ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики,
броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом,
выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
По
сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные
плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и
предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это
своего рода укрупнённая дидактическая единица,дидактический
многомерный инструмент (по В.Э. Штейнбергу), где обеспечивается многоуровневая работа с
определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи,
переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный
плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим,
к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и
контроль за качеством усвоения полученной информации.
В
соответствии с педагогической технологией П.М. Эрдниева, знания, новая
информация предъявляются обучающимся в виде так называемых укрупненных
дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их
смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу
информации. Исходя из принципа УДЕ, учащиеся могут
·
изучать одновременно взаимно обратные
действия и операции;
·
сравнивать противоположные понятия,
рассматривая их одновременно;
·
сопоставлять родственные и
аналогичные понятия;
·
сопоставлять этапы работы над
упражнением, способы решения и т.д.
Интерактивный
плакат, как УДЕ, может нам обеспечить индивидуальный темп обучения, гибкое
реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и, что немаловажно, системный
подход в обучении. Г.К. Селевко отметил, что
«лейтмотивом урока, построенного по
системе укрупненных дидактических единиц, служит правило: не повторение,
отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания,
осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после
исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную
форму знания видоизменённой» (Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных
технологий в 2-х томах, том 1, М., «НИИ школьных технологий», 2006 г., с.
433-435).
Элементами такого интерактивного плаката
могут быть
·
Создание режима «скрытого
изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;
·
Иллюстрированный опорный конспект;
·
Многоуровневый задачник;
·
Набор иллюстраций, интерактивных
рисунков, анимаций, видеофрагментов;
·
Конструктор (инструмент, позволяющий
учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)
Главное
условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это
может быть одна тема, один раздел и т.д.
Интерактивный
плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано
будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо
обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза,
классификации и т.д.
Структурно
интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему
сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой
первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие
контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого
уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле
большого информационного блока.
Три возможных блока интерактивного
плаката.
Таким образом, семь уроков в данном случае
– это информационный блок, с помощью которого ученик самостоятельно
может повторить или заново изучить учебный материал.
Следующий блок – это блок отработки
умений, навыков или, как принято сейчас говорить универсальных учебных
действий. Сюда мы можем разместить тренажеры, анимационнные и видеоролики.
Их цель – не только заложить прочные знания, но и предложить ученику применить
новую информацию на практике.
Наконец, третий блок – это блок
контроля и самоконтроля. На плакате он представлен в разделе «Проверь
себя» и состоит из анимированного теста и кроссворда. И вновь это гиперссылки
на отдельно выполненные мультимедийные разработки.
Учитывая, что большинство учителей
пользуются в своей работе программами презентаций PowerPoint или OppenOffice,
при подготовке интерактивного плаката очень важно соблюдение ряда правил:
1. Обязательно соберите все
компоненты в одну папку. Часто эта небрежность, которую допускают многие
учителя, приводит к потере ряда данных. То есть на своем компьютере все
работает. Гиперссылки обращаются к необходимым файлам. Это успокаивает учителя.
Но когда он копирует свой плакат первого
плана и переносит на другой компьютер, вдруг обнаруживается, что ничего не
работает. Ссылок на другие презентации нет.
2. Сначала соберите все файлы в
одну папку, а затем задайте гиперссылки. Иначе снова вас ждет
разочарование.
3. Дидактически более оправдано,
если в качестве гиперссылки выступает не специально предназначенная в
инструментах кнопка, а рисунок, иллюстрация, символ, надпись.
4. Не лишним будет соответствие надписей
(символов, иллюстрацией) на плакате первого плана и название наших файлов
(презентаций) в папке.
Это поможет нам избежать путаницы и
случайных ошибок в ссылках. И удобнее будет навигация интерактивного плаката.
5. Обязательно предусмотрите
возможность быстрого возврата к главному слайду. Это тоже является одним из
главных условий качественной навигации интерактивного плаката. Причем следует
предусмотреть возможность возврата с любого слайда.
И не забудьте главные дидактические
условия создания интерактивного плаката:
·
меньше
текста и больше наглядности;
·
меньше
линейности и больше интерактивности;
·
вовлечение
учащегося в активную познавательную деятельность;
·
дидактическая
и информационная законченность.
Таким образом, интерактивный плакат должен
обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данной
дидактической единицы на всех этапах усвоения информации.
Примеры создания на основе шаблона
интерактивных плакатов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.