Главная / История / Современные образовательные технологии, используемые в практической деятельности учителя истории

Современные образовательные технологии, используемые в практической деятельности учителя истории





Современные образовательные технологии, используемые в практической деятельности учителя истории Видновской гимназии Павленко С.В.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творчески – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала является дидактическая игра. Она способствует развитию творческого потенциала учащихся, его активному включению в процесс, помогает решить учебные проблемы. Даже слабые ученики лучше запоминают сложный исторический материал, игра помогает отрабатывать навык работы с проблемными , творческими, олимпиадными вопросами, запомнить сложный исторический материал, формировать предметные умения, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, личностные качества в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Актуальность игры в настоящее время повышается из за перенасыщенности школьников информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все источники в основном представляют материал для пассивного восприятия. Задача учителя развивать умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и внеурочное время. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущий интерес ученика, но и удовлетворяет сегодняшние.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали известные педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др. В игре проходит огромная воспитательная работа. Игра сплачивает сверстников, способствует приобретению интереса и уважение друг друга.

Из опыта проведения урока - игры

  1. Перед началом подготовки к игре четко объявить критерии, по которым будет проводиться игра.

  2. Корректно обнародовать результаты.

  3. Обязательно отметить положительные стороны команд, которые не заняли призовых мест.

  4. Отметить. Что мешало игре.

  5. По возможности наградить участников игры (награды можно сделать самим)

Проводить игру можно в течении всего урока или на разных этапах урока в зависимости от дидактических целей игры: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры – паузы.

Аналогично проводится игра по темам «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим».

В 6 – 8 классах провожу любимую учениками игру «Дебаты». Цель – защита двух точек зрения. Дебаты позволяют всесторонне проработать какую-либо тему, вырабатывать критическое мышление и умение отстаивать свою точку зрения, формулировать проблему, толерантно относиться к чужому мнению, аргументировать свою точку зрения. Темы дебатов могут быть разными:

  1. Княгиня Ольга – мудрая правительница, святая или мстительная язычница.

  2. Дмитрий Донской – победитель, герой или русский князь, погубивший русское войско ради своих корыстных интересов.

  3. Правление Ивана Грозного - благо для русского государства или чёрное пятно в истории России.

Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий и Степан Бандера - герои или предатели Украины.

В 5 – ых классах после изучения раздела «Первобытный мир» провожу урок-игру по закреплению полученных знаний. «Один день жизни первобытного человека»

Ученики делятся н 2 команды первобытных людей. Заранее изготавливают костюмы, делают макеты жилища, примитивные орудия труда. Команды после приветствиядолжны показать исторический эпизод из жизни первобытного человека.

Вторая команда должна прокомментировать что они изображали во время показа своей домашней заготовки.

II. Момент сюрпризов «Исторический ящик» (предметы первобытного человека)

III. Блицконкурс (3 вопроса каждой команде «Битва племён»)

IV. Культура (рисунки команд, изображающие жизнь первобытного человека, в которых допущены ошибки)

V. Конкурс ораторов.

Один представитель команды в течении 2 минут должен рассказать об одном дне жизни племени.

VI. Волшебная сумка (задание заготовлено учителем для команд)

VII. Подведение итогов.

В 6 классе провожу игру «Голоса из прошлого». Цель: оценка потомками деятельности князей Святополка, Ярослава Мудрого, Олега Святославича, Владимира Всеволодовича. Князья выходят перед учащимися в исторических костюмах и рассказывают только о положительных сторонах своего правления. Ученики – журналисты задают князьям вопросы об отрицательных эпизодах ихнего правления. Князья должны прокомментировать свои поступки. Учащиеся очень любят уроки –путешествия: «Путешествие по Афинам», «Путешествие по Риму», «Путешествие в Спарту». Во время этих уроков учащиеся встречаются с представителями другой эпохи, узнают о занятиях, верованиях, культуре, обычаях. Используются изготовленные учениками макеты, карты, предметы быта.

Элементы игры на уроке могут разные:

  1. Определить по схеме сражение и где оно прошло

  2. О каких исторических событиях напоминают личностные высказывания

  3. Игры – головоломки

  4. Герой, дата, событие

  5. Ассоциации

  6. Интеллектуальный турнир

  7. Историческая азбука

  8. Съезд эпох

  9. Крылатые выражения

  10. Аукцион

  11. Исторические загадки

  12. Живые картины

  13. Интервью с историческим героем

  14. Древо познания

  15. Блеф-клуб

  16. Переводчик.

Достоинство такой методики урока состоит в следующем:

  1. Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

  2. Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

  3. Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса

  4. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

- способность к историческому сопереживанию.

5. Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональные и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.



Современные образовательные технологии, используемые в практической деятельности учителя истории
  • История
Описание:

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творчески – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала является дидактическая игра. Она способствует развитию творческого потенциала учащихся, его активному включению в процесс, помогает решить учебные проблемы. Даже слабые ученики лучше запоминают сложный исторический материал, игра помогает отрабатывать навык работы с проблемными , творческими, олимпиадными вопросами, запомнить сложный исторический материал, формировать предметные умения, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, личностные качества в соответствии с ФГОС основного общего образования. 

Автор Павленко Светлана Витальевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 18945
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓