Современные
подходы
к организации
уроков иностранных языков
в условиях
перехода на федеральные государственные
образовательные
стандарты второго поколения.
В 2010
году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации новый ФГОС НОО,
который предполагает пересмотр форм и методов обучения, начиная с начальной
школы и заканчивая старшей.
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в
школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции,
понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на
основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и
коммуникативных умений в совокупности ее составляющих — речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция —
готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать
свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция —
готовность и способность применять языковые знания (фонетические,
орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для
выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым
по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на
изучаемом языке.
Социокультурная компетенция—
готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе
знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций,
менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,
интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения;
сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять
общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям
другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические
факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе
общения.
Компенсаторная компетенция —
готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе
межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств,
страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных
сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция —
готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков,
владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и
умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в
том числе с использованием современных информационных технологий.
Универсальные учебные действия
(общеучебные умения):
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности возможно с
помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под
руководством учителя;
- составлять план выполнения задачи, проекта в группе
под руководством учителя;
- оценивать ход и результаты выполнения задачи,
проекта;
- критически анализировать успехи и недостатки
проделанной работы.
познавательные:
- самостоятельно находить и отбирать для решения
учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из
Интернета;
- выполнять универсальные логические действия:
—анализ (выделение признаков),
—синтез (составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием),
—выбирать основания для сравнения, классификации
объектов,
—устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
—выстраивать логическую цепь рассуждений,
—относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
—обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного
конспекта,
—составлять простой план текста (в виде ключевых слов,
вопросов);
коммуникативные:
- четко и ясно выражать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою;
- организовывать учебное взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг с другом);
Процесс
реализации новых стандартов проявляется главным образом в перестройке организации
урока и деятельности учащихся. В соответствии с современными требованиями
учитель должен составлять технологическую карту урока.
Т.К. – это новый вид
методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание
учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения.
Структура технологической карты:
ü Название темы с
указанием часов, отведенных на ее изучение;
ü Планированируемые
результаты (предметные, личностные, метапредметные).
ü Межпредметные
связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)
ü Этапы
изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый
результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические
задания на проверку его понимания и усвоения);
ü Контрольное
задание на проверку достижения планируемых результатов.
Т.К. – это способ графического
проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным
учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К. раскрывают
общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса,
обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования
личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих
требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Этапы создания Т.К.
1 этап «Самоопределение
в деятельности» На данном этапе организуется стимулирование интереса учащихся
к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.
2 этап
«Учебно-познавательная деятельность» Организуется
освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного
задания.
3 этап «Интеллектуально-преобразовательной
деятельности». Для выполнения ситуативного задания,
учащиеся выбирают уровень выполнения (информационный, импровизационный,
эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и
самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
4 этап «Рефлексивной
деятельности» . Соотносится полученный результат с поставленной целью и
проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению
ситуативного задания в рамках изучаемой темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно
создать Т.К. урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие
затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизацию
содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом
этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки
деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Озвучивает тему и цель урока.
-Уточняет понимание учащимися целей урока.
-Выдвигает проблему
-Создает эмоциональный настрой на..
-Формулирует задание…
- Напоминает обучающимся, как …
-Предлагает индивидуальные задания
-Проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Обеспечивает мотивацию выполнения…
-Контролирует выполнение работы.
-Осуществляет:
·
Индивидуальный контроль;
·
Выборочный контроль.
-Побуждает к высказыванию своего мнения
-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на
уроке.
-Диктует.
- Дает:
·
Комментарий к домашнему заданию;
·
Задание на поиск в тексте особенностей…
-Организует:
·
Взаимопроверку;
·
Коллективную проверку;
·
Проверку выполнения упражнения;
·
Беседу по уточнению и конкретизации первичных
знаний;
·
Оценочные высказывания обучающихся;
·
Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план
действий);
·
Самостоятельную работу с учебником;
·
Беседу, связывая результаты урока с его целями.
-Подводит учащихся к выводу о … помогает
-Наводящими вопросами помогает выявить
причинно-следственные связи в …
-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество
одноклассников.
-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной
деятельности обучающихся на уроке.
|
-Записывают слова,
предложения.
-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.
-Выполняют упражнения в тетради.
-По очереди комментируют…
-Обосновывают выбор написания…
- Приводят примеры.
-Пишут под диктовку.
- Проговаривают по цепочке.
- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы
-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
-Составляют схемы слов (предложений).
-Проводят морфемный анализ слов.
-Отвечают на вопросы учителя.
-Выполняют задания по карточкам.
-Называют правило, на которое опирались при выполнении
задания.
-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу
вслух.
-Озвучивают понятие..
- Выявляют закономерность …
-Анализируют…
-Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
-Объясняют свой выбор.
-Высказывают свои предположения в паре.
-Сравнивают…
-Читают текст.
-Читают план описания…
-Подчеркивают характеристики…
-Находят в тексте понятие, информацию.
-Слушают стихотворение и определяют…
-Высказывают свое мнение.
-Осуществляют:
·
Самооценку;
·
Самопроверку;
·
Взаимопроверку;
·
Предварительную оценку.
-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
-Называют основные позиции нового материала и как они их
усвоили (что получилось …
|
Технологическая
карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в
котором представлено описание от цели до результата с использованием
инновационной технологии работы с информацией.
Технологической
карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность
и обобщённость.
Технологическая
карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала,
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя и деятельность обучающихся.
При
составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим
параметрам:
1)
Название этапа урока.
2)
Цели этапа урока.
3)
Содержание этапа.
4)
Деятельность учителя.
5)
Деятельность учащихся.
6)
Формы работы.
7)
Результат.
Этапы
работы над технологической картой:
1.
Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2.
Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3.
Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4.
Формулировка цели каждого этапа урока.
5.
Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6.
Выбор форм работы на уроке:
-
индивидуальная;
-
фронтальная;
-
парная;
-
групповая.
7.
Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.