Главная / Директору-завучу / Современное образование как инновационный потенциал общества

Современное образование как инновационный потенциал общества

Современное образование как инновационный потенциал общества

Образование в современном мире рассматривается в качестве инновационного потенциала общества. Ориентирами новой государственной образовательной политики являются:

- формирование российской идентичности;

-создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России;

-обеспечение условий развития каждого человека;

-понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. Стратегическими ориентирами образовательной инициативы являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школы.

Проект будущей школы строится в соответствии с требованиями государства к развитию образования. Новая школа должна

- решать задачи опережающего характера, для этого активно вовлекать школьников в учебно–исследовательские проекты, творческую деятельность;

- давать равные возможности получить качественное образование всем детям: с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, одаренным и талантливым;

- иметь педагогический коллектив, открытый новому, способный к изменениям, сознающий свободу выбора и ответственность;

- расширять взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;

- иметь современную инфраструктуру с функциональной архитектурой компонентов, включающих столовую, медиатеку, библиотеку, высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством;

- использовать современную систему оценки качества образования, обеспечивающую достоверную информацию о работе школы в целом.

Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков Программы, показывает, что школой накоплен значительный положительный опыт в образовании учащихся, и она выступает конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

При этом существуют проблемы, требующие системного решения. Среди них:

·  обеспечение «равного старта» при поступлении в школу детей старшего дошкольного возраста;

·  обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях новых требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и новых государственных федеральных образовательных стандартов;

·  обеспечение перехода на новые государственные образовательные стандарты общего образования (обновление материально-технического оснащения, повышение профессиональной квалификации педагогических кадров, освоение современных образовательных технологий); обеспечение соответствия условий образовательной деятельности требованиям стандарта, создание равных условий для получения качественного образования всеми учащимися;

·  совершенствование учительского корпуса, в том числе посредством создания условий для развития творческого потенциала и профессионального мастерства, совершенствования системы морального и материального стимулирования; привлечение и закрепление в школе молодых специалистов и педагогов-мужчин;

·  усиление воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей каждого ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, профилактику в подростковой среде социально опасных деяний и социально опасных болезней;

·  расширение форм организации образования и удовлетворения образовательных потребностей различных категорий учащихся: с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·  развитие форм оценки качества образования в соответствии с современными требованиями;

·  управление школой как открытой образовательной системой, включение государственно-общественных структур заказчиков образовательных услуг в управление образованием и процедуры оценки качества образования;

·  создание многоуровневой системы работы с одаренными и талантливыми учащимися;

·  сохранение и развития здоровья учащихся;

·  совершенствование материально–технической базы школы (проведение поддерживающего ремонта, утепления помещений, оконных и дверных заполнений и др.).

Наличие проблем актуализирует риски при реализации задач государственной и региональной политики в области образования, обозначенных приоритетным национальным проектом «Образование» и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и требует разрешения.





Характеристика степени устойчивости результатов инновационной деятельности, трансляция опыта школы.

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Высокий профессиональный уровень учителей, работоспособность коллектива

2. Кадровая политика по совмещению должностей учитель-педагог дополнительного образования в профилирующих направлениях

3.Востребованность дополнительного образования школы по имеющим направлениям

4.Широкий спектр лицензированных программ дополнительного образования с учетом оптимального сочетания основного и дополнительного образования

5.Разнообразие и содержательность предложенных образовательных маршрутов

6.Рост участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях

7.Совместная деятельность с социальными партнерами

8. Развитие инфраструктуры ОУ-ОДОД (взаимодополняемость ресурсов)

1.Недостаточное наличие курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по проблемам интеграции

2.Нежелание некоторых учителей принимать участие в различных конкурсах

3. Малое количество программ дополнительного образования надпредметного характера

4.Участие в международных проектах только воспитанников ансамбля «Чудесники»

5.Пассивная роль некоторых педагогов по внедрению современных ИКТ

Возможности

Угрозы

1.Рост сегмента образовательных услуг - открытие востребованного

2.Развитие структуры информационной среды ОУ-ОДОД

3. Укрепление связей и заключение договоров с новыми социальными партнерами

4.Система городских олимпиад, конкурсов и соревнований по различным направлениям для всех категорий детей

1.Низкая результативность ЕГЭ, ГИА, снижение спроса на образовательные услуги

2. Возможность реорганизации дополнительного образования (переход на платную основу).

Факторы внешней среды имеют как положительные тенденции, так и потенциальные недостатки и угрозы, которые могут быть предотвращены за счет продуманной системной работы.

Факторы, влияющие на развитие школы

Факторы внешней и внутренней среды

Благоприятные возможности

Недостатки и потенциальные угрозы

1. 

Местоположение и социально- культурная среда

Расположение в центре микрорайона; доступность для проживающих в микрорайоне

Наличие эффективных практик. взаимодействия с социокультурными учреждениями

Снижение позитивных условий для формирования социально-культурной среды

2. 

Кадровый состав

Высокий потенциал педагогических кадров

Гендерное «неравновесие» кадров; увеличение доли педагогов пенсионного возраста; разрастание феномена профессионального выгорания; отсутствие системной психологической поддержки

3. 

Материально-техническое обеспечение

Наличие современного оборудования, компьютерной техники и пр.

Недостаточность современных технологических ресурсов и технического сопровождения компьютерной техники

4. 

Качество

образования, контроль качества

Сформированная система оценки качества образования. Высокий процент поступающих в вузы.

Отсутствие общегородской, общественной системы оценки качества образования. Недостаточная динамика в результативности итоговой аттестации обучающихся.

5.   

Родители, семьи

Наличие реально действующих родительских Советов. Приверженность большинства родителей ценностям образования

Недостаточная родительская активность в общественном управлении школой.

6.   

Ценностные установки детей, молодежи

Ценностный рост убежденности в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; признание личностных профессиональных качеств человека основой карьерного успеха

Недостаточная сформированность ориентации на здоровый образ жизни. Наличие случаев отсутствия должной инициативности, трудолюбия, ответственности за свои действия. Распространение курения и других вредных привычек.

7.   

Дополнительное образование

Традиционно сильная позиция дополнительного образования. Высокий кадровый потенциал

Наличие доли учащихся, неохваченных системой ДО. Рост платных услуг.

8.   

Инновационные практики

Осознание коллективом идеи инноваций как нового фактора развития. Опыт применения ИКТ, проектных технологий. Использование потенциала социального партнерства.

Недостаточно качество инноваций. Недостаточно эффективен обмен инновационным опытом; низкий процент охвата инновационными практиками.

9.   

Развитие социальных сетей и партнерства

Партнерство с различными культурно-образовательными структурами

Недостаточный уровень информационной компетентности работников и партнеров ОУ.

Эффективное решение обозначенных проблем становится основой для определения цели и задач дальнейшего развития школы. Чтобы комплексно решать имеющиеся проблемы, необходимо развивать образовательную среду в инновационном направлении.

Основные принципы совершенствования образовательной среды: валеологический (поддержание и сохранение физического, психического, социального здоровья каждого воспитанника); интегративный (интеграция общего, внешкольного и дополнительного образования); системный (системность связей всех составляющих компонентов образовательного процесса); комплексный (все компоненты).

Модель современного ученика связана с требованиями новых стандартов. Важнейшие качества личности, востребованные обществом: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Реализация стандартов связана с задачами школыраскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; способствовать тому, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Функции стандарта: обеспечение права на полноценное образование; сохранение единства образовательного пространства страны; повышение качества образования; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция; повышение объективности оценивания; гуманизация образования и обеспечение равенства возможностей для развития личности.

Принципиально новым для стандартов является выделение на первое место требований к результатам образования. Образовательные результаты связаны напрямую с целями образования и с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования  должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего,  могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

 Требования к результатам общего образования структурируются Стандартом по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

Под личностными (ценностными) результатами понимаются сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (компетентностные результаты).

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Новый стандарт предусматривает полноценную внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Для учеников, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, следует организовывать индивидуальные маршруты, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Программы обучения старшеклассников также требует дальнейшей проработки содержания, технологий, обеспечивающих профильность обучения.

Для решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей необходима система научно-методического сопровождения детей и подростков в условиях образовательного процесса. Ставится задача привития молодежи привычки к занятиям спортом, обеспечения сбалансированного питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, усиления профилактической деятельности образовательных учреждений.

Занятия физкультурой и спортом следует рассматривать как профилактику проблем наркомании, алкоголизма, детской безнадзорности. Горячее питание, медицинское обслуживание, спортивные занятия (на уроках и внеурочные), реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет позитивно влиять на улучшение их здоровья.

Необходимо перейти от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников, новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников.

Реализация программы здоровьесберегающей направленности требует повышения квалификации педагогов по вопросам профилактической работы по злоупотреблению психоактивными веществами в образовательной среде; условия для участия детей и подростков в спортивных соревнованиях, для введения в учебные планы общеобразовательных учреждений третьего урока физической культуры.

Школа должна совершенствовать концессионные механизмы для привлечения к управлению школой родителей, общественных организаций, частных инвесторов.

Критерии и показатели эффективности модели инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Расширение спектра образовательных услуг

Маркетинг потребностей в образовательных услугах.

Подготовка новых программ, модулей (в т. ч. надпредметного, интегрированного характера), УМК по основному и дополнительному образованию.

Освоение новых приемов и технологий.

Повышение квалификации и переподготовка, привлечение специалистов для реализации востребованных образовательных услуг.

Повышение качества образования

Итоги ГИА, ЕГЭ.

Продолжение образования выпускниками по школьным направлениям профильного и дополнительного образования.

Рост доли учащихся, занимающихся дополнительным образованием.

Результаты предметных олимпиад, конкурсов.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса, расширение ИКТ-насыщенной образовательной среды основного и дополнительного образования.

Представление инновационного опыта педагогов.

Динамика личностных, метапредеметных результатов и достижений выпускников (мониторинг развития функциональных навыков выполнения различных социальных ролей и ключевых компетенций).

Расширение форм оценки личностных, метапредметных достижений школьников в основном и дополнительном образовании, самообразовании, социально–творческой деятельности и др.

Использование форм участия внешних экспертов в оценочной деятельности (общественный смотр образовательных достижений школьников, конкурсы и т. п.).

Увеличение доли учащихся и педагогов школы, участвующих в социально–творческой деятельности

Успешность участия школьников в образовательных проектах различного уровня.

Успешность участия педагогов и партнеров школы в конкурсах, проектах, акциях социального характера.

Уровень социально–педагогического взаимодействия школы с другими учреждениями, родителями и др.

Совершенствование нормативно–правовой базы, моделей локальных актов социально–педагогического партнерства;

Увеличение количества договоров о сотрудничестве;

Развитие форм периодического отчета ГОУ перед общественностью и профессиональным сообществом;

Разнообразие форм партнерства, в т. ч. форм участия общественности в принятии управленческих решений ГОУ.

Совместные мероприятия, проекты с партнерами.

Повышение уровня включенности партнеров в совместную деятельность, в т. ч.в принятие управленческих решений (расширение направлений деятельности Управляющего совета; примеры взаимодействия, сотрудничества с родителями, выпускниками прошлых лет и др.).

Ресурсное, в т. ч. информационное обеспечение взаимодействия школы с другими ОУ, организациями, родителями и др. (сайт, электронный журнал, электронный дневник и др.)

Удовлетворенность участников и партнеров образовательного процесса качеством образовательных услуг

Комплектование классов (1–х, 10–х) и групп ОДОД.

Расширение познавательных интересов, образовательных запросов школьников (мониторинг).

Общественная экспертиза образовательной деятельности школы (публикации, публичные доклады и т. п.). Благодарственные отзывы, сертификаты, экспертные заключения.



Современное образование как инновационный потенциал общества
  • Директору-завучу
Описание:

Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. Стратегическими ориентирами образовательной инициативы являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школы.

Проект будущей школы строится в соответствии с требованиями государства к развитию образования. Новая школа должна

- решать задачи опережающего характера, для этого активно вовлекать школьников в учебно–исследовательские проекты, творческую деятельность;

- давать равные возможности получить качественное образование всем детям: с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, одаренным и талантливым;

- иметь педагогический коллектив, открытый новому, способный к изменениям, сознающий свободу выбора и ответственность;

- расширять взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;

- иметь современную инфраструктуру с функциональной архитектурой компонентов, включающих столовую, медиатеку, библиотеку, высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством;

- использовать современную систему оценки качества образования, обеспечивающую достоверную информацию о работе школы в целом.

 

Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков Программы, показывает, что школой накоплен значительный положительный опыт в образовании учащихся, и она выступает конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. Стратегическими ориентирами образовательной инициативы являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школы.

Проект будущей школы строится в соответствии с требованиями государства к развитию образования. Новая школа должна

- решать задачи опережающего характера, для этого активно вовлекать школьников в учебно–исследовательские проекты, творческую деятельность;

- давать равные возможности получить качественное образование всем детям: с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, одаренным и талантливым;

- иметь педагогический коллектив, открытый новому, способный к изменениям, сознающий свободу выбора и ответственность;

- расширять взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;

- иметь современную инфраструктуру с функциональной архитектурой компонентов, включающих столовую, медиатеку, библиотеку, высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством;

- использовать современную систему оценки качества образования, обеспечивающую достоверную информацию о работе школы в целом.

Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков Программы, показывает, что школой накоплен значительный положительный опыт в образовании учащихся, и она выступает конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. Стратегическими ориентирами образовательной инициативы являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школы.

Проект будущей школы строится в соответствии с требованиями государства к развитию образования. Новая школа должна

- решать задачи опережающего характера, для этого активно вовлекать школьников в учебно–исследовательские проекты, творческую деятельность;

- давать равные возможности получить качественное образование всем детям: с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, одаренным и талантливым;

- иметь педагогический коллектив, открытый новому, способный к изменениям, сознающий свободу выбора и ответственность;

- расширять взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;

- иметь современную инфраструктуру с функциональной архитектурой компонентов, включающих столовую, медиатеку, библиотеку, высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством;

- использовать современную систему оценки качества образования, обеспечивающую достоверную информацию о работе школы в целом.

Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков Программы, показывает, что школой накоплен значительный положительный опыт в образовании учащихся, и она выступает конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Автор Павлова Елена Ивановна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 594
Номер материала 56256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓