Главная / Директору-завучу / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ - КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ - КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Современные подходы к формированию профессиональной - компетентности студентов педагогического колледжа


Курманалина Ш.Х.- директор Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова ЗКО, доктор педагогических наук.

Набидоллина Ш.С. — зам.директора Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова ЗКО, кандидат педагогических наук.

Компетентность — это личностная характеристика, целесообразность введения понятия "профессиональная компетентность" обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.

Осуществленный нами анализ научной педагогической и психологической ли­тературы показывает, что компетентность это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие. В литературе признаки проявления компетентности описы­ваются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результатив­ность», «владение», «качество» и «количество».

Адольф В.А. выделяет мотивационный, целеполагающий и содержательно-опережающий компоненты:

-мотивационный компонент профессиональной компетенции учителя детерминирован системой его побудительных сил, определенных потребителей, притязаний, поощрений;

-целеполагающий компонент профессиональной компетенции учителя включает в себя доминанту его педагогического менталитета и мировоззрения, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности;

-содержательно-операционный компонент в профессиональной компетентности характеризует его как творца, исследователя, конструктора.

Профессионально-педагогическая компетентность, по мнению Кузьминой Н.В., состоит в осведомленности в специальной, методической и психологической областях

Нам близко определение профессиональной компетентности, данное Ситаровым В.А., который трактует ее как сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, обеспечивающее вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. Профессиональная компетентность, по его мнению, включает систему органически связанных друг с другом частных видов компетентности: методоло­гической, специальной, педагогической, психологической и методической

В своих работах Ферхо С.И. профессиональную компетентность учителя раскрывает через единство когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер развития личности. Содержательное наполнение понятия она выстраивает через предмет педагогической деятельности, критериями которых могут быть: осведомленность, принятие педагогических решений, выдвижение педагогических целей и задач; анализ и оценка полученных результатов; построение учебно-воспитательного процесса на основе вариативности и др.

Хуторский А.В. предлагает следующие основные ключевые компетентности: ценностно - смысловую, общекультурную, учебно - познавательную, информационную, коммуникативную, социально- трудовую, личностную.

Байденко В.И. определяет профессио­нальную компетентность как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно ре­шать задачи и проблемы, а также самооценивать результа­ты своей деятельности.

Наше исследование проводится в русле педагогической концепции Курманалиной Ш.Х. «Методология и технология создания ЭМС в условиях информатизации образования».

Мы исходим из того, что эффективность нашего подхода связана с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом в педагогических колледжах, как информационно-обучающей среды. Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию профессиональной компетентности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием.

Мы придерживаемся мнения, что владение определенной суммой профессиональных знаний, умений и навыков сегодня уже не является достаточным условием востребованности выпускника педагогического колледжа на рынке труда, необходимы планирования ожидаемых результатов в виде следующих профессиональных компетентностей:

  • компетентность решения проблем и самоменеджмента, т. е. готовность выпускника к решению проблем и к использованию инновационных технологии;

  • ИКТ компетентность т. е. готовность к самообразованию и к использованию информационных ресурсов.

  • Коммуникативная компетентность т. е. готовность к социальному и интерактивному взаимодействию.

Компетентность формируется в деятельности, поэтому мы предлагаем подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности строить на основе деятельностного подхода. Это позволит нацелить подготовку на формирование личности будущего педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях электронной методической системы (ЭМС), владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Организуя подготовку будущих учителей начальных классов в условиях ЭМС, мы убедились, как важно учитывать специфику и динамику изменения структуры содержания технического и профессионального образования, которая должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности, повышение интеллектуального потенциала, образовательного и профессионального уровня выпускников, способных не только освоить, но и творчески использовать современные достижения научно-технического прогресса.

Под ИКТ – компетентностью мы понимаем базовые умения по использованию информации. ИКТ- компетентность предполагает, что будущий учитель использует информационные технологии при решении задач для достижения цели своей деятельности. Однако будущий педагог использует информационные коммуникационные технологии и на основе специальной компетентностей. Поэтому подготовка педагога к использованию информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности не может быть сведена только к формированию ключевой информационной компетентности, а должна быть связана и с формированием базовой и специальной компетентностей.

На начальном этапе развивается интерес студентов к информационным и коммуникационным технологиям, СМИ, литературе по анатомии, физиологии и гигиене, по педагогике и психологии. Всесторонне поддерживается стремление студентов к овладению современными способами получения информации, направленность на ИКТ.

Понимание сущности формирования профессиональной ИКТ- компетентности осуществляется через объяснение структуры электронных учебных пособий и требований к их построению, отличительных особенностей дистанционного образования, создание необходимых условий для овладения знаниями сущности методов обучения анатомии, физиологии и гигиены, педагогики, психологии, для овладения способами активизации умственных и возрастных способностей детей младшего школьного возраста. Апробируются различные подходы к выбору методов сбора, анализа систематизации учебной информации. Поддерживается интерес студентов к систематизации предметных и межпредметных знаний, стремление к структуризации и алгоритмизации содержания предмета, направленность на профессиональную деятельность

Применение по образцу способствуют формированию профессиональной ИКТ – компетентности через создание фрагментов- электронных учебных пособий, разработку материалов дистанционного обучения, разработку уроков с использованием мультимедийных средств обучения.

Творческое применение способствует формированию профессиональной ИКТ – компетентности через выбор педагогических технологий, наиболее активно взаимодействующих с информационными, создание оригинальных электронных учебных пособий, создание собственных образовательных Интернет-ресурсов, овладение способами реализации функциональных возможностей ИКТ, овладение педагогическими способами анализа качества знаний по анатомии, физиологии и гигиене с использованием ИКТ, разрабатывает наукоемкие педагогические программные продукции.

Студенты 1 курса педагогического колледжа изучают предметы «Компьютерные технологии», «Педагогика», «Психология», «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста», «Методика воспитательной работы», учатся использованию ИКТ в учебной деятельности.

На базовом уровне использование ИКТ включается в каждый методический элемент подготовки будущего учителя по анатомии, физиологии и гигиене. Будущие учителя осваивают ИКТ самостоятельно, используя свой потенциал и находя различные способы их применения.

На предметном уровне ИКТ изучается в педагогическом контексте. Это может быть достигнуто с опорой на понимание студентами сущности процесса обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста. Студенты постоянно ощущают целесообразность и необходимость ИКТ
в своей практической деятельности.

На креативном уровне студенты осваивают целостные системы обучения на основе ИКТ. Презентация выполняется с использованием программы Power Point, способствующей более эффективному проведению занятий по анатомии, физиологии и гигиене. Использование мультимедийных технологий, позволяющих моделировать различные объекты анатомии, физиологии и гигиены, являются удачным примером трансформирования учебного процесса.

В результате исследования у студентов педагогического колледжа формируются следующие компоненты ИКТ-компетентности: нахождение информации с использованием ресурсов Интернета, создание презентации с использованием анимации, гипертекстов, построение диаграмм. Студенты проектируют интерактивное взаимодействие, овладевают способами анализа и переработки учебной информации по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста, педагогике, психологии, стремятся к поиску новых форм творческого взаимодействия.

Использованная литература

  1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя // Монография. Красноярск .1998г.- С. 310.


2. Байденко В.И. «Болонский процесс- курс лекций» // Москва.2004. «Логос».- С.208.


3.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения // Москва.- С.127.


4.Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования» // Монография. Алматы. 2002. Издательство «Алем». – С.316



5. Ситаров В. А. Формирование методической компетентности будущего учителя // Изд. МПГУ им. Ленина, 1989г. с. 74-81.).


6. Ферхо С.И. Формирование профессиональной компетентности учителей по использованию электронных учебных изданий в процессе обучения // Алматы.2004.- Автореферат Дисс.к. п. н. -С. 38

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Доклад на отделении философии об­разования и теории педагогики РАО.-Центр «Эйдос».2002.








Түйін


Мақалада педагогикалық колледжі студенттерінің АКТ құзыреттілігін қалыптастыру құралының бірі ретінде анатомия, физиология және гигиена пәнінен жасақталған электрондық әдістемелік жүйені пайдалану әдісі көрсетілген.


Rezume


At this article shows the forming of professional competence of students of the Pedagogical College that the ICT will be created on an anatomy, physiology and hygiene in the conditions of the Electronic Methodical System

hello_html_m4d466bb7.png


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ - КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
  • Директору-завучу
Описание:

Современные подходы к формированию  профессиональной - компетентности студентов педагогического колледжа

 Компетентность — это личностная характеристика,  целесообразность введения понятия "профессиональная компетентность" обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.

Осуществленный нами анализ научной педагогической и психологической ли­тературы показывает, что компетентность это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие. В литературе признаки проявления компетентности описы­ваются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результатив­ность», «владение», «качество» и «количество». 

Адольф В.А.   выделяет мотивационный, целеполагающий и содержательно-опережающий компоненты:

-мотивационный компонент профессиональной компетенции учителя детерминирован системой его побудительных сил, определенных потребителей, притязаний, поощрений;

-целеполагающий компонент профессиональной компетенции учителя включает в себя доминанту его педагогического менталитета и мировоззрения, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности;

 

-содержательно-операционный компонент в профессиональной компетентности характеризует его как творца, исследователя, конструктора. 

Автор Набидоллина Шолпан Сагатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 660
Номер материала 48356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓