Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыСовременный урок искусства: что в нем особенного

Современный урок искусства: что в нем особенного

Скачать материал

 

Кислякова Татьяна Васильевна

Учитель изобразительного искусства

МАОУ «Русаковская СОШ»

С. Русаково Аромашевского района Тюменской области

 

Современный урок искусства: что в нем особенного?

 

Сегодня перед школой стоит задача оптимизации обучения, поэтому педагоги, преподающие разные предметы ищут новые формы, методы и приемы работы, которые бы позволили сделать процесс обучения более эффективным, комплексным.

Преподавание веду по программе «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, 2011г, потому что она строится с учетом традиций отечественной гуманной педагогики и позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Цель программы: духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Особенности структуры: программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

   Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению чётких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

ü Изобразительная художественная деятельность;

ü Декоративная художественная деятельность;

ü Конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

В основы программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».  Россия – часть многообразного целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и целостные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом  формируемого мироотношения.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоение детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Можно использовать разные  формы работы с применением интеграции: урок-путешествие, урок-проект, урок-экскурсия, урок-мастерская и др.

Важной особенностью уроков ИЗО является наглядность. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т.е. способствует развитию абстрактного мышления. На уроках, во время учебного процесса, объяснение учителя должно тесно сочетаться с демонстрацией тех или иных наглядных пособий.

Современные средства обучения позволяют сделать наглядность сделать более выразительной при помощи мультимедийного оборудования, интерактивной доски, компьютера. При помощи компьютера можно демонстрировать:

ü схематические рисунки и таблицы;

ü  картины известных живописцев;

ü  кроссворды;

ü  фрагменты видеофильмов выставочных залов;

ü законы перспективы, понятия «холодный» и «тёплый» «цвет», «колорит», «свет», «тень» и др.

Использование компьютера способствует экономии времени и производит большее впечатление на ребёнка, а также решает проблему нехватки наглядного материала в сельской школе.

Например, урок ИЗО в 5 классе. Данный урок построен на основе демонстрационного проекта, разработанного мною на основе книг по декоративно-прикладному искусству и уже существующих проектов по культуре. Проект называется «Городецкая роспись», который включает в себя следующие разделы:

1.     Общая характеристика городецкой росписи;

2.     Предметы быта, расписанные в стиле городецкой росписи;

3.     Техника росписи.

Кроме компьютера, на уроке используется  народная музыка, которая создает  соответствующий эмоциональный настрой, используются предметы декоративно-прикладного искусства (кони-качалки, разделочные доски, игрушки и др.)

Формами выражения деятельности школьников на уроке стали:

ü изображение на плоскости,

ü конструктивная работа,

ü восприятие произведений искусства,

ü обсуждение работ товарищей,

ü изучение художественного наследия,

ü прослушивание музыки.

В течение урока учащиеся работают  над средствами художественной выразительности: форма, пропорции, цвет, линия, композиция.

Компьютер позволяет изготовить много наглядного, проверочного, тренировочного материала: кроссворды, вопросы-тесты, задания на соответствие (установить автора, название картины, сгруппировать картины по жанрам, определить картину по фрагменту). В теме «Искусство иллюстрации» компьютер дает возможность обучить ребенка  оформлению книжных страниц или целой книги (например, книга «Волшебное озеро»). Ребенок учится гармонически решать художественный образ иллюстрируемой книги. Поскольку главная задача оформительская, ребенок может использовать свои фотографии и свои элементы декора (фотокнига «Ночное путешествие куклы»)

Интегрированные уроки с применением большого количества разнообразного зрелищного материала способствуют развитию художественно-образного мышления, учащиеся получают на них в комплексе эмоционально-ценностный, чувственный опыт, формируются эстетические критерии.

В процессе обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусства разных стран и эпох. Что имело огромное значение для познания художественной культуры своего народа. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Использование интеграции с применением большого количества разнообразного материала дает широкие возможности для оптимизации процесса обучения, способствует комплексному развитию эмоциональной сферы ребенка, его познавательной и творческой активности.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Современный урок искусства: что в нем особенного"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современный урок искусства: что в нем особенного? Сегодня перед школой стоит задача оптимизации обучения, поэтому педагоги, преподающие разные предметы ищут новые формы, методы и приемы работы, которые бы позволили сделать процесс обучения более эффективным, комплексным. Цель программы: духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Особенности структуры: программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 525
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 856
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2020 148
    • DOCX 48.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дахова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дахова Ирина Сергеевна
    Дахова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73035
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 931 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 764 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе