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

Научное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.

Система практической деятельности по решению  проблем развития детской одаренности включает  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося  через работу научного общества учащихся школы, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Таким образом, учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

 Список литературы

1.     Емельянова И.Е. Особенности организации деятельности одаренных детей [Текст] / Е.И.Емельянова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – №8. – С.45-52.

2.     Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

3.     Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

4.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Аннотация: в данной статье раскрываются  основные направления, используемые автором при работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, перспективно-опережающее обучение, проектная деятельность.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.  

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его  нужно учить. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.   Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми: нетрадиционный урок  (дидактические игры по географии, семинары, уроки-диалоги), внеурочная исследовательская и проектно-творческая деятельность (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы,    экскурсионно-экспедиционный практикум), работа в профильных классах.

 Применяя технологию перспективно – опережающего  обучения, использую систему заданий на уроках, при которой обучение  одаренных детей идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Каждый раздел курса включает вопросы  на проведение сравнения, анализа с последующими выводами, на поиск и раскрытие причинно – следственных связей, на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений, группировка связей по их генезису, установление прямых и обратных связей, на прогнозирование и моделирование географических ситуаций. В результате возрастает активность обучающихся, создается обстановка на уроке для постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

На уроках-семинарах решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. Основными особенностями урока-диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

Научное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.

Система практической деятельности по решению  проблем развития детской одаренности включает  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося  через работу научного общества учащихся школы, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Таким образом, учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

 Список литературы

1.     Емельянова И.Е. Особенности организации деятельности одаренных детей [Текст] / Е.И.Емельянова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – №8. – С.45-52.

2.     Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

3.     Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

 

4.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 475
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Асалханова Любовь Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Асалханова Любовь Михайловна
    Асалханова Любовь Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 4898
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов