Главная / Технология / «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

социально-технологический техникум





ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

По теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ»



Подготовила мастер производственного обучения высшей категории Ковальчук Галина Михайловна









г. Орехово-Зуево 2014 год.

Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребёнок осознаёт себя как член коллектива. Овладение профессией – это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни человека. Человек стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше обучающиеся дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, своё имя. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству. Обучение ребят направляет это стремление в нужное русло, отвлекает от безделья, бесцельных, легкомысленных поступков. Любая профессия, а тем более швейные профессии воспитывают самостоятельность, развивают прилежание, внимание и  настойчивость, приучают к точности и аккуратности, поддерживают в ребятах бодрое и серьёзное настроение, благоприятное для воспитательного воздействия на них, внушают им уважение к труду. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребёнка. В процессе овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками формируются такие необходимые для ребенка умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Наша профессия представляет собой широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. В процессе овладения профессией ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах.    Овладение профессией  является действенным средством  нравственного воспитания, формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Обучаясь профессии, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, выделять главное, «проектировать», предвидеть результаты своей работы. На уроках производственного обучения воспитываются  дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма. Коллективный труд на уроке производственного обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы ученик почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

В труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, выделять главное, «проектировать», предвидеть результаты своей работы. В труде воспитываются  дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма. Коллективный труд на уроке трудового обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы ученик почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Ведущей педагогической идеей является то, что в условиях личностно-ориентированного начального профессионального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности), формируют самосознание, самовоспитание, содействуют развитию взаимопомощи, взаимовыручки и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников

Проведённые исследования показали, что одной из причин учебных затруднений детей является несформированность  умений самоорганизации учебной деятельности требуемого уровня. Только 20% обследованных детей к окончанию первого курса хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход  и результаты выполнения учебного задания  и 54% - оценить ход и результаты выполнения учебного задания. Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у первокурсников  обозначенных  умений.  Под умениями  самоорганизации  учебной деятельности будем понимать такие,  посредством  которых  субъект  самостоятельно  упорядочивает и согласует процесс решения учебных заданий, соответствующий этапам структуры организации деятельности: целеопределению, планированию,  выполнению,  контролю,  оцениванию.

Большое внимание в своей практике уделяю  развитию навыка взаимопомощи. Именно на уроках производственного обучения  возникают ситуации, требующие развития умений взаимодействовать: работать вместе, оценивать и быть внимательным к работам одноклассников в группах, в коллективе, помогать друг другу советом и делом, то есть становлению межличностных отношений. Развитию межличностных отношений учащихся способствует использование на уроках производственного обучения коллективных форм работы. На формирование отношений учащихся в группе оказывают влияние многие факторы: индивидуальные особенности каждого члена коллектива, оценивание его со стороны учителя и сверстников, содержание выполняемой деятельности и условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия. Современный стиль работы преподавателя также требует учёта свойств нервной системы учеников.  В педагогической литературе и педагогической практике приняты две формы коллективной работы – фронтальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся группы под руководством мастера; вторая – учащиеся работают в группах из 3 – 6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Фронтальную форму работы хорошо использовать на первых порах, так как дети ещё не привыкли работать в коллективе и межличностное общение ещё весьма затруднительно. При фронтальной форме работы ведущая роль принадлежит мастеру. Именно он учит детей общению, взаимопомощи, прививает им коммуникативные умения. В дальнейшем, когда учащиеся уже научатся общаться и работать в коллективе, можно вводить другую форму коллективной работы – групповую, бригадную. При формировании творческих групп учитель должен исходить из уже имеющихся данных об учащихся и подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия.                                                                                 



Технология опыта

Формы работы, применяемые при организации трудовой деятельности на уроках производственного обучения: фронтальная, групповая, дидактическая игра, взаимообучение.

Все  методы и приемы  обучения на уроках производственного обучения , как правило,  представляют  собой комплексную последовательность  учебных действий  мастера и учащихся.

Наиболее  приемлемым методом обучения   в начале обучения является:

  • объяснительно-иллюстративный. Наиболее частое использование данного метода в учебном процессе можно объяснить тем, что уровень развития навыков самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля  является недостаточным и преподнесение учебного материала с опорой на зрительные анализаторы является оптимальным для данного периода обучения детей.

По  мере продвижение детей в развитии используется частично-поисковый  метод.

При успешном овладении учащимися базовых  предметных знаний реализуется:

  • метод проблемного обучения, так как, умение самостоятельно работать с информацией, овладение творческой деятельностью является необходимой составляющей самостоятельной учебной работы. 

      Реализация  поставленных задач осуществляется мной через содержание программы  и перспективно-тематическое планирование по производственному обучению, разработанное, исходя из возможностей учебного учреждения и количества учебных часов, отведённых  базисным  планом

Чтобы все поставленные задачи решались на высоком уровне, с первых уроков обращаю самое серьёзное внимание на развитие у детей навыков самоорганизации, взаимовыручки. Приучаю к тому, чтобы  своевременно и тщательно подготавливали к уроку все необходимое, а во время урока постоянно поддерживали порядок на рабочем месте, оказывали друг другу помощь. С самого начала слежу за тем, чтобы  девочки правильно выполняли все  операции. Время, затраченное на развитие навыков самоорганизации, формирование межличностных отношений очень быстро окупается. И наоборот, отсутствие должного внимания к этим вопросам  сделает уроки малопродуктивными,       лишёнными       радости        совместного            труда.

Изготовление швейных изделий с разделением труда (бригадный метод) – последний этап работ перед выходом учащихся на производственную практику.

Бригадная форма труда является важным направлением повышения эффективности труда, которая предлагает совместное выполнение общих трудовых задач, сочетание личной и коллективной заинтересованности членов бригады в конечном результате работы, так как эти результаты коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого учащегося.

Изготовление одежды с разделением труда позволяет:

  • Приблизить обучение к производственным условиям;

  • Отработать и закрепить у учащихся скоростные навыки;

  • Научить работать пооперационно и выполнять все операции четко, качественно, производительно и наиболее рациональными приемами;

  • Научить учащихся методам контроля, взаимоконтроля операций и в целом контроля швейных изделий;

  • Приучить к выполнению требований правильной приемки изделий.



Подготовка мастера к занятиям бригадной формы организации производственного обучения включает в себя:

  • Глубокий анализ изучаемого материала.

  • Определение трудовых приемов, операций, процессов, которые следует изучать.

  • Расстановку оборудования, подготовку инструментов и приспособлений, наглядных пособий, письменных инструкций, справочного материала.

  • Подготовку изделий, на которых будет проходить обучение.

  • Определение способов и приемов контроля.

  • Определение форм и методов работы.

  • Предварительную проработку изделий мастером.

  • Подготовку планирующей, технологической и учетной документации.



Схема разделения труда строится так, чтобы весь технологический процесс был разделен на организационные операции с учетом их технологической последовательности. В тоже время надо стараться распределить работу так, чтобы учащиеся на определенной детали выполняли все операции, следующие одна за другой, чтобы было как можно меньше передач незаконченных деталей от одного учащегося к другому.

От комплектования бригад, подбора бригадиров зависит слаженность работы в бригадах, производительность труда, качество продукции, психологический климат в коллективе группы.

В течение определенного времени я наблюдаю, изучаю, исследую личности учащихся различными путями: социометрия, анкетирование для выявления межличностных отношений, неформальных лидеров группы. Комплектуя бригады, я учитываю силы учащихся, их производственные показатели, взаимные интересы, стараюсь, чтобы в состав бригады вошли учащиеся, отношения которых между собой носят доброжелательный, товарищеский характер.

Каждую бригаду возглавляет бригадир. Их я и привлекаю для подготовки к уроку п/о. вместе с ними распределяются задания между членами бригады, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по рабочим местам. Урок я начинаю с построения группы по бригадам.

Вводный инструктаж провожу в форме деловой или тренировочной игры – учащиеся, выполняющие роль контролеров проводят опрос по теме предыдущего урока, вспоминают допущенные ошибки; объяснение нового материала проводит один из бригадиров с моими дополнениями; затем бригадиры выдают задания и распределяют членов бригады по рабочим местам.

Во время текущего инструктажа бригадиры выполняют свою работу и одновременно следят за правильностью выполняемой работы, соблюдением техники безопасности, а контролеры следят за качеством изготавливаемой продукции.

На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контролерам для анализа выполненной работы. С моими дополнениями подводятся итоги урока и выставляются оценки.

Учитывая то, что индивидуальная производительность и качество труда каждого учащегося зависит от сугубо индивидуальных качеств и отношения к труду, а также для оперативного учета результатов работы членов бригады в отдельные периоды времени я ввела так оценочный показатель, называемый «Коэффициент трудового участия», поэтому, иногда, каждому члену бригады ставится средний бал бригады.



Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль за всем производственным процессом.

Организация бригадного метода обучения играет большую роль в развитии ученического самоуправления.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Патрекеев В.Г. «Психолого-педагогическое изучение учащихся учителем труда»

  2. Шиф Ж.И. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы»

  3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»

  4. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»

  5. Лийметс Х.Й. «Групповая работа на уроке»

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ»
  • Технология
Описание:

Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребёнок осознаёт себя как член коллектива. Овладение профессией – это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни человека. Человек   стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше обучающиеся   дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, своё имя. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству. Обучение ребят направляет это стремление в нужное русло, отвлекает от безделья, бесцельных, легкомысленных поступков. Любая профессия, а тем более швейные профессии   воспитывают самостоятельность, развивают прилежание, внимание и  настойчивость, приучают к точности и аккуратности, поддерживают в ребятах бодрое и серьёзное настроение, благоприятное для воспитательного воздействия на них, внушают им уважение к труду. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребёнка. В процессе овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками формируются такие необходимые для ребенка умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Наша профессия представляет собой широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. В процессе овладения профессией ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах.    Овладение профессией  является действенным средством  нравственного воспитания, формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Обучаясь профессии, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, выделять главное, «проектировать», предвидеть результаты своей работы. На уроках производственного обучения  воспитываются  дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма. Коллективный труд на уроке производственного  обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы ученик почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Автор Ковальчук Галина Михайловна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 876
Номер материала 10814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓