Главная / Другое / Современные возможности дополнительного образования детей в ОУ ( доклад)

Современные возможности дополнительного образования детей в ОУ ( доклад)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шпикуловская средняя общеобразовательная школа






Современные возможности

дополнительного образования детей в ОУ

(доклад)




Разработала :педагог-организатор ДОД

Родионова Лариса Николаевна






Шпикулово,2014г.

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества.

Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы:

-дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;

- делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;

- стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

- повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, получение возможности достижения успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание, форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность

Опыт организации системы дополнительного образования детей в МБОУ Шпикуловской СОШ

Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряженна. Дети не столько учатся, сколько живут в школе.

Дополнительное образование в нашей школе реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам, которые обязательно руководствуются рабочими образовательными программами.

Охват обучающихся дополнительным образованием в 2013-2014 учебном году составляет 74% (85человека). Охват обучающихся начальной школы составляет 100%. В школе функционируют 10 учебных групп, в которых работают 5 педагогов дополнительного образования. Все педагоги дополнительного образования постоянно повышают уровень своей квалификации.

В МБОУ Шпикуловской СОШ реализуются 6 программ дополнительного образования следующих направленностей:

-художественно-эстетическая;

-интеллектуально-познавательная;

-физкультурно-спортивная;

-туристско-краеведческая.



В 2013-2014 учебном году на базе МБОУ Шпикуловская СОШ функционируют 10 учебных групп дополнительного образования детей.

-«Мир театра №1», «Мир театра №2» (художественно-эстетическая направленность) под руководством п.д.о. Карповой Е.Н., в которой занимаются обучающиеся 2-3,5-6 классов;

- « Курс тракториста-машиниста №1», « Курс тракториста-машиниста №2» (интеллектуально-познавательная направленность) под руководством п.д.о. Бурашниковой Л.В., в которых занимаются обучающиеся 8-11 классов; по окончании обучения по программе « Курс тракториста-машиниста» выпускники 11 класса, сдав экзамены, получают удостоверение тракториста машиниста;

-«Будь здоров!» » (физкультурно-спортивная направленность) под руководством п.д.о. Карташова В.А., в которой занимаются обучающиеся 7-11 классов;

- «Пешеходный туризм» (туристско-краеведческая направленность) под руководством п.д.о. Карташова В.А., в которой занимаются обучающиеся 9-11 классов;

- «Юный эколог№1», «Юный эколог№2» , « Почемучка»(интеллектуально-познавательная направленность) под руководством п.д.о. Родионовой Л.Н., в которой занимаются обучающиеся 1-4 классов;

- « Английский с удовольствием!» (интеллектуально-познавательная направленность) под руководством п.д.о. Уксовой С.А., в которой занимаются обучающиеся 3-4классов.

Одна из сторон развития сближения основного и дополнительного образования является сотрудничество школы с различными учреждениями дополнительного образования. Это прекрасная возможность включения школьников в художественную, спортивную, туристко-краеведческую и другую деятельность. Сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования. Наша школа сотрудничает с ДЮСШ г. Жердевка, Школой искусств, сельской библиотекой, сельским краеведческим музеем.

В МБОУ Шпикуловской СОШ функционирует методическое объединение педагогов ДО. В 2013-2014 учебном году коллектив педагогов ДО работает по теме «Создание педагогических условий для развития способностей обучающихся».

 Цель работы педагогов ДОД: развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Раскрытие, развитие и реализация творческих  и физических способностей учащихся в максимально-благоприятных условиях организации образовательного процесса.

 Задачи:

  • Совершенствование научно-методического уровня;

  • Повышение эффективности учебных занятий и поиск методик для достижения развития способностей обучающихся;

  • Обобщение опыта;

  • Развитие системы дополнительного образования

  • Участие в проведении выставок, конкурсов, соревнований.

  • Развитие творческих способностей и творческой активности школьников.

  • Развитие познавательных интересов обучающихся.

  • Формирование мотивации успеха.

  • Создание условий для самоутверждения и самореализации.

  • Создание условий всестороннего развития личности.

В свое работе педагоги используют следующие педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение ;

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения.

  • Технологии адаптивной системы обучения;

  • Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

  • Технология КТД;

  • Технология ТРИЗ;

  • Проблемное обучение;

  • Коммуникативная технология;

  • Технология программированного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения.

 

Эффективность и результативность работы педагогов дополнительного образования

Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования в МБОУ Шпикуловской СОШ являются:

- творческие достижения обучающихся (результаты участия в научно-практических конференциях, конкурсах );

- участие и победы обучающихся в районных, областных, всероссийских конкурсах, таких как « Зеленая планета», « Муравей», « Звездочки Тамбовщины», « Весенний бриз», « Мультитест», « Олимпус» и др.);

- в спортивно-оздоровительной работе (участие и победы на районных и областных соревнованиях, в спартакиадах; организация походов, участие в турслете « Школа безопасности») ;

- в воспитательной работе (участие в общешкольных мероприятиях, мероприятиях муниципального уровня и т.д.)

- в организации методической работы.

Следует отметить, что материально – техническое обеспечение В МБОУ Шпикуловской СОШ с 2011года

постоянно улучшается, поэтому появляется возможность для боле успешного развития системы ДОД .

Все кабинеты начальной школы обеспечены необходимым компьютерным оборудованием: компьютером, проектором, экраном, принтером. В кабинете 2 класса МБОУ Шпикуловской СОШ имеется интерактивная доска.

    Согласно требованиям СанПин во всех классных кабинетах заменены ученическая мебель, заменены оконные блоки и двери.

Постепенно расширяется библиотечный фонд (художественная, справочная литература ).        В школе организован доступ к сети Интернет, в локальную школьную сеть подключены кабинеты: начальных классов, информатики, химии и биологии, истории, иностранного языка. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.

Проблемы организации дополнительного образования детей

- Проблема учебной перегрузки учащихся.

Перспектива развития дополнительного образования

Перспективой развития дополнительного образования МБОУ Шпикуловской СОШ является широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, интеграция общего и дополнительного образования.

Дополнительное образование будет осуществляется в группах разного возрастного состава. Посещаемость школы полного дня составит не менее 85%. Дети большую часть времени будут находиться под присмотром взрослых. Составленное расписание работы на первую и вторую половину дня позволит регламентировать учебную и внеучебную деятельности и исключить перегрузку школьников.

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года еще третьего времени не занята уроками. Но ребенок никогда бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.

Это тем более важно, что на подрастающем поколении болезненно сказываются издержки проводящихся социально-экономических реформ. Размытость нравственных ориентиров, агрессивное наступление худших образцов массовой культуры, превратно понимающая свобода и демократия являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Между тем через систему дополнительного образования, основанную на деятельности по интересам, можно значительно усилить нравственное влияние школы на ее питомцев, ненавязчиво подводя детей к решению сложных этических проблем, формируя нравственную позицию ребенка.

Таким образом, дополнительное образование детей в школе способно решить целый комплекс проблем, направленный на гуманизацию всей жизни школы:

· выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

· способствовать формированию индивидуального образовательного пути;

· обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»;

· содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Полноценное развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

1. Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4. Предметное консультирование по биологии, физике, истории, русскому языку, английскому языку способствует обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.

5 .Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

6. Обеспечивает активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;

Таким образом., дополнительное образование призвана обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.


Список литературы.

1.Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007.

2.Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997.


3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9.







Современные возможности дополнительного образования детей в ОУ ( доклад)
  • Другое
Описание:

  Доклад подготовлен для выступления на  общешкольном родительском собрании.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей.Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

 

 

Автор Родионова Лариса Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1837
Номер материала 48532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓