Совместное с детьми родительское собрание
«Я тебя внимательно слушаю…»
Составитель: Мелкумова
Н.В. учитель МОУ гимназия №3 имени А.Н. Островского г. Кинешма
Цель: актуализация
проблемы взаимопонимания и одной из его составляющей – внимательное слушание.
Задачи: - заострить
внимание на проблеме «внимательного слушания»
- сформировать навыки
внимательного слушания
- развитие чувства
толерантности
- налаживание контакта между
детьми и их родителями
Оборудование: 1)
раздаточный материал (карточки разных цветов 5-6 видов по количеству групп,
тесты, карточки с заданиями, чистые листы бумаги, рисунок на ватмане)
2) компьютер
Особенность: тема
мероприятия заранее не оглашается, она будет названа самими участниками.
Участники: дети
(7-8 класс) и их родители.
Вид работы:
групповой.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент: детям
предлагается выбрать карточку с любым цветом
(цветов 5-6 видов по количеству групп), далее
родители с детьми рассаживаются по группам, соответственно выбранным цветам.
Это позволяет не только разбить участников на группы, но и посмотреть их
эмоциональный настрой.
2. Определение темы мероприятия:
учитель (ведущий) предлагает послушать притчу и
спрашивает о чем эта притча и о чем сегодня
пойдет речь.
Притча:
Отправил как-то один царь гонца к царю
соседних земель.
Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды,
начал излагать поручение своего владыки:
— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… белую лошадь с чёрным
хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…
— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему
царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…
Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца.
Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.
Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю
войну.
Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец
оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы
обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам,
второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с чёрным хвостом, а
если не дашь, то…»?
— «…пошли лошадь другой масти», — продолжил царь. — Вот и все, что я имел в
виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а
если бы была, то…»?
— «…непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», — ответил второй
царь
Далее оглашается тема мероприятия (желательно
ее записать на доске) «Я тебя внимательно слушаю…».
3. Практическая часть:
Всем участникам предлагается тест, чтобы
проверить: «А умеем ли мы внимательно слушать?». Отвечать либо да, либо нет.
Тест «Умеете ли
вы слушать?»
1.
Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то
разговариваешь?
2.
Делаешь ли только вид, что слушаешь, а сам думаешь
о другом?
3.
Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4.
Ты часто перебиваешь собеседника?
5.
Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6.
Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7.
Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда
слушаешь других?
Ключ к тесту: чем больше у вас ответов “да”,
тем хуже вы умеете слушать.
Анализ результатов показывает, что далеко не
все мы внимательные слушатели. Почему? В чем проблема? Как помочь ее решить?
Попробуем ответить на эти вопросы ,выполнив некоторые задания.
Задания для работы в группах:
1)
Каждой группе предлагается одна ситуация, которую
после недолгого обсуждения нужно обыграть. Представить диалог ребенка и
родителя, но родителя будет изображать ребенок и наоборот. Далее совместное обсуждение
увиденного и анализ: «Почему же диалога не получается?»
Ситуации:
·
Ребенок приходит домой опять с плохой оценкой…
·
Мама (папа) требуют выключить компьютер, но сын
(дочь) не слышит…
·
Девочка отказывается заплетать косу, а мама
настаивает
·
Мальчик не хочет одевать под пиджак рубашку,
поэтому родители ругают его…
·
Взрослые приходят домой с работы, а там беспорядок…
·
Надо выбросить мусор, просят об этом ребенка, а он
не может оторваться от компьютера…
Из анализ ситуаций видно,
что мы не умеем обращаться к слушателю, не умеем слушать, не умеем находить
компромисс. Решить все проблемы сразу не возможно, но можно попытаться
выработать некоторые навыки внимательного слушания.
2)
Работа с теми же ситуациями, но попытаться
переделать обращения из «Ты высказывания» в «Я – высказывание». Например, «Ты
такой лентяй!» в «Я очень переживаю, что у меня нет помощника!». И ситуацию
(диалог) обыграть снова. Далее проанализировать вместе то, что получится.
3)
Задание «Услышь меня...»: один ученик работает у
доски. Слушая высказывания других участников, он воспроизводит рисунок на доске
(или ватмане). От каждой группы вслух произносится по одному предложению,
описывающему рисунок, который показывает ведущий. Затем сопоставляются
рисунки. Это задание тренирует умение слышать и говорить.
4)
Работа с крылатыми изречениями: группам раздаются
листочки с высказываниями, которые они должны будут объяснить после нескольких
минут обсуждения.
Крылатые изречения:
·
Чтобы было о чем с кем-то поговорить, сначала надо
его услышать…
·
Языковой барьер – это не разность наречий, это
когда каждый говорит и голос собственный заглушает голос собеседника..
·
Хочешь стать красноречивым – научись внимать
сперва. Тот, кто слушать не умеет, сможет ли найти слова?
·
Не всякий умеет слушать человека. Иной слушает
слова, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил
«подголосков», «теней звука» «под голосом», - а в них-то, и при том в них
одних, говорила душа.
·
Понимание – это улица с двусторонним движением.
·
Счастье – это когда тебя понимают.
5)
«Правила»: каждая команда разрабатывает правила
внимательного слушания. (В это время звучит песня группы Машина Времени «Давайте
делать паузы в словах…») Далее эти правила зачитываются и анализируются, составляется
единый свод правил. Работы вывешиваются на доске, общий свод правил
записывается также на доске.
6)
Примерные памятки с правилами (заранее
заготовленные) раздаются участникам.
Правила «Как внимательно слушать»:
- Дать собеседнику понять, что вы его
слушаете, для этого выслушать, а затем повторить все сказанное своими
словами, переспросить, правильно ли поняты его слова
- Слушая собеседника, следите за его мимикой
и жестами, анализируйте их. Часто слова и мимика не совпадают.
- Поддержите, подбодрите, улыбнитесь,
обнимите, посмотрите в глаза, возьмите за руку
- Следите за тоном своего ответа собеседнику.
- Не допускайте насмешек
- Поддерживайте разговор, показывайте
заинтересованность.
7)
Ведущий завершает встречу стихотворением и
пожеланием добиться успеха в этом нелегком труде внимательного слушания.
Стихотворение:
Есть
два процесса самых важных.
Их невозможно переоценить.
Один из них уменье слушать,
Другой, уменье говорить.
Наш ум все время в напряжение,
Не отдыхает никогда,
И ночью нет ему покоя,
И днем сплошная суета.
И в этом напряженном ритме,
Не в состояние мы понять,
Что Истину, мы, не слышим,
А то, что говорим, сплошная ерунда.
Но как исправить положение?
Как вычистить от мусора наш ум?
Процесс конечно не из легких,
Но кто сказал, что жизнь проста?
4. Заключение: Ведущий рассказывает,
какое настроение кроется за выбранными участниками в самом начале цветами и
просит на обратной стороне карточки написать какой теперь они бы выбрили цвет и
какие бы темы для дальнейших встреч они бы предложили.
Литература:
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о
хорошей речи. - М.: 1997.
- Психология
внимания. Хрестоматия. /ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо,
2001.
- your-mind.ru›lasta/texniki-effektivnogo-
- hkola-malinovka.narod.ru›DswMedia/roditel…
- inter-svadba.com›showthread.php?t=87503
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.