Совместная деятельность семьи и школы по
созданию условий
для успешной социализации личности.
Семья и школа – это берег и море. На берегу
ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед
ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль
Семья играет
главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и
нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются
равноправными членами учебно-воспитательного процесса, следовательно, нам
педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским
коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной
социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную
жизнь.
Основная цель
педагога (в большей степени классного руководителя) в организации
взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы помочь современной семье в
деле
воспитания и образования детей, создать условия для предупреждения
появления отчуждения между ребенком и семьей. Ведущую социальную роль в
становлении личности играют целенаправленное общение с семьей, положительные
жизненные примеры и духовные ценности. Взаимодействие школы и семьи должно быть
индивидуальными, конкретно - направленным. Считаю, что в воспитании общие
рекомендации, инструкции, методические разработки неуместно. Рекомендации данные
одной семье нельзя использовать для другой семьи. Особое внимание и поддержка
необходима семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. Задачами нашей школы
по организации работы с семьей являются:
-
психолого-педагогическое сопровождение родителей;
-информирование
родителей;
- воспитание у родителей чувства уверенности в
своих силах;
- обучение родителей общению с детьми;
- оказание помощи в выстраивании отношений с
ребенком;
- вовлечение родителей в управление образовательным
процессом.
Воспитание ребенка в семье
строится на любви, опыте, традициях, личном примере. Такое взаимодействие
позволяет нам педагогам находить нужные слова при общении с родителями, видеть
в родителях своих союзников. Родители не всегда должны говорить о своем
ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно учить родителей искать и
находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Школа была, есть и остается
одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс
и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Что же ожидают от
совместной работы все участники образовательного процесса?
Педагогический коллектив:
- Неформальные отношения с семьями
воспитанников;
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи
в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм;
- Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам;
- Установление делового взаимодействия между педагогом
и семьей, общение и взаимопонимание;
- Изучение особенностей семьи;
- Повышение педагогической компетентности родителей.
Родители:
•
Повышение педагогической компетенции;
•
Возбуждение интереса родителей к себе как к
педагогам – воспитателям;
•
Обогащение опыта психологическими,
педагогическими и валеологическими знаниями;
•
Подготовки их ребенка к социальным
отношениям
В нашей школе определены
следующие направления работы с семьями учащихся:
Психолого-педагогическое
сопровождение родителей;
Формирование
здорового образа жизни;
Профориентационная
работа;
Поисково-краеведческая
работа;
Традиции
школы;
Нетрадиционные
формы работы;
Досуг.
Психолого – педагогическое сопровождение родителей
включает:
•
Диагностику
семьи;
•
Консультационно
– просветительную работа;
•
Коррекционная
работа
Преимущественной считаю индивидуальную работу с родителями.
Находясь наедине с педагогом, психологом, родители откровеннее рассказывают о
проблемах внутри семьи. Большое внимание при работе с родителями уделяю
диагностической деятельности. Изучение семей учащихся позволяет мне ближе
познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и
обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения
семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики:
наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги,
материалы детского творчества, интерактивные игры ( Анкетирование «Знакомство с
родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок»,
методики «Неоконченные предложения», «Наказания в семье», рисуночный тест
«Выходной день в моей семье», тест «День рождения в моей семье»,
сочинение-размышление», тест «Я-родитель, я – приятель», определение самостоятельности
ребенка, выявление эмоциональной атмосферы в семье и др.). Неоценимую помощь
при работе в данном направлении оказывает психолог школы. Им ведется большая
просветительная работа с родителями. Целью психологического сопровождения
родителей является содействие педагогическому коллективу в создании
социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и
обеспечивающие психологические условия для охраны здоровья и развития личности
обучающихся, их родителей (законных представителей), поддержании благоприятного
психологического климата в коллективе, обеспечение сохранения психического
здоровья всех участников общеобразовательного процесса. Коррекционно-
развивающие занятия для учащихся и их родителей проводились по следующим программам:
«Я — первоклассник»(Е.В.Шарапановская, Е.В.Шваб); «Школа
пятиклассника»(А.В.Семченко), Программа сопровождения слабоуспевающих учеников.
Во время «Часов общения» учащиеся и родители знакомились с приёмами
самопознания и самовоспитания сильного характера: «Какой я. Мой характер», «Мои
поступки. Как отражаются на моей семье», «Дружба и взаимоотношения в семье»,
«Становлюсь увереннее», «Какие мальчики, какие девочки», «Родители и взрослые
дети» и т.д..
Формирование здорового образа жизни включает в себя
следующие виды совместной работы: кружок «Мы и здоровье» (зачастую занятия
кружка ведут сами родители), спортивные семейные праздники «Папа, мама, я –
спортивная семья», Дни здоровья, совместное посещение лыжной базы, ДЮСШ и тд.,
встречи, выпуск стенгазет, бюллетеней, оформление стендов, уголков для
родителей, буклетов (уголок «Воспитание ребенка – наша общая задача», буклеты
для родителей «Советы психолога», «Лучшее в воспитании», «Особенности
подросткового возраста» и др. Такие уголки создаются в помощь учителю по
осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их
педагогической воспитательной культуры.
Направление «Традиции школы» - это вовлечение родителей в
управление школой (родительский комитет, Управляющий совет школы). Наши
родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это традиционные
встречи-праздники День Матери, День отца, Праздник мам и бабушек, конкурс
«Самая музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс радушных хозяек,
концерты художественной самодеятельности «Школьные звездочки», «Танцуй и пой».
Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще
неизвестные стороны их таланта и увлечений
Формы досуга,
пусть даже не систематические, а единичные коллективные дела класса,
проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Примером может служить вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором
демонстрировались поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное
время.
Поисково-краеведческое работа направлена на изучение истории
семей, составление генеалогического древа. Результатом совместной работы учащихся,
классного руководителя и учащихся является проект «Истории семей моих
одноклассников в истории России», который признан лучшим проектом в районе,
представлен на краевом и региональном конкурсах.
К нетрадиционным формам работы с родителями мы отнесли основную
форму работы - родительское собрание - круглый стол, родительское собрание –
тренинг, родительское собрание – праздник, родительское собрание – игра,
родительское собрание – просмотр фильма и т.д. Такие формы работы сближают
учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее
оптимальные пути воздействия на ребенка. Интересно проходят выступления родителей
перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности,
о традициях и праздниках семьи. В своей практике тематику родительских
собраний определяю на основе изучения целей и задач работы школы с родителями
и исходя из запросов родителей класса, так наиболее удачно прошли собрания:
собрание – тренинг «Без сердца что поймем?», «Роль отца и матери в семье»,
«Ваш ребенок влюблен…», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Профессии,
которые выбирают наши дети», «Как научить сына или дочь говорить «нет»».
В нашей школе давно практикуется
проведение родительских конференций, («Как помочь ребенку учиться»», «Игра в
жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростка» и т.п.). Основной задачей
родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания,
распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Такая форма полезна для всех
участников образовательного процесса: учителя могут получить со стороны
родителей большую информацию и наоборот.
Особую роль в своей деятельности отвожу ролевым играм.
Эта форма
коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности
педагогических умений участников образовательного процесса. Темами ролевых игр
с родителями выбираю следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы»,
«Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы,
состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение
возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно
проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения
участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной
ситуации способ действий.
Профорентационная работа направлена на знакомство с
профессиями родителей (встречи, беседы, практикумы); посещение
предприятий и организаций, где работают родители
В установлении общения меду участниками образовательного хороший
результат дают такие виды совместной деятельности, как организация экскурсий и
походов и поездок по селу и краю, совместное посещение кинотеатра, театра,
выставок и т.д.
В нашей школе давно работает клуб для родителей
«Откровение» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы
организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей,
педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу
вовлекаем не только педагогов школы, но и работников Центра социальной помощи
семье и детям, Центра социальной защиты населения, медицинских работников.
Кроме того до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и
будущих школьников к их новым обязанностям, через работу «Школы будущего
первоклассника». Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия
родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами,
социальным педагогом (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста,
учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия
проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители
знакомятся с работой и традициями школы, готовятся стать помощниками в работе с
классным коллективом.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но необходимо
делать правильный выбор, учитывая особенности работы с данным коллективом
родителей, особенности системы работы школы. Необходимо подключать родителей к
анализу воспитанности школьников. Это не только способ более глубокого
познания родителями своих детей, но и стимул самообразования самих родителей. У
них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть разнообразными
методами семейного воспитания. Правильное педагогическое руководство семейным
воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию. Грамотная и
целенаправленная организация взаимодействие педагогов и родителей
осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной
педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и
ответственности за воспитание детей.
• Уважайте личность ребёнка. Не допускайте
произвола в своих действиях.
• Формируйте адекватную самооценку. Человек с
низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт
авторитетов, не считается с мнением других.
• Приобщайте ребёнка к реальным делам семьи.
Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.
• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его
проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать
усилия для достижения цели.
• Учите ребёнка планировать, составлять план
действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
• Научите его общаться с другими детьми,
людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.
• Формируйте у ребёнка нравственные качества: доброту,
порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.