Главная / Химия / Современные подходы к изучению темы

Современные подходы к изучению темы

Каравашкина Альбина Ивановна,

учитель химии

МОУ Шараповская СОШ

Шатковского района

Нижегородской области


Современные подходы к изучению темы

«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»


Содержание темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» включено в обязательный минимум содержания школьного химического образования и является основополагающим для дальнейшего изучения химии в школьном курсе. Вопросы и задания по теме находят место в Едином Государственном Экзамене по предмету. Поэтому в процессе изучения школьного курса химии следует обращать особое внимание на изучение данной темы и усвоение основных понятий.

Теория электролитической диссоциации – одна из ведущих теорий курса химии. Причины важности изучения темы заключаются не только в том, что она имеет большое практическое значение, но и во взаимосвязи этой темы со многими курсами химических дисциплин, а также с другими естественными дисциплинами. Таким образом, трудно переоценить значение темы для формирования предметной – химической компетенции обучающихся. Она является очередной теоретической платформой, способствует развитию учения о периодичности, вносит дополнительные представления в систему знаний о строении вещества и базируется на уже известной учащимся теории химической связи. В ней показано, под влиянием каких причин может произойти разрыв связей и как это происходит, а также какими свойствами обладают водные растворы электролитов и почему. Цель изучения темы - расширить и углубить знания о важнейших классах неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.

Цели и содержание определяют выбор методов, обеспечивающих в должной мере формирование знаний и умений учащихся. Для темы «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» это прежде всего проблемный подход. Главная проблема — установить зависимость свойств электролитов от свойств ионов, на которые они распадаются в растворе. Для ее решения необходимо ответить на вопросы: Почему электролиты проводят электрический ток, а неэлектролиты не проводят? Почему ионные и полярные соединения диссоциируют на ионы, а неполярные — нет? Что влияет на диссоциацию — растворитель или электрический ток? Существуют ли различия между атомом и ионом? И т. д.

Узловым в теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» как и в целом в курсе химии, является понятие о веществе, в данном случае — веществе-электролите, поэтому в процессе изучения темы сначала отмечаем различия между электролитами и неэлектролитами как исходный факт, а затем уже рассматриваем сущность процесса диссоциации и вскрываем причины, в результате которых он может осуществляться. Такая последовательность изучения — от фактов к их теоретическому объяснению — способствует использованию проблемного обучения. С другой стороны, для успешного изучения теории электролитической диссоциации необходим демонстрационный и лабораторный эксперимент, которым эта тема очень богата. Поэтому на уроках часто применяю проблемный эксперимент.

Например, при изучении свойств кислот, как правило, весь класс хорошо усваивает, что металлы, стоящие в ряду активности после водорода не вытесняют его из кислот. На опыте убеждаемся, что например, серная кислота не реагирует с медью. Демонстрирую учащимся голубой раствор сульфата меди II.

- Медь не реагирует с серной кислотой, как же получили соль сульфат меди II?

Возникает проблема, требующая разрешения. Учащиеся предлагают гипотезы для её разрешения. Одна из них- использовать вместо меди другое вещество. Гипотеза подкрепляется теоретическим фактом, изложенным на страницах учебника: кислоты реагируют не только с металлами, но и с их оксидами и гидроксидами. После этого лабораторный опыт «Взаимодействие оксида меди II с серной кислотой» приобретает большую значимость и выполняют его учащиеся с большей осознанностью, видят в нем химическую закономерность, а не просто внешний эффект.


Схема применения проблемного эксперимента

Практическая реализация проблемного эксперимента

Проблемная демонстрация

Демонстрация раствора сульфата меди II и отсутствия видимых признаков химической реакции в пробирке с серной кислотой и медной проволокой.

Проблема

-Как можно получить раствор этой соли, если известно, что серная кислота не взаимодействует с медью?

Гипотеза

-Нужно использовать вместо меди другое вещество.

Теория, подтверждающая правильность (ошибочность) гипотезы

Кислота + оксид металла = соль + вода

CuO+H2SO4 = CuSO4 +H2O

Новый вывод, новое знание

Раствор сульфата меди II можно получить взаимодействием серной кислоты с оксидом меди II

Проверочный эксперимент, подтверждающий новое знание

Лабораторный опыт «Взаимодействие оксида меди II с серной кислотой». Сравнение образовавшегося в пробирке раствора с демонстрируемым раствором.



Поскольку большую роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют связь учебного материала с жизнью и практикой, организация поисковой деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, считаю целесообразным использование компетентностно-ориентированных заданий. Ниже приведены задания, успешно используемые при изучении темы.

  • Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса (СuSO4) для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака. Из какого материала следует изготовить бак в целях предупреждения его разрушения? Подтвердите свои предположения экспериментом, составьте уравнения реакций.

Мною разработана система критериев для оценки уровня выполнения этого задания. Сумма набранных баллов соответствует оценочному баллу.


Критерии оценки

Баллы

  1. Установлена причина разрушения стенок бака – вытеснение менее активного металла более активным металлом из раствора его соли.

1

  1. Проведён химический эксперимент «Взаимодействие железа с раствором медного купороса», верно подобраны реактивы, соблюдена техника безопасности.

1

  1. Выдвинуто предположение, что теоретически можно изготовить бак из золота или серебра.

1

  1. Произведена оценка практической целесообразности такого решения, предложен материал (например, пластмасса)

1

  1. Приведены уравнения химических реакций:

СuSO4 +Fe = FeSO4 + Cu

СuSO4 +Au = реакция не идёт

1



  • Поинтересуйтесь, как составляется резюме для приёма на работу. Напишите такое резюме от имени Кислоты Соляной, которая желает устроиться на работу в организацию Неорганические соединения, структурное подразделение Кислоты. В резюме ей необходимо убедить работодателя в том, что она обладает всеми необходимыми качествами для работы в организации. Цветное фото приветствуется.


  • Перед рентгенологическим исследованием желудка больным дают проглотить кашицеобразную массу- сульфат бария. Предложите способ получения сульфата бария для рентгенологического исследования из двух других солей. Продемонстрируй этот способ практически (в виде эксперимента) и теоретически (в виде уравнения реакции).


  • В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (чёрной смородины, шиповника, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?

В разработанном мною календарно- тематическом планировании предусмотрены практические работы. Как правило, провожу их по заданиям учебника, но никогда не упускаю возможности включения компетентностных заданий. Стараюсь предлагать их учащимся как вполне естественную жизненную ситуацию.


  • Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа(III) и гидроксид железа(III). 

  • Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди(II). 

  • После практической работы в колбе остался розовый раствор. Лаборант предполагает,  что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения. 

Приведённые примеры наглядно иллюстрируют, что компетентностно - ориенированные задания направлены на формирование предметной (химической компетенции): умение провести эксперимент, дать ему научную интерпретацию, умение решать задачи, применять теоретические знания для решения жизненных ситуаций. Кроме того, их применение способствует формированию компетенций ключевых: социокультурной (компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира), коммуникативной (включает знание способов взаимодействия с окружающими , навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции выбран такой объект коммуникации как резюме.)

Составным компонентом химической компетенции является исследовательская компетенция. На её формирование направлена пректно-исследовательская деятельность обучающихся. Знакомство с типами растворов я сопровождаю практическим применением теоретических сведений о насыщенных, ненасыщенных и пересыщенных растворах, предлагая трём ученикам их приготовить, предварительно изучив содержание статьи учебника. На этом же уроке закладываем опыт по выращиванию кристаллов. Ежегодно кого- то из восьмиклассников не оставляет равнодушным материал этого урока, возникает желание выполнить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов. В кабинете химии мы создали коллекцию кристаллов, выращенных восьмиклассниками разных лет обучения.

Урок, посвящённый классификации солей побудил группу инициативных учащихся к выполнению межпредметного проекта «Соль: жизнь или смерть?». Поставив перед собой цель выяснить, что несёт поваренная соль человеку: вред или пользу, они разделились на группы: историки выяснили, что не раз из-за обладание соляными промыслами возникали войны между странами, филологи собирали и объясняли пословицы, поговорки, мудрые изречения о соли, биологи изучали влияние соли на живые организмы, географы – солёные моря и озёра, образцы аптечной морской соли. В проект был включён и практический аспект – подсчёт ежедневного, еженедельного и ежемесячного потребления соли участниками проекта. Результатом реализации проекта стал вывод о том, что соль издавна почитаема человеком, без неё невозможно существование организма, но в больших количествах она губительна для него. Соль может спасти, а может погубить. Проект был представлен на школьной научно-практической конференции.

Используемые мною при изучении темы формы, приёмы и современные образовательные технологии способствуют формированию целостной системы знаний в процессе деятельности.





4


Современные подходы к изучению темы
  • Химия
Описание:

      

 

 В статье представлен личный опыт работы по изучению темы "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов." (химия 8 класс, программа и учебник  О.С. Габриеляна).Содержание темы включено в обязательный минимум содержания школьного химического образования и является основополагающим для дальнейшего изучения химии. Вопросы и задания по данной теме находят отражение в ЕГЭ по химии.  Особое внимание уделено проблемному эксперименту, практико- ориентированным заданиям, организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Автор Каравашкина Альбина Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 631
Номер материала 18862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓