Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыСовременные формы работы по правовому воспитанию

Современные формы работы по правовому воспитанию

Скачать материал

II  Муниципальная методическая

Интернет – конференция

«Информатизация образования: опыт и перспективы – 2012»

 

 

 

Секция «Современные формы работы по правовому воспитанию»

                                                                 Доклад

учителя обществознания

МКОУ СОШ с.Верхазовка

Яхиной Лии Булатовны 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Использование современных форм работы по правовому воспитанию.  «Секрет успешного воспитания   лежит в уважении к ученику» 

Р. Эмерсон

                 Невозможно учить детей правам человека только традиционными методами. Сама философия прав человека предполагает уважение к мнению собеседника, в том числе ученика, возможность для каждого выработать и выразить свою позицию. Кроме того, мне очень хочется, чтобы занятия были живыми, творческими, интересными.  Достижению поставленных учебных и воспитательных целей в наибольшей степени способствуют активные методы обучения. Они помогают  создать такие условия, в которых дети могут самостоятельно прийти к мысли, что закон - не цель, а средство для облегчения жизни. « Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же

приобретаемых                     знаний»                     (К.Д.                     Ушинский).                

На учебных занятиях стараюсь использовать различные формы, методы и приемы,  развивающие правовые компетенции обучающихся. Помимо правовых знаний к ним относятся важнейшие социальные навыки: умение дискутировать, слушать, а также защищать свое мнение.  Способность решать конфликты ненасильственным путем,  умение принимать на себя ответственность.  Формированию этих качеств и навыков  способствует включение в методику преподавания проектной деятельности, интерактивных упражнений, дидактических игр. В данном выступлении хочу подробнее остановиться на роли дидактических игр в правовом обучении и предложить варианты их использования. Данная форма работы позволяет детям на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Обучающиеся получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме. После игры  переносим проблему из игрового плана в план реальный, формализуем её. Предоставляем учащимся фактическую информацию по теме, организуем обсуждение, анализ правовых документов и возможностей их использования людьми для защиты своих прав.  К примеру, при изучении Закона о защите прав потребителей можно организовать небольшую ролевую игру: один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), несколько учащихся — персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:  продан бракованный прибор бытовой техники; ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными; пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д. Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам. 

«Более равные, чем другие»  Цель игры: рассмотреть понятие «равенство» не как одинаковость во всем, а как равенство в правах и перед законом. Игра проводится в просторной комнате, участниками могут быть все ученики, или часть обучающихся. Каждый участник игры получает карточку с кратким описанием его «биографии»: факторов, которые могут повлиять на жизнь человека помимо его воли в лучшую или худшую сторону. Содержание карточки нужно хранить в тайне от остальных участников до окончания игры. Вначале все участники выстраиваются в шеренгу, и им сообщается, что все они – новорожденные. Далее учитель зачитывает по очереди признаки, содержащиеся в «биографиях» и называет число шагов, которые должен сделать каждый «носитель» признака назад (если признак неблагоприятен для его дальнейшей жизни) или вперед (если признак благоприятен). В результате мы видим живую картину реально возможного неравенства людей. Когда игра закончится,  первые и последние читают вслух свои «биографии». После окончания игры очень интересно проходит дискуссия о равенстве и шансах на благополучную жизнь. 

«Работа с газетами»  Каждой группе по 3-5 человек дается газета. Цель работы: найти примеры: А) иллюстрирующие соблюдение какого – то права; Б) нарушение прав человека; В) успешной защиты прав человека. Можно приводить любые факты, главное - правильная аргументация. В завершении работы можно провести дискуссию по вопросам: 

-какого рода материалов (из трех перечисленных) больше и почему?

- отражает ли такое соотношение реальную ситуацию в обществе?

«Права человека рядом с нами»  Цель: научить видеть права человека, соблюдаемые в повседневной жизни. Каждая группа рисует план воображаемой деревни, города, изображая все общественные здания: больницу, школу, почту и т.д.  Рядом с каждым зданием написать, какое право люди могут реализовать в этом месте. Эту игру я провожу при изучении Всеобщей декларации прав человека в 9 классе. Имея на руках текст Декларации, ученики отмечают еще и номера статей, в которых отражены данные права. Большое значение в ходе обучения имеет послеигровая рефлексия. В ходе обсуждения обучающиеся  должны увидеть за выдуманными игровыми ситуациями реальное правовое содержание и  сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения.  Периодически использую интерактивные упражнения «Мозговой штурм», «Междусобойчик», «Перекресток» - ученик попадает под перекрестный огонь вопросов своих одноклассников при индивидуальном опросе по определенной теме. При закреплении важных понятий учащиеся пишут синквейн.   После изучения крупного раздела в 10-11 классах провожу уроки-практикумы. Каждая группа получает карточки с описанием ситуаций, связанных с нарушениями прав человека. Учащиеся разыгрывают игровые ситуации. Предлагаются способы решения проблемных ситуаций. Обсуждается, чей способ решения проблемы эффективнее защищает нарушенные права. Практикумы помогают учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Большое значение в обучении правам человека имеют информационные технологии.

Использование официальных сайтов органов государственной власти, ООН, материалов электронных учебных пособий «Основы правовых знаний 8-9кл.», «Экономика и право 9-11класс», ЦОР, размещенных на сайте http://schoolcollection.edu.ru   делает учебный процесс более интересным, динамичным.  Известное выражение Горация: «Медленнее проникает в душу то, что воспринимается слухом, чем то, что мы видим своим надежным взором...» не утратило значимость и в наши дни. Наглядный метод позволяет конкретизировать учебный материал, может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрацией графиков, таблиц, диаграмм  с помощью документкамеры, мультимедийного проектора.           

     Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам. И умение использовать механизмы защиты своих прав важно как для взрослого, так и для ребенка. Но главным критерием является полезность правовых знаний для практической жизни учащихся в настоящее время и ближайшем будущем. В силе остается профилактическая функция правового образования, задача воспитания у учащихся отрицательного отношения к нарушениям права, преступлениям, пьянству, наркомании и другим порокам, принесшим нашему народу столько бед и несчастий.  Конечно, знание прав - это не пропуск в счастливую жизнь, но это одна из составляющих успешной жизни.  К целям правового обучения можно  отнести:

— повышение уровня правовой культуры общества;

— воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

— формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

— формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

— изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права.                 

          Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у обучающихся чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность, высокую правовую культуру.

 

 

 

1. Использованные ресурсы:

1.       Алиасберг Н.И.Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов средней общеобразовательной школы. СПб.:Специальная литература, 1998.

2.       Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М., «Ноосфера», 1999.

3.       Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. М., «Новый учебник», 2002.

4.       http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc

5.       http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm

6.       http://www.humanities.edu.ru/index.html

7.       http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/44.doc

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Современные формы работы по правовому воспитанию"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Использование современных форм работы по правовому воспитанию.

«Секрет успешного воспитания

лежит в уважении к ученику»

Р. Эмерсон

Невозможно учить детей правам человека только традиционными

методами. Сама философия прав человека предполагает уважение к мнению

собеседника, в том числе ученика, возможность для каждого выработать и

выразить свою позицию. Кроме того, мне очень хочется, чтобы занятия были

живыми, творческими, интересными. Достижению поставленных учебных и

воспитательных целей в наибольшей степени способствуют активные методы

обучения. Они помогают создать такие условия, в которых дети могут

самостоятельно прийти к мысли, что закон - не цель, а средство для облегчения

жизни. « Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же

приобретаемых знаний» (К.Д. Ушинский).

На учебных занятиях стараюсь использовать различные формы, методы и

приемы, развивающие правовые компетенции обучающихся. Помимо

правовых знаний к ним относятся важнейшие социальные навыки: умение

дискутировать, слушать, а также защищать свое мнение. Способность решать

конфликты ненасильственным путем, умение принимать на себя

ответственность. Формированию этих качеств и навыков способствует

включение в методику преподавания проектной деятельности, интерактивных

упражнений, дидактических игр. В данном выступлении хочу подробнее

остановиться на роли дидактических игр в правовом обучении и предложить

варианты их использования. Данная форма работы позволяет детям на своем

опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Обучающиеся

получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к

проблеме. После игры переносим проблему из игрового плана в план

реальный, формализуем её. Предоставляем учащимся фактическую

информацию по теме, организуем обсуждение, анализ правовых документов и

возможностей их использования людьми для защиты своих прав. К примеру,

при изучении Закона о защите прав потребителей можно организовать

небольшую ролевую игру: один школьник играет роль покупателя (больного,

пр.), несколько учащихся — персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается

любая ситуация: продан бракованный прибор бытовой техники; ремонт в

квартире закончен, но полы оказались испорченными; пломба после лечения

зуба выпала через неделю и т. д. Потребитель должен заставить другую сторону

удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы

своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось

добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в

какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену

по прежним правилам.

«Более равные, чем другие» Цель игры: рассмотреть понятие «равенство» не

как одинаковость во всем, а как равенство в правах и перед законом. Игра

проводится в просторной комнате, участниками могут быть все ученики, или

часть обучающихся. Каждый участник игры получает карточку с кратким

описанием его «биографии»: факторов, которые могут повлиять на жизнь

человека помимо его воли в лучшую или худшую сторону. Содержание

карточки нужно хранить в тайне от остальных участников до окончания игры.

Вначале все участники выстраиваются в шеренгу, и им сообщается, что все они

– новорожденные. Далее учитель зачитывает по очереди признаки,

содержащиеся в «биографиях» и называет число шагов, которые должен

сделать каждый «носитель» признака назад (если признак неблагоприятен для

его дальнейшей жизни) или вперед (если признак благоприятен). В результате

мы видим живую картину реально возможного неравенства людей. Когда игра

закончится, первые и последние читают вслух свои «биографии». После

окончания игры очень интересно проходит дискуссия о равенстве и шансах на

благополучную жизнь.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 882 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11115
  • 200
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 863
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 436
    • PDF 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яхина Лия Булатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яхина Лия Булатовна
    Яхина Лия Булатовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 51803
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 157 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 416 человек

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе