Главная / Классному руководителю / Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.


Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий

для успешной социализации личности.


Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль


Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Основная цель педагога (в большей степени классного руководителя) в организации взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, создать условия для предупреждения появления отчуждения между ребенком и семьей. Ведущую социальную роль в становлении личности играют целенаправленное общение с семьей, положительные жизненные примеры и духовные ценности. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, конкретно - направленным. Считаю, что в воспитании общие рекомендации, инструкции, методические разработки неуместно. Рекомендации данные одной семье нельзя использовать для другой семьи. Особое внимание и поддержка необходима семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. Задачами нашей школы по организации работы с семьей являются:

- психолого-педагогическое сопровождение родителей;

-информирование родителей;

- воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах;

- обучение родителей общению с детьми;

- оказание помощи в выстраивании отношений с ребенком;

- вовлечение родителей в управление образовательным процессом.

Воспитание ребенка в семье строится на любви, опыте, традициях, личном примере. Такое взаимодействие позволяет нам педагогам находить нужные слова при общении с родителями, видеть в родителях своих союзников. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно учить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Что же ожидают от совместной работы все участники образовательного процесса?

Педагогический коллектив:

- Неформальные отношения с семьями воспитанников;

- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм;

- Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам;

- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

- Изучение особенностей семьи;

- Повышение педагогической компетентности родителей.

Родители:

  • Повышение педагогической компетенции;

  • Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям;

  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;

  • Подготовки их ребенка к социальным отношениям

В нашей школе определены следующие направления работы с семьями учащихся:

  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей;

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Профориентационная работа;

  • Поисково-краеведческая работа;

  • Традиции школы;

  • Нетрадиционные формы работы;

  • Досуг.

Психолого – педагогическое сопровождение родителей включает:

  • Диагностику семьи;

  • Консультационно – просветительную работа;

  • Коррекционная работа

Преимущественной считаю индивидуальную работу с родителями. Находясь наедине с педагогом, психологом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутри семьи. Большое внимание при работе с родителями уделяю диагностической деятельности. Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры ( Анкетирование «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок», методики «Неоконченные предложения», «Наказания в семье», рисуночный тест «Выходной день в моей семье», тест «День рождения в моей семье», сочинение-размышление», тест «Я-родитель, я – приятель», определение самостоятельности ребенка, выявление эмоциональной атмосферы в семье и др.). Неоценимую помощь при работе в данном направлении оказывает психолог школы. Им ведется большая просветительная работа с родителями. Целью психологического сопровождения родителей является содействие педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающие психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), поддержании благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечение сохранения психического здоровья всех участников общеобразовательного процесса. Коррекционно- развивающие занятия для учащихся и их родителей проводились по следующим программам: «Я — первоклассник»(Е.В.Шарапановская, Е.В.Шваб); «Школа пятиклассника»(А.В.Семченко), Программа сопровождения слабоуспевающих учеников. Во время «Часов общения» учащиеся и родители знакомились с приёмами самопознания и самовоспитания сильного характера: «Какой я. Мой характер», «Мои поступки. Как отражаются на моей семье», «Дружба и взаимоотношения в семье», «Становлюсь увереннее», «Какие мальчики, какие девочки», «Родители и взрослые дети» и т.д..

Формирование здорового образа жизни включает в себя следующие виды совместной работы: кружок «Мы и здоровье» (зачастую занятия кружка ведут сами родители), спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», Дни здоровья, совместное посещение лыжной базы, ДЮСШ и тд., встречи, выпуск стенгазет, бюллетеней, оформление стендов, уголков для родителей, буклетов (уголок «Воспитание ребенка – наша общая задача», буклеты для родителей «Советы психолога», «Лучшее в воспитании», «Особенности подросткового возраста» и др. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры.

Направление «Традиции школы» - это вовлечение родителей в управление школой (родительский комитет, Управляющий совет школы). Наши родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это традиционные встречи-праздники День Матери, День отца, Праздник мам и бабушек, конкурс «Самая музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс радушных хозяек, концерты художественной самодеятельности «Школьные звездочки», «Танцуй и пой». Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их таланта и увлечений

Формы досуга, пусть даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Примером может служить вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрировались поделки, сувениры — все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Поисково-краеведческое работа направлена на изучение истории семей, составление генеалогического древа. Результатом совместной работы учащихся, классного руководителя и учащихся является проект «Истории семей моих одноклассников в истории России», который признан лучшим проектом в районе, представлен на краевом и региональном конкурсах.

К нетрадиционным формам работы с родителями мы отнесли основную форму работы - родительское собрание - круглый стол, родительское собрание – тренинг, родительское собрание – праздник, родительское собрание – игра, родительское собрание – просмотр фильма и т.д. Такие формы работы сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия на ребенка. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, о традициях и праздниках семьи. В своей практике тематику родительских собраний определяю на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса, так наиболее удачно прошли собрания: собрание – тренинг «Без сердца что поймем?», «Роль отца и матери в семье», «Ваш ребенок влюблен…», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как научить сына или дочь говорить «нет»».

В нашей школе давно практикуется проведение родительских конференций, («Как помочь ребенку учиться»», «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростка» и т.п.). Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Такая форма полезна для всех участников образовательного процесса: учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Особую роль в своей деятельности отвожу ролевым играм. Эта форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников образовательного процесса. Темами ролевых игр с родителями выбираю следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Профорентационная работа направлена на знакомство с профессиями родителей (встречи, беседы, практикумы); посещение предприятий и организаций, где работают родители

В установлении общения меду участниками образовательного хороший результат дают такие виды совместной деятельности, как организация экскурсий и походов и поездок по селу и краю, совместное посещение кинотеатра, театра, выставок и т.д.

В нашей школе давно работает клуб для родителей «Откровение» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников Центра социальной помощи семье и детям, Центра социальной защиты населения, медицинских работников. Кроме того до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новым обязанностям, через работу «Школы будущего первоклассника». Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами, социальным педагогом (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители знакомятся с работой и традициями школы, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но необходимо делать правильный выбор, учитывая особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы. Необходимо подключать родителей к анализу воспитанности школьников. Это не только способ более глубокого познания родителями своих детей, но и стимул самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть разнообразными методами семейного воспитания. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию. Грамотная и целенаправленная организация взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.







Правила воспитания ребёнка в семье

• Уважайте личность ребёнка. Не допус­кайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребёнка к реальным де­лам семьи. Требуйте выполнения посиль­ных для него домашних обязанностей, по­ручений.

• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• Учите ребёнка планировать, состав­лять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных дейст­вий.

• Научите его общаться с другими деть­ми, людьми. Демонстрируйте оптималь­ную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребёнка нравственные ка­чества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.


























hello_html_m4d466bb7.png

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.
  • Классному руководителю
Описание:
  • Семья и школа – это берег и море.  На берегу  ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а  потом перед  ним  открывается  необозримое  море  знаний, и  курс в  этом море прокладывает школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега...                   Л.  А.  Кассиль
  • Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного  процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Автор Анцупова Оксана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 28832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓