Современные информационные технологии
в преподавании биологии.
Педагоги многих поколений
человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса,
его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством
и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации
учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор
эффективных педагогических технологий.
В настоящее время практически все
развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем
образования для того, чтобы студент действительно стал центральной фигурой
учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в
центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования
средств обучения административных работников.
Новая парадигма
образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной
пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Мировая педагогическая наука
рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной
развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен
владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении
современного качества образования в этих условиях значительно возрастает [1].
Сегодня каждый педагог ищет
наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения
заинтересованности и роста успеваемости учащихся. В своей педагогической
практике я использую множество педагогических технологий. Остановлюсь на
применении информационных технологий в обучении.
Новые информационные технологии - это
педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность студентам
по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для преподавателя
- это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной
сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора).
Интерактивная лекция сочетает в
себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и
индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» превращается в
активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным
содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря
использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов [2].
Одним из достоинств применения
мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет
новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на
уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной
работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Учащиеся
оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность
обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся. У студентов проявляется
интерес к предмету.
Многие биологические процессы
отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные
обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие
их абстрактного мышления происходит посредством образов. СНИТ в образовании
позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического
процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать»
процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
К наиболее эффективным формам
представления материала по биологии, думаю следует отнести мультимедийные
презентации. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет
построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов
функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации
содержания обучения, педагогических взаимодействий, реконструкции процесса
обучения с позиции целостности. Я считаю, что их использование целесообразно на
любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность
учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к
проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как
систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной
информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные
каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в
фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого
представления учебной информации - формирование у школьников системы
мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации
сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при
наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Таким образом, использование
компьютера и ЭОР на занятиях – это не дань моде, не способ переложить на плечи
компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств,
позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать
познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Использование
компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных
необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных,
самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном
варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для
учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
Харламова
Е.А.
Преподаватель
биологии и естествознания.
ОБОУ
СПО «ЖГМК»
Использованная литература:
1. Атутов П.Р. Технология и
современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.
2. Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.
3. Журнал «Биология в школе» , № 1,
2012г. Э.В.Гущина. «Интернет – проекты как образовательный ресурс».
4. Журнал «Биология в школе», №2,
2012г. С.В.Зенкина. «Интерактивные объекты в электронных образовательных
ресурсах по биологии».
5. Журнал «Биология в школе», №5,
2012г. О.С.Дмитриева. «ИКТ на уроке биологии: начинаем разговор».
6. Журнал «Биология в школе», №4,
2010г. А.В.Тимофеева. «Информационные технологии – друзья или враги».
7. Журнал «Биология в школе», №4,
2010г. М.В.Лапенок. «Об использовании мультимедиа и дистанционных технологий
при обучении общей биологии».
8. Е.С.Полат. «Новые педагогические
и информационные технологии в системе образования», М., «Академия», 2001г.
9. Сальникова
Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.