Главная / Русский язык и литература / Союзы как части нашей речи

Союзы как части нашей речи

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности в 7 классе по русскому языку.

Тема: «Союзы как части нашей речи».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – исследование. Технология корпоративного обучения. Модель «Пазл» - работа в микрогруппах над частью общей темы, затем при представлении проделанной работы постепенно складывается общая тема занятия.

Обучающие цели:    организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Союзы как часть речи»;  создать условия для усвоения такой нравственно – этической категории, как союз человеческих сердец; обеспечить установления учащимися внутрипредмет-ных и межпредметных связей.

Развивающие:  создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;   создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные цели: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценности совместной деятельности.

Оформление доски: Цитаты: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».М.В. Ломоносов

Проблемный вопрос: Есть ли необходимость в союзе человеческих сердец?

 Ход урока

I Мотивация

- То , чему я хотела вас научить, -точно яблоня, покрытая листвою. То, что я при этом знаю, - всего лишь веточка в кроне. То, что я при этом говорю, - всего лишь яблоко на этой ветке. А то, что у вас останется, - всего лишь зёрнышко. Но из него иногда яблоня вырастает.

Целеполагание: - Хочется, чтобы вы выросли не только знающими, но и нравственными людьми, которым не чужды доброта, толерантность, человечность. Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Союзы как часть речи», а также исследуем такую категорию, как союз человеческих сердец, которая помогает выразить нам наше человеческое взаимодействие.

Эпиграфом нашего урока являются слова М,В,Ломоносова: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

Проблемный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце урока: Есть ли необходимость в союзе человеческих сердец?

II.Словарная работа:

А) толерантность (которая лежит в основе взаимодействия, союза людей)

Б) союз

А) 1 ученик: о телерантности

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы) Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

- Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке? (Толерантность)

Учитель:. Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность”.

Учитель: Толерантность – это... (выбрать верный ответ)

  • терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;

  • стремление к полноценной реализации своих способностей;

  • умение понимать и познавать других людей;

  • устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...

Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты.

- Составить словосочетания со словом толерантность



Б) 2 ученик о союзе:


Союз - 1)взаимныя узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепление…;

2) часть речи, частичка, связующая слова.( Толковый словарь В.И.Даля)

2)заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью приставки съ- от «юз» (смотри: узел уж, вязать, узы). ( Краткий этимологический словарь русского языкаН.Шанский)

ИЗ истории

Союз – это очень древнее название части речи и по происхождению является калькой с греческого языка. (По словам И.Срезневского, «частица речи»).

Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится И (второе место), А (десятое место) и НО.

Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений». В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь

ИЗ теории

  • Союз – морфологическое средство связи. Союз связывает

  • Союзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста.

Союзы бывают :

Простые

  • Когда земля прогреет.?.ся, пр..рода оживёт.

  • Зазелене..т всё вокруг, и радос..но защебеч..т птицы.

Составные

  • Снег та..т быстро, потому что со..нце сильно пр..пека..т.

  • Не только люди, но и звери, птицы рады весе..ему обновлению пр..роды.


Практическое задание

- Какие разные значения имеет слово союз?

- Помня о том, что это многозначное слово, составьте словосочетания со словом союз.


В) Реализация дополнительного дом/задания


1 ученик. Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется) (Н. Холодов)
(1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2. Белка песенки поёт и орешки все грызёт.
3. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. )

2 ученик. Исследователь: О роли союза в речи. Союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

. Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен. (Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Служебные части речи нередко становятся основанием для особых стилистических фигур, изобразительных приемов.
Особую смысловую нагрузку получает иногда в художественных текстах противительный союз «но».
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин. «Элегия». 1830)
Произведение состоит из двух противоборствующих частей. Точно так же построено и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу.»: ... Что злое на меня уныние находит, Хоть плюнуть да бежать. Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине. - две противопоставленные части даже графически разделены: новый поворот темы заставляет поэта разбить строчку на две части. Таким образом, союз «но» выступает своеобразным выразителем пушкинского жизнеутверждающего пафоса, а в текстах, помимо синтаксической роли, выполняет дополнительную - смысловую, эстетическую.

Сущность поэзии, критерий совершенства поэтического произведения прежде всего - гармоническое сочетание звуков (см. Разговор книгопродавца с поэтом, Муза). Замечательно, что смысловая вескость рифмующих слов для Пушкина, казалось бы, не имеет значения: не только глаголы можно брать в „рифмы”, но и всякую „мелочь…”, как-то „союзы да наречья”. „Мне все равно: что слог, то и солдат” (Домик в Коломне)

Вывод: союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

III. Работа в подгруппах Поиск и систематизация знаний


А) -Какое место в системе частей речи занимает союз?

- Распределительное списывание : (у учеников карточки - таблицы)-Проверим :

Б) - Роль модератора (раздаёт задание каждой группе в конвертах)


1 группа: Общее понятие о союзе

Практическое задание: Произвести морфологический разбор выделенного союза:

А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал к соседям в чуждые пределы.

2 группа: Сочинительные союзы

Практическое задание: Произвести морфологический разбор выделенного союза:

В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой

3 группа: Подчинительные союзы

Союзы подчинительные
Привыкли подчинять,
И, строя предложения,
Об этом нужно знать!

Практическое задание: Произвести морфологический разбор выделенного союза:

Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями


В) - Внутри каждой группы назначается консультант (фасилитатор).


Г) - При презентации должны выступить все члены группы


IV. Повторение. Интеллектуальная разминка.

А) - «Знатокам пословиц» - Охарактеризуй выделенные слова. Найдите синонимичные союзы. Определите их разряд по значению. Какую роль выполняет союз да?

Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Авось, небось да как-нибудь до добра не доведут.

Б) Графический диктант. - Составить схемы данных предложений.

1. Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.

2. А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал к соседям в чуждые пределы.

3. Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

4. Я славил твой небесный лик,
Когда он искрою возник.

5. Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет…

6. Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой.

- Вы обратили внимание, что все предложения, которые мы сегодня разбирали, в стихотворной форме? Кто автор этих стихотворений? Да, сегодня в течение всего урока мы обращались к творчеству А.С.Пушкина.

V. Беседа . Итог урока. Возврат к проблеме.

Учитель: В основе сочинительных союзов лежит какой принцип?

Ученик: Равноправия.

Учитель: По какому принципу используются подчинительные союзы?

Ученик: Подчинительные союзы подчиняют одни предложения другим. Используется принцип подчинения.

Учитель: Встречаемся ли мы с такими отношениями в нашей человеческой жизни?

Ученик: Повсеместно.

Учитель: А какие отношения преобладают между людьми? Построенные на равноправии или на подчинении?

Ученик: На подчинении.

Учитель: Где вы встретились с такими отношениями?

Ученик: В семье, в школе, во дворе, в армии, на производстве.

Учитель: А с чисто человеческой точки зрения, какие отношения должны быть между нами?

Ученик: Должны быть отношения, построенные на взаимопонимании, уважении. Это помогает людям жить спокойно, чувствовать себя в безопасности.

  Ученики приводят цитаты из стихотворений А.С. Пушкина, посвященных друзьям, Лицею, обращая внимание на союзы и их назначение в тексте.

Вот примеры таких цитат:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село …

 

Нам разный путь судьбой назначен строгой

Вступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись …

 

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы и нам летали,

И сладок был их лаской наш удел …

19 октября

 

- Стихи Пушкина о лицейском братстве, в частности стихотворение «19 октября» напомнили нам о великой силе дружбы, товарищества, которая возможна только тогда, когда люди ощущают, что их сердца бьются в унисон, когда они объединены общим высоким делом.



Учитель: - Вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока: «Есть ли в наше время необходимость в союзе человеческих сердец?» Свой ответ дайте в письменной форме.

- Напишите эссе: Есть ли необходимость в союзе сердец?

- «Выведите» формулу союза человеческих сердец.



IV Коллективная исследовательская работа. 

И вот что получилось в результате коллективной работы:

Союз = Доброта + Уважение + Милосердие человеческих сердец + Любовь.

Величие человека – в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за товарищей, их горе и радость у него в руках. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать то стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, одержанной товарищами, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир.

V Рефлексия

Учащиеся пишут сочинение – миниатюру на тему: «Союз человеческих сердец – это …», потом несколько учащихся читают отрывки из своих работ. Цель: использование сочинительных союзов.



VI. Итог урока . Оценивание.











Союзы как части нашей речи
  • Русский язык и литература
Описание:

       Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности в 7 классе по русскому языку.

Тема урока: Союзы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – исследование. Технология корпоративного обучения. Модель «Пазл» - работа в микрогруппах над частью общей темы, затем при представлении проделанной работы постепенно складывается общая тема занятия.

Воспитательные цели: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценности совместной деятельности.

Оформление доски:     Цитаты:   «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».М.В. Ломоносов

 

Проблемный вопрос:     Есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? 

Автор Анемгурова Любовь Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 670
Номер материала 16414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓