Главная / География / Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Аннотация: в данной статье раскрываются основные направления, используемые автором при работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, перспективно-опережающее обучение, проектная деятельность.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его  нужно учить. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми: нетрадиционный урок (дидактические игры по географии, семинары, уроки-диалоги), внеурочная исследовательская и проектно-творческая деятельность (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы, экскурсионно-экспедиционный практикум), работа в профильных классах.

Применяя технологию перспективно – опережающего  обучения, использую систему заданий на уроках, при которой обучение  одаренных детей идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Каждый раздел курса включает вопросы на проведение сравнения, анализа с последующими выводами, на поиск и раскрытие причинно – следственных связей, на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений, группировка связей по их генезису, установление прямых и обратных связей, на прогнозирование и моделирование географических ситуаций. В результате возрастает активность обучающихся, создается обстановка на уроке для постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

На уроках-семинарах решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. Основными особенностями урока-диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

Научное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.

Система практической деятельности по решению  проблем развития детской одаренности включает  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося  через работу научного общества учащихся школы, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Таким образом, учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

Список литературы

  1. Емельянова И.Е. Особенности организации деятельности одаренных детей [Текст] / Е.И.Емельянова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – №8. – С.45-52.

  2. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

  3. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.
  • География
Описание:

  Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках географии.

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Аннотация: в данной статье раскрываются  основные направления, используемые автором при работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, перспективно-опережающее обучение, проектная деятельность.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.  

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его  нужно учить. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.   Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми: нетрадиционный урок  (дидактические игры по географии, семинары, уроки-диалоги), внеурочная исследовательская и проектно-творческая деятельность (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы,    экскурсионно-экспедиционный практикум), работа в профильных классах.

 Применяя технологию перспективно – опережающего  обучения, использую систему заданий на уроках, при которой обучение  одаренных детей идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Каждый раздел курса включает вопросы  на проведение сравнения, анализа с последующими выводами, на поиск и раскрытие причинно – следственных связей, на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений, группировка связей по их генезису, установление прямых и обратных связей, на прогнозирование и моделирование географических ситуаций. В результате возрастает активность обучающихся, создается обстановка на уроке для постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

На уроках-семинарах решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. Основными особенностями урока-диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

Научное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.

Система практической деятельности по решению  проблем развития детской одаренности включает  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося  через работу научного общества учащихся школы, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Таким образом, учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

 Список литературы

1.     Емельянова И.Е. Особенности организации деятельности одаренных детей [Текст] / Е.И.Емельянова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – №8. – С.45-52.

2.     Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

3.     Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

 

4.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Автор Асалханова Любовь Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 733
Номер материала 38629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓