Главная / ОБЖ / Современный спорт: проблемы и решения

Современный спорт: проблемы и решения

Современный спорт представляет собой мощную индустрию, включающую особую систему производства спортивных рекордов. В ней задействованы наряду со спортсменами и тренерами менеджеры, спортивные врачи, психологи, научные сотрудники. Средства массовой информации постоянно «раскручивают» широкомасштабные соревнования до уровня главных событий жизни общества. Тем не менее, не следует представлять современный спорт как единый феномен, имеющий одну цель, функции и общие закономерности развития. Современный спорт многолик и разнообразен. В систему спорта входят такие его разновидности, как массовый, детско-юношеский, школьный, студенческий спорт решающие задачи оздоровления и формирования спортивной культуры подрастающего поколения. Спорт высших достижений (олимпийский и профессиональный спорт) направлен на достижение высоких спортивных результатов и побед. Эти разновидности объединяют общие функции: зрелищная, политическая, экономическая. Спорт высших достижений транслирует особый образец стиля жизни, путь достижения успеха, демонстрирует высокую спортивную технику, умение обыграть соперника. Для многих зрителей эта модель становится эталоном для подражания не только в спорте, но и в других сферах жизнедеятельности. Однако спорт высших достижений породил большое количество противоречий, которые не позволяют современному спорту позитивно развиваться, зачастую дискредитируют его и формируют негативное отношение людей, особенно родителей, к спортивным занятиям. Все чаще общественное мнение оценивает современный спорт как опасную для человека сферу деятельности. Цель исследования: провести социологический анализ противоречий современного спорта и предложить пути их преодоления. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО

-

НАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.И

.

Шершнев

(доклад на Всероссийском совещании

«

Современное состояние и перспективы развития

курса Основы безопасности жизнедеятельности

» 19

декабря

2000

года

,

г

.

Москва

,

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

)

Уважаемые участники совещания

!

Рубежное время проведения нашего мероприятия в канун вступления человечества в

XXI

век и третье тысячелетие настраивает на осмысление пройденного курсом ОБЖ пути и на

размышления по поводу его перспектив

.

Основам безопасности жизнедеятельности в школе

почти

10

лет

.

В зависимости от того

,

как мы расставим временные акценты

уже

10

лет или

еще только

10

лет

,

во многом будет зависеть оценка достоинств курса

,

достигнутых резуль

-

татов по его внедрению в школе

.

К тому же следует учесть поправки на смутное

,

перелом

-

ное

,

кризисное время

,

переживаемое Россией

,

со всеми возникающими отсюда трудностями

и противоречиями в обществе

,

чрезвычайными ситуациями социального

,

техногенного и

природного характера

.

Думается

,

наше главное достижение в минувший период с введения новой школьной

дисциплины ОБЖ заключается в том

,

что этот

предмет состоялся

,

что из года в год под ним

укрепляется

фундамент

в виде положительного общественного мнения

;

растущего внима

-

ния к нему со стороны министерства образования

,

Государственной Думы

,

ряда министерств

и ведомств

;

установления квалификации учителя безопасности жизнедеятельности

;

создания

первых кафедр

,

факультетов и курсов по подготовке и переподготовке кадров для работы в

данной сфере деятельности

;

появления первых научных трудов

,

целого комплекса учебных

программ

,

учебников

,

пособий

,

двух регулярно выходящих специализированных журналов

;

все большего интереса к курсу ОБЖ со стороны учащихся

.

Мне особенно хотелось бы под

-

черкнуть значимость для становления этой новой школьной дисциплины журнала

«

ОБЖ

:

ос

-

новы безопасности жизни

»,

создателем и главным редактором которого является присутст

-

вующий на нашем совещании Смирнов Анатолий Тихонович

.

Определенную роль в том

,

что курс ОБЖ устоял

,

удержался в школе

,

на мой взгляд

,

сыг

-

рала его ориентированность на данном этапе на л

ичную безопасность

.

В известной мере та

-

кой подход был обусловлен обстоятельствами

,

связанными с переходом страны от социа

-

лизма к капитализму

,

с подавлением коллективистских начал в общественных отношениях

рыночными и культивированием индивидуалистических

,

частнособственнических проявле

-

ний в поведении человека

.

Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечала также

духу Закона

«

О безопасности

»,

принятому в

1992

году

,

который впервые в российской исто

-

рии на первое место поставил обеспечение безопасности личности

,

затем уже безопасности

общества и государства

.

Последующий этап внедрения и развития курса ОБЖ предполагает наряду с нара

-

щиванием внимания к личной безопасности

,

включение в его содержание вопросов на

-

циональной и глобальной безопасности

,

для чего появились определенные предпосылки

.

Так

,

обозначились обнадеживающие признаки начала движения страны к выходу из фазы

тотального разрушения к возрождению и созиданию

.

Происходят позитивные подвижки в

общественном сознании

,

отторгающем навязываемую примитивную веру во всесилие капи

-

тала и в псевдодемократические буржуазные ценности в качестве основополагающих крите

-

риев жизни и все больше склоняющемся к национальным

,

подлинно гуманистическим обще

-

человеческим ценностям

.

Высшее руководство страной

,

учитывая настроения в российском

обществе

,

также начинает

,

хотя и очень робко и неоднозначно

,

поворачиваться лицом к за

-

щите национальных интересов

,

к вопросам духовности

,

морально-нравственным устоям на

-

шего народа

,

к теме патриотизма и любви к Родине

.

При этом и обществом

,

и высшим руко

-

водством осознается судьбоносное значение образования для осуществления коренных пре

-

образований в России

,

чтобы выжить

,

обеспечить достойную жизнь

,

благополучие и безо

-

пасность каждого россиянина

,

высокий статус и признание лидирующей роли нашей страны

в мировом сообществе

.

Сегодня мы кровно заинтересованы в том

,

чтобы способствовать укреплению позитивных

изменений в общественном сознании и политике властей

,

приданию им необратимого харак

-

тера

.

Важнейшим средством такой поддержки мог бы стать курс ОБЖ

,

если он обретет

вто

-

рое дыхание

и выйдет на

новые позиции

как в системе образования и воспитания

,

так и в

деле обеспечения национальной безопасности России

.

Школьная дисциплина ОБЖ

,

как никакой другой предмет

,

решает общенациональные

,

общественные и государственные задачи по подготовке учащихся к безопасной жизнедея

-

тельности

,

к военной службе и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций

,

воспитывает у

них культуру безопасного поведения

,

укрепляет их телесное и духовное здоровье

.

ОБЖ

это прямая взаимосвязь образования и национальной безопасности

.

Бессмысленно вести

речь об обеспечении национальной безопасности

,

не организовав обучение основам безопас

-

ности жизнедеятельности в образовательных учреждениях России

,

а через ОБЖ

и всеобуч

населения вопросам безопасности

.

К нашему удовлетворению

,

курс ОБЖ внесен в число основных образовательных об

-

ластей и базовых предметов

,

по которым будет осуществляться

12-

летнее обучение в шко

-

ле

.

Тем самым определена перспектива целенаправленного налаживания всей системы реа

-

лизации данного предмета

,

совершенствования его содержания

,

учебников

,

методик

,

матери

-

ально-технической базы и

,

наконец

,

самого учителя

.

Сейчас важно закрепить успех и до

-

биться

,

чтобы ОБЖ прошел

отдельной строкой

в федеральном базовом учебном плане и

получил достаточное количество часов во всех классах

.

Курс ОБЖ призван стать ведущей образовательной областью

,

системообразующим

,

сквозным

,

интегрирующим предметом

,

имея как самостоятельную стержневую учеб

-

ную дисциплину

,

так и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения

предметах

,

а также во всей внеурочной и внешкольной работе с учениками

.

Такое го

-

ловное положение курса определяется его чрезвычайно высоким предназначением

,

связан

-

ным с формированием у учащихся мировоззренческих

,

идеологических

,

нравственных и

психологических установок любви к Родине

,

готовности к защите Отечества

,

к служению

ему своими талантами и посильным трудом

,

к добродеянию не по принуждению

,

а по склон

-

ности сердца

,

как того желали в старину

.

Мы полагаем

,

что

главной целью образовательной области ОБЖ следует определить

формирование личности безопасного типа

,

которая не вредит себе

,

обществу

,

природе

,

способна к саморазвитию

,

самосохранению

,

самосовершенствованию в духовном и физиче

-

ском плане

,

имеет общинно-коллективистские мотивы

,

побуждающие человека

граждани

-

на к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи и исключающие получение им коры

-

сти из затруднений и слабости окружающих его людей

,

обладает знаниями

,

умениями и на

-

выками самозащиты и защиты других

,

предвидения опасных ситуаций и выхода из них с

наименьшими потерями для себя и окружающих

.

Нами введено понятие

«тип

»

примени

-

тельно к человеку

,

исходя из греческого его определения

:

отпечаток

,

форма

,

образец

,

то

есть то

,

что дает возможность тиражирования

,

массового воспроизводства и внедрения

.

Мы полагаем

,

что задача формирования личности безопасного типа может решаться на ин

-

дивидуальном

,

массовом и планетарном уровнях

.

Выполнение этой задачи является услови

-

ем создания

общества безопасного типа

,

государства безопасного типа

,

мирового сооб

-

щества безопасного типа

,

что

,

собственно

,

и станет гарантией выживания человечества

,

его

неуклонного совершенствования ко всеобщему благу

.

Воспитательная направленность образовательной области ОБЖ диктует необходимость

,

наряду с сообразным наполнением собственно предмета необходимыми материалами

,

целе

-

направленно заниматься методологическим вооружением других предметов

,

корректным и

дозированным насыщением их проблемами безопасности и способами их решения

.

Думает

-

ся

,

в этом заключена

стратегия

образовательной области ОБЖ и в этом самая большая ее

сложность

.

Пока интеграция ОБЖ с другими предметами никак не обеспечена в методиче

-

ском плане

,

нет программ интегрированных школьных дисциплин и соответствующих учеб

-

ников и учебных пособий

.

Вместе с тем

,

именно в проникновении во все предметы

,

во всю

систему обучения и воспитания

жизнеспособность самой образовательной области ОБЖ

,

если учесть

,

что на

70% – 80%

учащийся формируется другими предметами

.

По нашему мнению

,

образовательная область ОБЖ могла бы включать в себя такие

традиционные для школы предметы

,

как физическая культура

,

основы военной служ

-

бы

,

гражданская защита

,

здоровый образ жизни

,

основы оказания первой медицинской

помощи

,

а также новый познавательный мировоззренческий раздел

«

Современные

проблемы личной

,

национальной и глобальной безопасности и пути их решения

».

По

-

видимому

,

понадобится большая экспериментальная работа

,

чтобы базовый предмет ОБЖ

нашел себя

,

сложился в цельный системный комплекс

,

чтобы создать модель педагогической

работы по формированию личности безопасного типа с опорой на него

.

Но ждать ее оконча

-

ния нельзя

.

Следует продолжать проведение названных разделов ОБЖ

,

совершенствуя одно

-

временно их содержательную и методическую стороны

.

Со временем опытно

-

экспериментальная апробация нескольких моделей ОБЖ позволит найти нужную форму

этой новой школьной дисциплины

.

Если говорить о

содержании

базисного предмета ОБЖ

,

то в нем видятся следующие ма

-

гистральные направления

:

Первое

,

что

,

собственно

,

составляет сердцевину предмета

,

парадигму движения к новой

безопасности

XXI

века

, –

это

свобода

наших детей

,

к чему они так стремятся

,

и их

ответст

-

венность

.

Во имя высших национальных интересов

,

выживания и сохранения человечества

люди должны добровольно ограничить свои права и свободы

.

Формирование ответственно

-

сти за себя

,

свою семью

,

за свою страну

,

за все человечество

,

за каждую мысль и каждый по

-

ступок

это одна из главных задач ОБЖ

.

Следует вспомнить Гегеля

,

который говорил

: «

Я

только тогда истинно свободен

,

если и другой также свободен и мной признается свобод

-

ным

».

То же самое можно сказать и в отношении безопасности

».

Второе

демографическая безопасность и семейное воспитание

.

Это направление свя

-

зано с самой большой опасностью для России

угрозой ее вымирания

,

обезлюдивания

,

не

-

бытия

.

Каждый год нас становится на миллион меньше

,

несмотря на приток русских пересе

-

ленцев

,

прибывающих на жительство в Россию из бывших союзных республик

.

Тенденции к

дальнейшему ухудшению демографической ситуации сохраняются и могут приобрести не

-

обратимый характер

.

Вырождение народонаселения России связано прежде всего с духов

-

ным фактором

,

утратой ценностных ориентиров

,

смысла жизни

,

конечно же

,

с образом жиз

-

ни

,

с социальным неблагополучием и

,

наконец

,

с целенаправленным негативным воздейст

-

вием враждебных сил на демографические процессы в нашей стране

.

На поверхности лежат

наркомания

,

алкоголизм

,

турберкулез

,

гепатит

,

СПИД

,

травматизм

,

аборты

,

разводы

,

одино

-

чество

, «

безопасный

»

ранний секс

,

валеология

,

планирование семьи

,

секты

,

реклама

,

пре

-

ступность

,

издержки судебно-тюремной системы

,

стихийные бедствия и техногенные ката

-

строфы

,

бедность

,

то есть реально осязаемые нами каждодневно причины

сверхсмертности

населения

.

В этих условиях предмет ОБЖ призван взять на себя ответственность за воспитание у

школьников серьезного отношения к жизни

,

к своему здоровью

,

за их духовное

,

интеллекту

-

альное и физическое развитие

.

Одна из задач

:

вселить в детское сознание

,

насколько велика

радость материнства и отцовства

,

что очень важно иметь большую семью

,

много братьев и

сестер

.

Когда большая семья

,

ничего не страшно

.

Ребенок

это наша охрана

.

Молодых он

защищает от многих бездумных поступков

,

от алкоголизма

.

Дети

опора в старости

.

Госу

-

дарство

,

как мы слышали от отдельных

«

деятелей

»,

может избавляться от стариков

,

чтобы

старшее поколение не было помехой в переустройстве общества

,

чтобы меньше тратить на

пенсии

.

Только дети их защита

.

С религиозной точки зрения

,

дети в доме

благодать

.

Дети

это вопрос номер один в безопасности

.

Многодетная Россия

ее залог

.

И очень важно

,

чтобы

учащиеся

,

заканчивая школу

,

стремились иметь большую семью

.

И здесь неоценимую пози

-

тивную роль может сыграть предмет ОБЖ

.

Третье

безопасность детства

.

Сегодня во много крат стало больше угроз безопасности

детству

,

чем это было

10

лет назад в Советской России

.

Изменилась социальная структура

детства

,

неизмеримо выросли социальное сиротство

,

детская преступность

,

детские болезни

.

Дети стали первыми жертвами проводимых в стране переустройств

,

ухудшившегося матери

-

ального положения семей

,

всех негативных проявлений в обществе

.

В этих условиях

школа

призвана стать опорной ячейкой общественной системы безопасности и взять на себя

существенную долю ответственности за безопасность детства

.

Отсюда вытекает и особая

социальная значимость новой школьной дисциплины ОБЖ

,

которая

,

по существу

,

выполняет

функции одного из социальных механизмов обеспечения безопасности детства

,

осуществле

-

ния общественного патронажа над детьми

.

ОБЖ соединяет в школе основные субъекты социальной безопасности

семьи

,

вла

-

стные структуры

,

правоохранительные органы

,

военкоматы

,

центры гражданской защиты

,

учреждения здравоохранения

,

научные подразделения

,

общественные объединения

,

частные

организации

,

средства массовой информации

.

В рамках образовательной области ОБЖ учи

-

теля

предметники также используют свой потенциал для решения возникающих у учащих

-

ся проблем безопасности детства

.

ОБЖ занимается профилактикой наркозависимости

,

алко

-

голизма

,

табакокурения

,

оберегает от виктимного

,

предрасположенного к криминалу

,

пове

-

дения

,

препятствует доступу в школу деструктивным организациям

.

ОБЖ учит разрешать

межличностные конфликты

,

что может пригодится учащимся в налаживании нормальных

отношений со сверстниками и взрослыми в сложных житейских ситуациях

.

Тем самым ОБЖ

осуществляет общественную оборону школы и учащихся от проявляющих себя опасностей и

угроз и вносит свой вклад в обеспечение безопасности детства

.

Четвертое

информационная безопасность

.

Это направление в содержании ОБЖ дик

-

туется тем

,

что информация стала новой областью жизнедеятельности для всего человече

-

ского сообщества

,

что роль информационных факторов является определяющей в цивилиза

-

ционном развитии

,

что борьба за информационные ресурсы и контроль над основными ин

-

формационными потоками обостряется и что информационная революция породила новые

опасности и угрозы как для всего человечества

,

так и для отдельного человека

.

Положение

об информационной войне содержится в официальной Доктрине информационной

безопасности

,

утвержденной Указом Президента РФ

.

Население страны

,

в том числе уча

-

щиеся

,

сталкиваются с прямой информационной агрессией

.

Враждебная

,

чуждая нам инфор

-

мация внедряется в детское сознание

.

Под видом свободы информации в него вносятся ба

-

циллы саморазложения

,

соблазны

,

подменяются понятия

,

создаются вестернизированные

образы российского

«

Вовочки

»

и т.п

.

Задача ОБЖ

защитить духовный мир учащихся от

пагубных воздействий средств массовой информации

,

помочь им выработать социальный

иммунитет

,

избирательность

,

умение ориентироваться в информационных потоках

.

Пятое

военная безопасность

.

Изучение основ военной службы в школе связано с тем

,

что война является постоянным спутником человечества

.

Природа войны еще не открыта

.

Возможно

,

она в природе человека

.

Войны были

,

есть и будут

,

по крайней мере

,

до тех пор

,

пока человек не станет личностью безопасного типа

,

общество

обществом безопасного ти

-

па

,

государство

государством безопасного типа

,

мировое сообщество

сообществом безо

-

пасного типа

.

Мы привыкли соотносить войну исключительно с вооруженным противобор

-

ством сторон

.

Вместе с тем

,

как сделал вывод полтора века назад Клаузевиц

,

война может

менять свое обличье

.

В ХХ веке Россия пережила русско-японскую

,

первую мировую

,

граж

-

данскую

,

финскую

,

вторую мировую

,

афганскую войны

,

которые велись вооруженными си

-

лами

.

Однако она потерпела самое жестокое поражение в своей истории после татаро

-

монгольского нашествия в так называемой холодной войне

,

в которой применялись главным

образом политические

,

экономические

,

идеологические

,

специальные средства

.

Россия все

-

гда готовилась к прошлой войне

,

а потому в каждой новой войне в первый период она терпе

-

ла поражения

,

что особенно наглядно проявилось в начале Великой Отечественной войны

.

Думается

,

учащимся следует объективно рассказать

,

почему Советский Союз

(

Советская

Россия

),

имея самую мощную армию в мире

,

так бесславно проиграл холодную войну и ка

-

кие из этого следует сделать выводы не только нынешним правителям

,

но и каждому из них

.

Школьники должны получить представление о современных войнах

,

чтобы знать

,

к чему на

-

до быть готовыми

.

Им следует показать

,

что разоружив Россию

,

ее вероятный противник в

лице США и НАТО не только не разоружается

,

а наоборот

,

наращивает военные приготов

-

ления

.

Только США тратят на военные цели в

20

раз больше средств

,

чем Россия

.

При этом

американские вооруженные силы ориентируются на использование новейших технологий и

достижений информатизации

,

на развертывание противоракетной обороны

.

США и НАТО

нацелены на овладение основными энергетическими

,

финансовыми и информационными ре

-

сурсами мира

,

на мировое господство

.

Россия оказалась в центре нового передела мира

,

ны

-

нешних мировых противоречий

.

А значит военный вопрос для нее в любом обличье войны

остается актуальным

.

Подготовка учащихся к военному делу

это слагаемая военного

вопроса

,

национальной безопасности России

,

ее выживания

,

самого бытия

.

Одно дело

не желать войны

,

другое дело боязнь войны

.

Слабость провоцирует войну

,

готовность к ней

,

как правило

,

исключает войну

.

Преподавание ОБЖ не должно сеять страхи у учащихся

,

развивать у них катастрофное сознание

.

Это опасно и для их здоровья

,

и для самой безо

-

пасности

.

ОБЖ призвано воспитывать умное бесстрашие на основе знаний

,

а не нагнетания

страстей

.

Тогда будет и умная безопасность

.

Шестое

политическая безопасность

.

Политика занимает ключевое место в общей сис

-

теме обеспечения национальной безопасности

.

Обладая огромным потенциалом как созида

-

тельного

,

так и разрушительного свойства

,

она может вести общество

,

страну или к процве

-

танию или к их деградации и гибели

,

в чем мы убедились на примере Советской России и

современной России

.

Еще в глубокой древности политику определяли как искусство управления государством

.

Таковой она осталась и сегодня

.

Школа не может быть вне политики

,

вне обучения искусству управления государст

-

вом своих питомцев

.

К сожалению

,

школа ни раньше

,

ни теперь целенаправленно не зани

-

малась такой подготовкой и не давала даже азов политической культуры

,

обрекая будущих

государственных деятелей на невежество и ущербность

.

Именно школа стала причиной мас

-

совой аполитичности

,

губительной для страны и ее граждан

.

Школа вольно или невольно

способствует тому

,

что к власти зачастую пробиваются люди серые

,

бездуховные

, «

страшно

далекие от народа

».

Она не готовит лидеров

,

которые в перспективе вошли бы во власть для

служения народу и Отечеству

,

а не ради корысти

.

Поэтому и оказались в смутное время на

-

верху

«

чикагские мальчики

»,

так много сделавшие для разрушения России

,

но не нашлось

,

по Достоевскому

, «

умных мальчиков

»,

которые бы спасли Россию

.

Новая школьная дисциплина ОБЖ призвана восполнить этот пробел в обучении

и воспи

-

тании учащихся и всерьез заняться подготовкой

«

умных мальчиков

»

искусству управления

государством

,

привитием им навыков высокой политической культуры

.

Такая целевая уста

-

новка для ОБЖ определяется следующими обстоятельствами

:

во-первых

,

идет поиск новой

формы организации общества и следует опережающе готовить для нее кадры

;

во-вторых

, 12-

летнее обучение в школе повышает возраст учащихся до

19

лет

,

когда они имеют право из

-

бирать и быть избранными

,

непосредственно участвуя в политической жизни страны

.

Седьмое

-

гуманитарная безопасность

.

Она тесно связана с гуманизацией и гуманита

-

ризацией школы

,

с разрешением резко обострившегося в последние годы конфликта между

образованием и культурой

,

с целевой установкой школы

-

воспитание из каждого учащегося

духовной личности

,

личности безопасного типа

.

Гуманитарная безопасность обеспечивает

преемственность традиций

,

достижений искусства

,

культуры

,

исторического опыта России

.

Опора на гуманистические идеалы

,

ценности

,

на традиции высокой отечественной и мировой

культуры предохраняет нацию от дебилизации и вырождения

.

В условиях глобализации и

навязывания западных ценностей гуманитарная безопасность учит

,

как устоять перед их на

-

тиском

,

как защитить свою идентичность

,

свою культуру

,

свои ценности

,

как сохранить свой

«русский характер

»,

отличающийся любовью к родине

,

к людям

,

целомудрием

,

совестливо

-

стью

,

героизмом и самопожертвованием

.

Доминантами гуманитарной безопасности являются нравственно-ориентирующие ценно

-

стно-смысловые

,

культурно-цивилизационные установки

,

социальная ответственность учи

-

теля за содержание и формы его общения с учащимися

,

за раскрытие им основ мировоззрен

-

ческой культуры

,

за гуманистическое видение ими мира

,

за формирование в школе доброй

воли и доверия

,

правил поведения

.

Гуманитарная безопасность основана также на гумани

-

стической этике

,

базирующейся в значительной мере на русском космизме

,

идеях всеединст

-

ва

,

соборности

,

общинности

,

взаимопомощи

,

справедливости

,

на непреходящем опыте поко

-

лений

.

Гуманитарная безопасность обеспечивает сотрудничество и коммуникативность на осно

-

ве прав и свобод

,

сочетаемых с ответственностью и отказом от вседозволенности

,

развивает

предпосылки для успешного противостояния силам зла и созидания добра

.

Гуманитарная безопасность в человеческом измерении находит свое выражение в пре

-

ломлении к личности

,

ее идеалам

,

ценностям

«

для достойного существования человека

»

(А.Н

.

Бердяев

).

Она укрепляет внутренние стимулы жизни

,

ее радость в продолжении рода

.

С позиций гуманитарной безопасности весьма опасными являются решения по сокраще

-

нию часов на русский язык и литературу

,

художественно-эстетические предметы

.

Ведь

именно в русской литературе

,

в отличие от западной

,

отстаиваются идеалы добра и справед

-

ливости

,

высокой духовности

.

Что касается истории

,

то важным здесь является обеспечение

ее безопасности от ложной интерпретации

,

фальсификации

,

искажений

,

а также побуждение

учащихся к ее осмыслению на основе научных знаний

.

Гуманитарная безопасность предпо

-

лагает раскрытие роли и значения интеллекта

,

интеллектуального потенциала для развития

общества и его безопасности

.

Несомненно

,

введение образовательной области ОБЖ

,

высокий статус этой новой школь

-

ной дисциплины потребует

по-новому подойти к кадровой проблеме

,

к квалификации

педагогов

,

ведущих этот предмет

.

К сожалению

,

у меня нет данных об их качественном со

-

ставе сегодня

.

В любом случае мы должны дать ответ на вопрос

:

каким нам видится учитель

ОБЖ

?

Нам следует создать образ

,

построить и сходную

модель специалиста-учителя

ОБЖ

.

По объему и разносторонности решаемых им задач

,

он представляется нам специали

-

стом широкого профиля

,

владеющим основами всех школьных предметов

,

высокими гума

-

нитарными технологиями

,

носителем новейших знаний о стремительно меняющейся эпохе

,

с

хорошей психологической и педагогической подготовкой

,

с харизматическими данными

.

Конечно же

,

учитель ОБЖ соединяет в себе высокий профессионализм с высокими мораль

-

но-нравственными характеристиками

.

В условиях коммерциализации массового образования

и подготовки массового учителя преподаватель ОБЖ остается не просто

,

как сейчас модно

говорить

,

поставщиком образовательных услуг

,

а учителем жизни

.

Специальность учителя

ОБЖ должна стать самой востребованной в обществе и государстве

,

самой престижной в

учительской среде и соответственно

,

самой высокооплачиваемой

.

По штатно-должностному

расписанию

учитель ОБЖ

-

это первый заместитель директора школы

.

Увы

,

готовых учителей ОБЖ нет

.

Оптимальным представляется перепрофилирование ка

-

федр физкультуры в вузах страны в кафедры безопасности жизнедеятельности и физкульту

-

ры

.

Точно также кафедры и факультеты ОБЖ можно было бы создать в медицинских вузах

.

Определенное количество преподавателей ОБЖ следовало бы подготовить в высших военно

-

учебных заведениях

,

особенно с учетом мероприятий по сокращению Вооруженных сил

.

Немалые возможности для повышения квалификации и профессиональной переподготовки

кроются в очно-заочной форме обучения

,

в различных семинарах и факультативах

.

То есть

,

проблема подготовки высококлассных специалистов по ОБЖ вполне разрешима

.

Нужна по

-

литическая воля

,

чтобы запустить этот процесс и поддерживать его в заданных параметрах

.

Проблема становления и развития ОБЖ

,

школы в целом упирается прежде всего в

государственную политику

,

в ее направленность на поддержку образования или в

ущерб ему

.

Только безнравственная власть

,

не думающая о будущих поколениях

,

может

держать учителя

,

который несет огромную ответственность за детей

,

на нищенской зарплате

,

в два раза меньшей прожиточного минимума

.

Приходится удивляться запалу нравственной прочности учителя

,

который оказался вер

-

ным своему долгу

,

вопреки всем невзгодам

.

Но насколько его еще хватит

,

если государст

-

венная политика не изменится и не станет политикой всемерной поддержки учителя и шко

-

лы

,

стабильного и достаточного финансирования образования

,

создания нормальных усло

-

вий для учебно-воспитательного процесса

?

В настоящее время

нет государственного органа

,

который комплексно занимался бы

внедрением и развитием ОБЖ в школе

,

нет системы управления этим процессом

,

хотя

нужда в этом есть большая

.

На наш взгляд

,

таким координирующим

,

управляющим

,

патро

-

нирующим органом должен быть

Совет Безопасности Российской Федерации

-

высшее

государственное учреждение

,

ответственное за национальную безопасность страны

.

К сожа

-

лению

,

наши попытки наладить тесное сотрудничество с Советом Безопасности по данному

вопросу не увенчались успехом

.

Как ни странно

,

он остается в стороне от школы

,

от государ

-

ственного института

,

где

,

собственно

,

и решается судьба Отечества

.

Нам следует все же дос

-

тучаться до Совета Безопасности и побудить его заниматься ОБЖ

.

Для становления образовательной области ОБЖ в школе необходимо соответствующее

информационное обеспечение

.

Нужен прорыв в средства массовой информации

,

на телеви

-

дение

,

в печать

,

в отраслевые журналы

.

Следует формировать позитивное общественное

мнение к предмету

,

находить поддержку ему в местных органах власти

,

общественных орга

-

низациях и движениях

,

в церкви

.

В этом залог необратимости процесса внедрения ОБЖ в

школе

.

С тем

,

чтобы образовательная область ОБЖ быстрее заработала в полную силу

,

принося

общественную пользу

,

необходимы неотложная подготовка и издание учебно

-

методических пособий для преподавателей данного предмета

,

для массового учителя

,

для родителей

.

Был бы очень полезен для них и Энциклопедический словарь по ОБЖ

,

со

-

держащий базисные категории

,

основные понятия по безопасности

,

чтобы и педагогам

,

и ро

-

дителям

,

и учащимся можно было разговаривать на одном языке

.

У нашего Фонда национальной и международной безопасности есть определенный опыт

разработки таких материалов

.

Некоторые из вас

,

видимо

,

помнят наше учебно-методическое

пособие

«

Безопасность человека

»

для преподавателей образовательных учреждений по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности

»,

изданное в начале

1994

года

.

Оно значительно

обгоняло время

,

давая мировоззренческую слагаемую курса

,

к чему мы подходим только

сейчас

.

Мы планируем к началу проведения эксперимента по базовому предмету ОБЖ

в новом учебном году подготовить учебно-методическое пособие для учителя ОБЖ

и

приглашаем всех вас принять участие в этой работе

,

чтобы оно стало коллективным творче

-

ством

.

В настоящее время нами завершается подготовка к изданию Энциклопедического словаря

-

ежегодника

«

Безопасность России

-2000»,

главным потребителем которого

,

как нам хоте

-

лось бы

,

будет учитель

.

Мы очень рассчитываем

,

что учебно-методические материалы най

-

дут поддержку в Министерстве образования

,

в других государственных структурах и будут

изданы

,

пройдя апробацию

,

массовым тиражом

,

что позволит вооружить учителя необходи

-

мыми знаниями

.

Параллельно следует работать и над созданием новых учебников по ОБЖ

для учащихся всех классов

.

И здесь не обойтись без творческих лабораторий

,

комплексных

авторских коллективов

,

специальных комиссий по допуску учебников в школы

.

Наш Фонд национальной и международной безопасности

,

выступивший когда-то одним

из инициаторов введения курса ОБЖ в школе

,

продолжит свои усилия по его закреплению в

качестве новой образовательной области

.

Разработкой проблем ОБЖ у нас непосредственно

занимается

Институт безопасности жизнедеятельности

(

школа

,

вуз

),

директором которого

является хорошо известный вам по многим публикациям и выступлениям Сапронов Влади

-

мир Владимирович

,

один из тех подвижников

,

на которых держится Россия

.

Мы приглашаем

вас к сотрудничеству с этим общественным Институтом в нашем общем деле

.

На ряде международных конференций

,

в частности

,

на научной конференции

«

Интегра

-

ция регионального и глобального сотрудничества в области международной безопасности

»,

проходившей в Москве в Храме Христа Спасителя

5-6

декабря

2000

года

,

нами вносились

предложения для Организации Объединенных Наций рекомендовать ввести предмет

ОБЖ во всех школах и вузах мира

,

потому что невозможно решить главную проблему

XXI

века

-

безопасность жизнедеятельности без коренного и своевременного изменения ментали

-

тета человека и общества с помощью образования

.

Россия является пионером внедрения

этой высокой гуманитарной технологии в систему школьного образования

,

в чем нам

видится конкретное выражение одной из граней ее глобальной всемирно-исторической мис

-

сии

.

Опыт преподавания предмета ОБЖ в российской школе

,

несомненно

,

будет востребован

за рубежом

,

но для нас сегодня важнее максимально использовать его потенциал для спасе

-

ния России

,

ее выживания и благополучного развития

.

Не упустим же свой шанс

!



Современный спорт: проблемы и решения
  • ОБЖ
Описание:

Современный спорт представляет собой мощную индустрию, включающую особую систему производства спортивных рекордов. В ней задействованы наряду со спортсменами и тренерами менеджеры, спортивные врачи, психологи, научные сотрудники. Средства массовой информации постоянно «раскручивают» широкомасштабные соревнования до уровня главных событий жизни общества. Тем не менее, не следует представлять современный спорт как единый феномен, имеющий одну цель, функции и общие закономерности развития. Современный спорт многолик и разнообразен. В систему спорта входят такие его разновидности, как массовый, детско-юношеский, школьный, студенческий спорт решающие задачи оздоровления и формирования спортивной культуры подрастающего поколения. Спорт высших достижений (олимпийский и профессиональный спорт) направлен на достижение высоких спортивных результатов и побед. Эти разновидности объединяют общие функции: зрелищная, политическая, экономическая. Спорт высших достижений транслирует особый образец стиля жизни, путь достижения успеха, демонстрирует высокую спортивную технику, умение обыграть соперника. Для многих зрителей эта модель становится эталоном для подражания не только в спорте, но и в других сферах жизнедеятельности. Однако спорт высших достижений породил большое количество противоречий, которые не позволяют современному спорту позитивно развиваться, зачастую дискредитируют его и формируют негативное отношение людей, особенно родителей, к спортивным занятиям. Все чаще общественное мнение оценивает современный спорт как опасную для человека сферу деятельности. Цель исследования: провести социологический анализ противоречий современного спорта и предложить пути их преодоления.

Автор Ибрагимов Алим Редиванович
Дата добавления 17.05.2016
Раздел ОБЖ
Подраздел Другое
Просмотров 271
Номер материала MA-066956
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓