Главная / Биология / Современные образовательные технологии – фактор организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности учащихся.

Современные образовательные технологии – фактор организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности учащихся.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне школы.

Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определенную цель. Моя цель в работе с учениками заключается в воспитании человека с экологическим сознанием. Содержание предметов биология и география позволяют формировать бережное отношение к природе вообще и к природе своей малой Родины. На любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников был самостоятельной личностью с активной эколого-нравственной позицией. Решить эту задачу можно лишь на основе организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности школьников. Это обусловило выбор направления научно-педагогической деятельности.

Тема: Современные образовательные технологии – фактор организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности учащихся.

Ведущая педагогическая идея. Ведущей педагогической идеей моей работы является формирование на основе использования современных образовательных технологий ученика деятельностного типа, с активной эколого-нравственной позицией личности, способной к самостоятельной творческой проектно-исследовательской деятельности.

Регулярное использование на уроках и во внеурочной деятельности по географии и биологии системы разнообразных способов и приемов, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор школьников, повышается качество подготовки. Все это позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в практике и повседневной жизни.

Концептуальность Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно – коммуникационным, закладываются основа для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Изменение роли учителя и ученика в учебном процессе, ориентация на творческое познание, «самодвижение» каждой личности предполагает повышение различного рода самостоятельных и творческих работ на уроке, так и во внеурочной деятельности с широкой опорой на современные технологические средства. Предполагается активное участие учащихся в индивидуальных и групповых творческих проектах. В основе моего опыта лежат научно методические идеи Вячеслава Валерьяновича Гузеева, Александра Ильича Савенкова, Германа Константиновича Селевко.

Технологичность реализации ведущей идеи опыта Обострение проблемы несоответствия содержания и структуры общего образования интересам учеников вызывает необходимость использования новых современных приёмов и эффективных средств для развития интереса к урокам. Разнообразные педагогические технологии: проблемное обучение, игровые методы, групповые технологии, проектное обучение, информационно-коммуникативные технологии (применение компьютера, проектора, электронных учебников, ресурсов интернета, создание мультимедийных презентаций), это далеко не все, что может применять учитель для активизации учебной деятельности школьников и формирование интереса к предмету.

В результате всего этого сформировалась концепция изменений, которая представляет собой обоснование перехода от традиционного преподавания к новейшим педагогическим технологиям личностно-ориентированного характера, что связано с изменением функции учителя по организации учебного процесса, предполагающее создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, раскрытие потенциала личности ребенка.

Я считаю, что проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта с учетом дифференциации учащихся по степени одаренности, предрасположенности к обучению, желанию получать новые знания, являясь неотъемлемой составляющей частью образовательного и воспитательного процесса. Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих осуществленных признаков. Наблюдения можно без преувеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования географической науки. Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных данных. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания. Я с учащимися часто выполняю разнообразные исследовательские проекты, требующие длительного наблюдения, сравнения, выявления сходного и различного в объектах и явлениях. Многое зависит от творчества, т.е. той деятельности, которое порождает что-то новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. И здесь я обращаюсь к краеведческому материалу. Первыми проектами были проекты по исследованию своего района творческие исследовательские работы учащихся в области исследования почв и почвенного разреза своей местности, общая экономико-географическая характеристика Камышлинского района. Результаты не заставили себя ждать, в 2003-2004 учебном году с работой «Почвы Камышлинского района», учащиеся заняли 2 место в I окружной научно-практической конференции «Юные дарования XXI века», в 2004-2005 учебном году с работой «Общая экономико-географическая характеристика Камышлинского района» заняли 1 место во II окружной научно-практической конференции «Юные дарования XXI века». За участие в региональном этапе получили похвальную грамоту. Результаты исследовательской деятельности были переданы в Администрацию муниципального района Камышлинский.

Очень интересно заниматься проектами в старших классах. Курс «Экономическая и социальная география мира» 10 класс является завершающим этапом в изучении школьной географии. Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела «Региональный обзор мира». В этом разделе я уже давно делю уроки на две группы «Общая характеристика Зарубежной Азии» и т.д. и их провожу по традиционной методике: уроки-лекции, уроки практикумы. А изучение отдельных стран раньше обычно ученики писали рефераты, я заменила творческой работой «Путешествие по стране» с использованием информационных технологий.

Организационная работа по подготовке творческой работы «Путешествие по стране» у меня строится следующим образом:

1.Ученик, из предложенного списка выбирает страну, о которой будет делать работу.

2.Изучает типовой план характеристики страны, который есть в любом УМК. «План характеристики страны».

3.Каждый ученик получает индивидуальную консультацию учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.

4.На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word создает компьютерную презентацию. Презентация строится на основе типового плана характеристики страны. Но также возможно включение видеороликов о культуре, народных традициях, может присутствовать музыкальное сопровождение.

5.Отчет учеником проводится на уроке с использованием компьютерной презентации

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

За несколько лет работы набралось более 30 работ по географии.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе.

Такая же работа ведется и на уроках биологии, приведу темы некоторых компьютерных презентаций выполненных учениками:

  1. Цитология – наука о клетке.

  2. Неорганические вещества в клетке.

  3. Органические вещества в клетке.

  4. Органоиды в клетке.

  5. Пластический обмен.

  6. Энергетический обмен.

  7. Движущие силы эволюции.

  8. Селекция.

  9. Гипотезы о происхождении человека.

  10. Бионика и многие другие.

На уроках широко применяю поисково-исследовательский метод. Например, в курсе географии материков в 7-го классе при изучении первой темы «Африка» ребята учатся работать с атласом, методом наложения карт получаем из них максимум географической информации. Вместе с учащимися создаются индивидуальные карточки с заданиями по атласу. В дальнейшем при изучении других материков учащиеся самостоятельно добывают знания, опираясь на картографический материал, текст учебника.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимодействия является групповая и парная работа учащихся. Например, в паре ученики проверяют друг друга, закрепляют новый материал, повторяют пройденное. Один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу). Или ребятам очень нравится составлять после изученной большой темы «карточку-зачет для соседа», обычно в него включается три вопроса-задания. Составление карточек развивает ответственность, способствует расширению словарного запаса школьника, учит работать с книгой, справочной литературой.

Игровые технологии широко использую на уроках географии и биологии. Например, в 8 классе при изучении анатомии человека, по теме «Дыхательная система» я провожу ролевую игру-сценку о вреде курения, где ученики с удовольствием выполняют различные роли. На уроках географии при изучении природных зон в 7-8 классах также класс делится на группы-экспедиции, которые состоят из специалистов (климатолога, гидролога, зоолога и т.д.) и каждый получает задание в своей области и затем каждая группа делится собранной информацией. Такая форма позволяет ребятам проявить творчество, активность, свои артистические способности, коммуникативные качества.

Проблема ставится при изучении нового материала, при проведении лабораторных работ. Стараюсь, чтобы проблему ставили сами ученики, а затем урок, а может, и несколько отводим решению данной проблемы. На лабораторных работах проблема решается в результате исследования, то есть при выполнении лабораторной работы, например, в 6 классе «Строение растительной клетки». Такая технология обучения способствует развитию мыслительной деятельности, самостоятельности.

Уроки-практикумы - это самостоятельная работа учащихся с учебником , атласом, контурными картами. Для каждого задания указывается страница учебника, атласа, приложения, таблица и также широко используются интернет ресурсы.

Для успешного образовательного и воспитательного процесса очень важно иметь с учащимися и с их родителями добрые, доверительные отношения, поэтому широко использую педагогику сотрудничества, технологию свободного воспитания, личностно-ориентированные технологии. В центре образовательной и воспитательной работы ставлю личность ребенка, обеспечиваю комфортные, бесконфликтные условия для реализации его природного потенциала. В воспитательном процессе делаю акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности, чтобы он шёл к результату по своему внутреннему побуждению, а не по принуждению.

Считаю, что современные образовательные технологии, используемые мною в работе, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы.

Результативность. Повысилась успеваемость: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные развивают свои творческие способности. Возросла заинтересованность детей в изучении предметов, формируется умение пользоваться разнообразными источниками информации.

Хорошо сдают ГИА и ЕГЭ (Приложение№1). В 2010-2011учебном году учащиеся 9 классов, выбравшие ГИА по биологии прошли испытание на «хорошо» и «отлично». В 2012-2013 учебном году Кондратьев Антон набрал на ЕГЭ по биологии 98 баллов, средний балл по предмету составил 73.8балла, что выше средне областных показателей.

Учащиеся ежегодно принимают активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде окружного тура и занимают призовые места по географии, биологии, экологии. Становятся участниками регионального тура Всероссийской предметной олимпиады по тем же предметам (Приложение № 2).

Мои подопечные являются победителями и призерами в конкурсе «Интеллект. Творчество. Фантазия». В 2011-2012 учебном году работа «Влияние энергетических напитков на организм человека» заняла 3 место в региональном этапе этого конкурса. В 2012- 2013 учебном году на муниципальный этап были предоставлены 7 работ, из них 2 работы заняли 1 место остальные 5 стали призерами. 3 проекта приняли участие на окружном этапе и заняли 3 призовых места. Работа «Альтернативные способы борьбы с колорадским жуком» приняла участие на региональном уровне.

Регулярно участвуют в различных конкурсах и викторинах областного и всероссийского уровня, где мои ученики также занимают призовые места (Приложение №2). Это в таких конкурсах, как «Мир, в котором я живу», «Зеленая планета 2012», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Моя охраняемая территория», «Мое любимое животное», «Зеленая планета-2013» и другие.

Возможность диссеминации. Распространение, или диссеминация – часть работы с педагогическим опытом. И здесь есть разные варианты: диссеминация своего опыта или чужого, в системе или элементами, через разные формы, средства и уровни. Если смотреть на диссеминацию как на процесс рассеивания, то я как биолог сравниваю этот процесс с распространением семян. Разлетаются, расплываются разные семена и всхожие и не всхожие. А дальше происходит естественный отбор, семена, попавшие в благоприятные условия, полные жизненных сил, дают хорошие всходы. Так и в нашем случае. Хорошо, если диссеминация происходит целенаправленно, системно, опыт попадает в целевую аудиторию. Но, кроме этого, он должен быть к тому и актуальным. Хотя иногда устаревшее, тривиальное вдруг обретает новую жизнь, если попадает на глаза творческому человеку. Диссеминация предполагает какой-либо отбор. Возможно, размещение материала в Интернете дает большую возможность посмотреть опыт большему числу людей. И тем или иным способом и осуществляется отбор и распространение. Но это накладывает большую ответственность на того, кто опыт диссеминирует.

Я руководитель МО учителей биологии, географии и химии в ГБОУ СОШ с. Камышла. На заседаниях МО, предметных неделях, «круглых столах» происходит обмен (распространение) опыта, который используется для работы. В копилку МО мною предоставлены: 1. План-конспект внеклассного мероприятия «Друзья природы» (Приложение №3) 2. Методические рекомендации «Варианты проектных работ» 3. Методические рекомендации «Игровые технологии как средство познавательной деятельности учащихся на уроках географии» 4. Презентация к уроку «Леса Самарской области» 5. Презентации к урокам географии в 10 классе

Перспективность заложенных теоретических и практических идей опыта

  1. Формируется личность способная к самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности, что важно при переходе на новые государственные образовательные стандарты.

  2. Повышается мотивация к учению

  3. Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся

Представленность опыта в научных и методических публикациях

Кузьмина Г.И., Нестеренко Л.П. и другие «Семья и школа: опыт организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в ОУ» Выпуск 4 Самара 2012 статья «Методические материалы в помощь классным руководителям» стр. 158-163

7



Список использованных источников


  1.  Гузеев В.В., Курчаткина И.Е. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. – 2010. – № 5.

  2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании./ Исследовательская работа школьников – 2004. – Вып.7

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М: АРКТИ. 2005

  4.  www.selevko.net/1osnov.php

10


Современные образовательные технологии – фактор организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Биология
Описание:

Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определенную цель. Моя цель в работе с учениками заключается в воспитании человека с экологическим сознанием. Содержание предметов биология и география позволяют формировать бережное отношение к природе вообще и к природе своей малой Родины. На любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников был самостоятельной личностью  с активной эколого-нравственной позицией.  Решить эту задачу можно лишь на основе организации самостоятельной учебно-научно-исследовательской деятельности школьников. Это обусловило выбор направления научно-педагогической деятельности.

Автор Наумова Ирина Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 634
Номер материала 18474
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓