Главная / Биология / Современные информационные технологии в преподавании биологии

Современные информационные технологии в преподавании биологии

Современные информационные технологии в преподавании биологии.


Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования для того, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников.

Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает [1].

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости учащихся. В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Остановлюсь на применении информационных технологий в обучении.

Новые информационные технологии - это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность студентам по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для преподавателя - это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора).

Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов [2].

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся. У студентов проявляется интерес к предмету.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. СНИТ в образовании позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, думаю следует отнести мультимедийные презентации. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения, педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Я считаю, что их использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Таким образом, использование компьютера и ЭОР на занятиях – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

Харламова Е.А.

Преподаватель биологии и естествознания.

ОБОУ СПО «ЖГМК»


Использованная литература:

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

3. Журнал «Биология в школе» , № 1, 2012г. Э.В.Гущина. «Интернет – проекты как образовательный ресурс».

4. Журнал «Биология в школе», №2, 2012г. С.В.Зенкина. «Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии».

5. Журнал «Биология в школе», №5, 2012г. О.С.Дмитриева. «ИКТ на уроке биологии: начинаем разговор».

6. Журнал «Биология в школе», №4, 2010г. А.В.Тимофеева. «Информационные технологии – друзья или враги».

7. Журнал «Биология в школе», №4, 2010г. М.В.Лапенок. «Об использовании мультимедиа и дистанционных технологий при обучении общей биологии».

8. Е.С.Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М., «Академия», 2001г.

9. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.


Современные информационные технологии в преподавании биологии
  • Биология
Описание:

В  своей статье я рассказываю о значении использования  современных информационных технологий в преподавании биологии.  В работе я говорю как в биологии можно использовать интерактивные леции и презентации для увеличения интереса к предмету у студентов, а также для повышения результатов обучения. Потому что применение комьпьютера на занятиях биологии является методом организации  работы студентов, а так же улучшает  оценку знаний обучающихся.

 

Используя презентации студенты могут наглядно усваивать абстрактные понятия, легче понимают суть процессов и явлений. СНИТ в образовании позволяют сформировать в сознании студентов целостную картину любого биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс и исправлять свои ошибки   

 

Автор Харламова Елена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 15679
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы