Советы
по организации самообразования
Одним
из условий повышения качества работы учреждения образования является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня. Задача старшего педагога – оказать помощь конкретному
педагогу в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или
являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге
определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.
Постоянная
работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики
педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка.
Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических
основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и
компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему
мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно
стать потребностью каждого педагога.
Самообразование – это
целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических
знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных
навыков и умений в свете современных требований педагогической и
психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода
времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование
педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе
самообразования педагогов могут быть:
• Ознакомление
с новыми нормативными документами по вопросам обучения и воспитания;
• Изучение
учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление
с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии и
т.п.;
• Изучение
новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление
с передовой практикой учреждений образования;
• Повышение
общекультурного уровня.
Реализуя
дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального
развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования
соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для
молодых специалистов:
• Осознание
ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Адаптация
к педагогической деятельности;
• Формирование
основ педагогического мастерства;
• Развитие
умений и конструктивных способностей.
Для
педагогов, работающих свыше 3 лет:
• Овладение
способами проектирования педагогического процесса с целью повышения его
эффективности и качества в условиях современного образования;
• Формирование
умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных
знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для
опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие
способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте
тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа
общества;
• Проявление
творческого потенциала педагога;
• Пропаганда
своих достижений;
• Развитие
исследовательской деятельности.
Тематикой
самообразования также может быть:
• одна
из годовых задач учреждения образования;
• проблема,
которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение
знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность
педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и
помощи старшего педагога.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы работы по самообразованию
|
Деятельность
|
педагога
|
старшего воспитателя
|
1.
|
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности,
осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач
|
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности
педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой:
индивидуальные беседы, анкетирование
|
2.
|
Планирование работы по самообразованию
|
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога
|
3.
|
Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом,
выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)
|
Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной,
методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег»,
«Лучшее от каждого – коллективу» и др.
|
4.
|
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений
на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми)
|
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий
и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических
материалов
|
5.
|
Подведение итогов самообразования
|
Привлечение к проведению индивидуальной или групповой
консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого
просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.