Главная / Химия / Современный урок по химии

Современный урок по химии

МБОУ СОШ д. Кебячево


Габитов Фанзиль Рамилович

Предметная область –химия



Лучший современный урок по технологии диалогового взаимодействия



Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, дополненная просмотром слайдов.

Формы работы: Общеклассная, парная( групповая)

Оборудование: таблица «Количество вещества. Молярная масса», ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, диски из единой коллекции ЦОР, вещества в количестве 1 моль: NaCl , Fe , S , CuSO4 ,H2O , сахароза, стакан с водой, весы с разновесами, ложка

Этапы урока:

Организация начала.

Проверка домашнего задания.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний.

Закрепление знаний.

Первичная проверка понимания.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания ( данный этап урока можно и не проводить):

- Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

- Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn?

- Проверить таблицу №3, перенесённую в тетрадь из учебника со стр.54.

3. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:

- Что такое химия?

- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

4. - Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?

- Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.

Допустим, что в 1 мешке - 100 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:

N = 20 мешков ·100 картофелин = 2000 картофелин

- Для подсчёта количества вещества по химии , пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 ·1023 частиц этого вещества. Каким образом получится это число?

-Сколько штук(число) атомов углерода нужно взять, чтобы мысленно сконструировать кристалл бриллиант(граненный алмаз) массой 12г?

-В 1 г водорода или в 12 г углерода содержится большее количество атомов?

- Каой буквой обозначим это некоторое число атомов?(N)

-Чему равна масса одного атома С и масса одного атома Н? (ma(C)=1.995·10-24г и ma(H)=1.674·10-23г ( по учебнику находим )

-Как определим число атомов? (разделить массу порции вещества на массу соответствующих атомов):


N(C)= m(Н)/ ma (Н)=1г/1.674·10-24г=6,02·1023 атомов


N(С)= m(С)/ ma (С)=12/1,995·10-23г=6,02·1023 атомов


Такими образом, в 1 г С и в г г Н содержится разные числа атомов? (одинаковые)

Задание 1. Групповая работа. Проверьте сделанный выше вывод. Посчитайте число атомов в 16 г кислорода , в 56 г железа и в 32 г серы.

-Какое число атомов содержится в 16 г О, 56г Fe и 32 г S? Какое открытие совершили? ( одинаковое количество атомов –это 6,02·1023)

-Если это число одинаковое, то как назовем это число и как обозначим? ( организует работу с учебником и находят, что это число Авогадро, 6,02·1023 -число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.)

-Каждый раз пользоваться этим числом неудобно, поэтому введем понятие о единичном количестве вещества-это моль

МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6 · 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов, ионов в растворе)) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)

-Сколько атомов будет содержаться в 64 г серы. если в 32 г серы было 6,02·1023атомов?( 12 ·1023 -это NA)

- Во сколько раз больше получилось? ( в 2 раза)

-На основании сказанного напишите формулу для вычисления определенного количество вещества .

Ответ: чтобы найти число частиц вещества в определённом количестве вещества надо:

N = NA· n,

где N - число частиц

NA - постоянная Авогадро, молек./моль

n - количество вещества, моль

Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)

-Вещества, содержащие 6,02·1023атомов будут иметь свой вес или массу? (Да)

-Как назовете массу, содержащие 6,02·1023атомов, равное 1 молю?

- Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.( анализ таблицы «Количество вещества» и демонстрация веществ- поваренная соль, железные опилки, мел, сера, медный купорос)

- Как вы думаете я отмерял эти вещества? Считал количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивал.

МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)

Записываем это определение в тетрадь.

Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .

1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль

1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль

1 моль NaCl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль

1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4.)

- Если я возьму 64 г серы, сколько это будет моль? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:

n = m / M и, следовательно, m = n· M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)

- Если 1 моль Fe весит 56 г, то 2 моль Fe будет сколько весит? (112 г, 2 раза больше)

-В 2 молях Fe будет сколько атомов , если в 1 моле содержится 6,02·1023атомов? ( 2 раза больше- 12·1023 атомов)

-составьте логическую схему изменения параметров вычисления количество вещества, используя обозначения-Аr(Э), m(Э), NA(Э), N(Э), n (Э)?

Аr(Э) или Мr(Э) или молекулы→ m(Э) → NA(Э) → N(Э) → n (Э) (слайд №6)

- Каким способом решили задачи, если использовали данные в « смысловой»(логической) таблице? ( матричным или табличным)

5. - Теперь решим простые задачи, используя формулы:

Задача 1. (Презентация, слайд 10.)

Найти массу 24 · 1023 молекул озона.

m= n·M n= N / NA  => m= N / NA М = 24· 1023 / 6,02·1023 *48=191г

Задача 2. (Презентация, слайд 10.)

Сколько молекул содержится в 111г известковой воды - гидроксида кальция Ca(OH)2?. Решим эту задачу. используя пропорцию.

- 1 моль известковой воды сколько весит? ( М=74 г/моль)

- в 1 моле сколько частиц? (6,02·1023)

- Тогда в 111 г будет сколько частиц?

74 г ------------------6,02·1023 частиц

в 111 г -------------- Nх => Nх(Ca(OH)2)= 111·6,02·1023/74= 9,03·1023 частиц

-Каким способом в дальнейшем будем решать задачи? ( пропорции, т. к. позволяет логически рассуждать )

Задача 3. Групповая работа. Определите в какой порции вещества больше атомов:

а) в 5 молях свинца или в 5 молях цинка

б) в 1 г серебра или в 1 г золота

в) в 48 г магния или 56 г железа

Задача 4. Определите в какой порции вещества содержится больше молекул (слайд 10)

а) в 8 моль углекислого газа CO2 или в 8 моль сернистого газа SO2

б) в 90 г воды или 128 г кислорода

Задача 5. В какой массе серебра содержится столько же атомов , сколько их содержится в 19,7 г золота ( слайд 11)

Задача 6. Известно , что 140 г некоторого металла содержат 2,5 моль атомов этого металла. Определите, какой это металл?

Задача 7. Сколько молекул воды содержится в стакане воды?

Задача 8. Сколько молекул сахара выпивает человек , если чайная ложка сахара весит 5 г. Учащиеся на весах отмеряют 5 г сахара, растворяют в воде, определяют массу раствора, количество сахара в растворе( n и N)

Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 11.) Учитель развивает мысль.

Как называется в 1000 раз большая единица массы? (Килограмм.)
– Как называется в 1000 раз меньшая единица массы?
 (Миллиграмм.)
– Как называется единица количества вещества?
 (Моль.)
– Как называется в 1000 раз большая единица количества вещества? Ребята по аналогии с предыдущим примером отвечают: «Киломоль».
– Как называется в 1000 раз меньшая единица количества вещества?
 (Миллимоль)

Далее учитель объясняет, что молярную массу также можно измерять в пропорциональных величинах: г/моль, кг/кмоль, мг/моль.

Учитель выписывает результаты работы на доске:

По аналогии с массой:               г                  кг                  мг 
Введите обозначения
:                моль,         кмоль,          ммоль
Молярная масса:                         г/моль       кг/кмоль      мг/моль

Можно представить и такую запись: 1000 моль = 1 кмоль; 1000 ммоль = 1 моль

Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)


Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

г

кг

мг

Количество вещества, n

моль

кмоль

ммоль

Молярная масса, М

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

Постоянная Авогадро, NA

6 ·1023 в 1 моль

6 ·1026 в 1 кмоль

6 ·1020 в 1 ммоль

(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.)

- Решим задачки устно: (Презентация, слайд 12.)

1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?

2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

3. Ворсинки тонкого кишечника человека за час могут всосать 2 л воды. Сколько молекул может всосать одна ворсинка за 1 мин., если в тонком кишечнике содержится около 1 млн. ворсинок?

4. Сколько атомов железа содержится в гемоглобине крови среднего человека, если масса этих атомов равна 3 г?

6. - Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:

1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

7.  Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Домашнее задание: п.15, №2,3 - письменно (Учебник - О.С.Габриелян, Химия-8, )











Современный урок по химии
  • Химия
Описание:

Для  современного урока необходимо осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности,формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;  вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; 

Автор Габитов Фанзиль Рамилович
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 890
Номер материала 20112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓