Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыСовременные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Скачать материал

Современные подходы

к организации уроков иностранных языков

в условиях перехода на федеральные государственные

образовательные стандарты второго поколения.

 

            В 2010 году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации новый ФГОС НОО, который предполагает пересмотр форм и методов обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшей.

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция —  готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

регулятивные:

- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;

- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;

- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;

- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.

познавательные:

- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;

- выполнять универсальные логические действия:

—анализ (выделение признаков),

—синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

—выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

—устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

—выстраивать логическую цепь рассуждений,

—относить объекты к известным понятиям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

—обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,

—составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);

коммуникативные:

- четко и ясно выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

 

            Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с современными требованиями учитель должен составлять технологическую карту урока.

            Т.К. – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Структура технологической карты:

ü  Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

ü  Планированируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные).

ü  Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)

ü  Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

ü  Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

            Т.К. – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К. раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы создания Т.К.

1 этап «Самоопределение в деятельности» На данном этапе организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

2 этап «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.

3 этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности». Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информационный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.

4 этап «Рефлексивной деятельности» . Соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать Т.К. урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизацию содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Озвучивает тему и цель урока.

-Уточняет понимание учащимися целей урока.

-Выдвигает проблему

-Создает эмоциональный настрой на..

-Формулирует задание…

- Напоминает обучающимся, как …

-Предлагает индивидуальные задания

-Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Обеспечивает мотивацию выполнения…

-Контролирует выполнение работы.

-Осуществляет:

·         Индивидуальный контроль;

·         Выборочный контроль.

-Побуждает к высказыванию своего мнения

-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

-Диктует.

- Дает:

·         Комментарий к домашнему заданию;

·         Задание на поиск в тексте особенностей…

-Организует:

·         Взаимопроверку;

·         Коллективную проверку;

·          Проверку выполнения упражнения;

·         Беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

·         Оценочные высказывания обучающихся;

·         Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

·         Самостоятельную работу с учебником;

·         Беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Подводит учащихся к выводу о … помогает

-Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в …

-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

 

-Записывают слова, предложения.

-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.

-Выполняют упражнения в тетради.

-По очереди комментируют…

-Обосновывают выбор написания…

- Приводят примеры.

-Пишут под диктовку.

- Проговаривают по цепочке.

- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы

-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

-Составляют схемы слов (предложений).

-Проводят морфемный анализ слов.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Выполняют задания по карточкам.

-Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

-Озвучивают понятие..

- Выявляют закономерность …

-Анализируют…

-Определяют причины…

- Формулируют выводы наблюдений.

-Объясняют свой выбор.

-Высказывают свои предположения в паре.

-Сравнивают…

-Читают текст.

-Читают план описания…

-Подчеркивают характеристики…

-Находят в тексте понятие, информацию.

-Слушают стихотворение и определяют…

-Высказывают свое мнение.

-Осуществляют:

·         Самооценку;

·         Самопроверку;

·         Взаимопроверку;

·         Предварительную оценку.

-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось …

 

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

 

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

 

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

 

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

 

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм  работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

- парная;

 - групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на ФГОС второго поколения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая публикация содержит теоретический материал о современных подходах к организации уроков иностранных языков.В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.Учителю необходимо формировать у учащихся универсальные учебные действия. В данной публикации рассмотрены их основные виды.Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с современными требованиями учитель должен составлять технологическую карту урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.04.2020 90
    • DOCX 23.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркина Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркина Надежда Юрьевна
    Маркина Надежда Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91584
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Современные методы развития навыков эффективного и уверенного общения на английском языке у старших школьников

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 674 человека

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель английского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс профессиональной переподготовки

Китайский язык: теория и методика обучения иностранному языку в образовательной организации

Учитель китайского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек