Главная / Классному руководителю / Создание творческих проектов как средство воспитания основ гражданско-правовой культуры учащихся начальных классов

Создание творческих проектов как средство воспитания основ гражданско-правовой культуры учащихся начальных классов

Создание творческих проектов как средство воспитания основ

гражданско-правовой культуры учащихся начальных классов

Е.И. Долян

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданственности, правового самосознания, высоких нравственных, морально-эстетических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, ответственность за судьбы Отечества, готовность его защищать. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизни и создают условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В материалах Второй Всероссийской научно-практической конференции «Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития» отмечено, что «в содержании обучения и воспитания … должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей» [2, с. 8]. Актуальность гражданско-правового воспитания детей и молодежи признается сегодня всеми.

Гражданско-правовое воспитание — это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотизма, гражданского и правового самосознания, активной жизненной позиции, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Как указывает Н.А. Ивашкина, важнейшей задачей воспитания является развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для этого необходимо формирование у школьников действенных знаний о родном крае, своем городе, воспитание гордости за историческое и культурное наследие своего региона, изучение живой национальной культуры и народного искусства, формирование у детей чувства глубокого уважения к своему народу [3, с.30]. При этом следует помнить, что воспитание становится действенным только тогда, когда оно опирается на усвоение развивающейся личностью своих прав и обязанностей, в том числе - прав и обязанностей гражданина, труженика, семьянина.

Правовая, политическая и демократическая культура как результат правового и гражданского воспитания признается сегодня одной из базовых культур личности и предполагает воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии.

Известно, что младший школьный возраст представляет собой наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, необходимых, в том числе, и для формирования гражданской и правовой культуры. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн и др.) справедливо отмечали, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или того способа поведения.

В современных научных исследованиях проблемы гражданского, правового воспитания школьников рассматриваются как наиболее актуальные, определяющие перспективы развития государства на ближайшие десятилетия. Именно поэтому указанной проблеме уделяется особое внимание, курсы гражданского образования и правового просвещения реализуются в рамках регионального компонента в учебных планах начальной школы в последнее десятилетие в ряде регионов России [1; 4; 6]. Вместе с тем исследователи отмечают, что важнейшее противоречие - между необходимостью повышения эффективности работы по формированию гражданского самосознания подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов гражданского и патриотического воспитания младших школьников, изменяющихся в условиях развития российского образования и радикальных социально-экономических преобразований в стране - все еще далеко от разрешения [5].

В своей практической деятельности мы исходим из понимания, что задачи формирования гражданско-правовой культуры у младших школьников нельзя просто декларировать, а в планах воспитательной работы планировать отдельные мероприятия, ориентированные формирование гражданской позиции, правового самосознания, нравственных качеств законопослушной личности. Необходима реализация комплексного подхода к воспитанию у школьников личностных качеств гражданина, а именно подчинение воплощению этой идеи всех направлений работы по воспитанию детей, причем, чем младше школьник, тем важнее и значимее комплексное решение указанной задачи.

В плане реализации комплексного подхода к формированию основ гражданско-правовой культуры детей целесообразно осуществлять целенаправленную внеурочную работу с детьми по правовому просвещению и гражданскому воспитанию в различных формах. Особенно важно, чтобы эта деятельность детей имела реальный, материализованный результат, например, в форме творческого проекта.

Особую значимость имеет реализация факультативного курса «Моя Земля», основная цель которого - средствами разработки и создания исследовательских творческих проектов развивать интеллектуальные, проектные и творческие способности детей, воспитывать у них черты и качества настоящего Человека-гражданина, ответственного за судьбу своей Родины и планеты в целом. На занятиях этого факультатива дети активно вовлекаются в творческие процессы сочинительства - стихов, сказок, сценариев спектаклей театральной студии. Так реализуется комплексность учебной и воспитательной работы с учащимися начальных классов. Подобная деятельность детей не только способствует укреплению познавательных интересов, но и формирует гражданские чувства, повышение уровня самосознания детей, их ответственного отношения к соблюдению законов, норм жизни в обществе. Результаты этой работы реальны, ощутимы, могут быть объективно оценены, так как дети создают творческие и исследовательские проекты, пишут сочинения, стихи, сказки, участвуя в конкурсах различного уровня, акциях, конференциях, создают альбомы и плакаты.

В своей практической деятельности стремимся реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной целесообразной деятельности в процессе обучения, в том числе используем исследовательские модели обучения. Исследовательские модели обучения представлены сегодня в различных сочетаниях известных методов и способов активного обучения: в начальной школе активно используются метод проектов; метод погружения; методы сбора и обработки данных, мозговой атаки; методы исследовательский, проблемный: анализ справочных и литературных источников; поисковый эксперимент; опытная работа; обобщение результатов; деловые и ролевые игры и др.

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяем организации их самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, мы рассматриваем организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований - развитие инициативности, активной жизненной позиции детей.

Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е.С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов, которые очень широко сегодня используются в школьной практике, в том числе и в начальных классах. В своей деятельности по правовому и гражданскому воспитания мы эффективно реализуем такие типы проектов, как творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), ролевые, игровые проекты, ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные), исследовательские проекты. Особое место в работе с младшими школьниками занимает привлечение их к исследовательской деятельности, особенно если эта деятельность связана с разработкой творческих проектов.

Такая работа оказывается наиболее эффективной в плане комплексного решения задач формирования компонентов правовой, гражданской, политической культуры школьников, так как предполагает самостоятельную работу детей с разнообразным учебным материалом - регионоведческого, исторического, этнографического, художественно-литературного характера. Например, при выполнении творческого исследовательского проекта - научно-исследовательской работы по теме «Абакан - душа земли снежных вершин и чистых рек» ученик 3 класса Ростислав Похлебаев поставил перед собой комплексную исследовательскую задачу - изучить значение названий разных географических объектов на территории Хакасии. В результате в своем проекте школьник самостоятельно пришел к выводу, что связанные с географическими названиями легенды и предания отражают важнейшие законы, требования для людей - жить в гармонии с природой, беречь и охранять ее, не нарушать законы природы. Школьник изучил серьезную литературу, посетил краеведческий музей, беседовал с научными сотрудниками и учителями; составил вопросы анкеты и провел опрос среди взрослых (учителей, родителей) и сверстников. В своем творческом проекте ученик приводит описание важнейшего правила жизни хакасского народа - «золотого правила айлыс-пирiс» («добро за добро»; «получил – отблагодари»). Он реконструировал в своей проектной работе легенду, связанную с почитанием хакасами своих предков, прародителей, стариков, старших по возрасту. Эта красивая, поэтическая легенда повествует не только о происхождении названия реки Абакан, но необходимости соблюдать, чтить установленные законы. В легенде богатырь убивает медведя, и текущая из раны кровь образует могучую реку (аба - медведь, кан - кровь, Абакан - медвежья кровь). Ученик приводит такое найденное им объяснение этого факта. «…Медведь олицетворял силы природы. Пока он не вредил человеку, не нападал на скот, люди почитали его как хозяина леса, бережно относились к его местам обитания, посвящали ему ритуальные песни и танцы. Но вот медведь стал вредить людям, нарушил равновесие, стало побеждать Зло. И люди вынуждены были ответить на это Зло и убить медведя. Человек победил, потому что защищал свой род, своих женщин и детей, свое жилище. Это было справедливо. Боги помогли человеку справиться с медведем, потому что в этом противостоянии правда была на стороне человека. И когда умер медведь, боги превратили его в гору, из-под скал которой мощным потоком стала бить вода, разлившаяся в могучую реку. Река принесла благо людям. Тем самым медведь искупил свою вину перед людьми. А люди в благодарность и с пониманием продолжали почитать медвежий род и соблюдать законы справедливости…».

Так в разнообразных формах интересной, увлекательной учебно-исследовательской работы ученики младших классов учатся жить в согласии с законами природы, в согласии друг с другом, учатся любить родную землю, начинают понимать необходимость устанавливать и соблюдать законы, которые являются залогом благополучия и процветания Родины. Это закладывает основы формирования гражданской и правовой культуры личности растущего и взрослеющего гражданина и патриота.

Эта работа весьма эффективна. Только в 2006-2007 учебном году учениками нашего класса было представлено 11 проектов на Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», одна исследовательская работа с проектом – на Всероссийском конкурсе «Я - исследователь». Весь класс (более 70 работ) принял участие во Всероссийском конкурсе «Леса России», 15 проектов прошли в финал, а две работы стали победителями (1 и 2 места). В городских и республиканских научно-практических конференциях ребята всегда показывают хорошие результаты.

На этом основании можно сделать вывод о большем воспитательном и развивающем потенциале привлечения младших школьников к исследовательской деятельности.


Литература:

1. Бочарова, А. Защитить права детей могут сами дети… Первые впечатления об эксперименте по правовому образованию в начальной школе // Учитель. - 2005. - № 1. - С26-28.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития: Рекомендации Второй Всероссийской научно-практической конференции // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 8-10.

3. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33.

4. Савицкая, Д. Правовое образование - с начальной школы // Педагогическая техника. - 2006.- № 6. - С. 67-70.

5. Самойлова, Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников: Автореф дисс. … канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 21 с.

6. Харитинина, Е.М., Вилкова, К.М., Грязева, Л.И. Курс «Гражданское образование» в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 23-26.


Данные об авторе

Ф.И.О. автора: Долян Елена Ивановна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов»

Должность: Заместитель директора по УВР

Номер телефона: 8 923 399-30-23; 8 (3902)27-44-88 (р/т)

ПРИМЕЧАНИЕ: За сборник материалов Казначеевских чтений (с моей статьёй) и отправку сборника по почте – ОПЛАЧЕНО.


Создание творческих проектов как средство воспитания основ гражданско-правовой культуры учащихся начальных классов
  • Классному руководителю
Описание:

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданственности, правового самосознания, высоких нравственных, морально-эстетических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, ответственность за судьбы Отечества, готовность его защищать. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизни и создают условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В материалах Второй Всероссийской научно-практической конференции «Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития» отмечено, что «в содержании обучения и воспитания … должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей» [2, с. 8]. Актуальность гражданско-правового воспитания детей и молодежи признается сегодня всеми.

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 687
Номер материала 19567
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓