Н.П. Малеева
МБОУ «СОШ 39»г. Братск
Методические подходы к организации процессов
изложения и контроля учебного материала.
Современная педагогическая наука по-новому
рассматривает содержание образования. Модернизация российского образования
направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на
изменение походов к методике преподавания, расширения арсенала методических
приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении
изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей
решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят
ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает
у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети –
отрицательное отношение. Поэтому в образовании важно, чтобы ученик не был
пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию,
обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в
дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.
Необходимость развивать общую культуру учащихся
продиктована самой жизнью, социальным заказом, которое предъявляет современное
общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать
социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные
задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимы
самые оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для
расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся.
По мнению М.А. Данилова, «правильная» организация
обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью,
повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной,
групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и
хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности
урока. Приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных
результатов.
Сочетание дифференцированного и индивидуального
подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока
к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер
«разносторонней интеллектуальной жизни», дающей «интеллектуальную радость» как
сильному, так и слабому учащемуся.
Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход
становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и
для развития сильных учеников.
Организация дифференцированного подхода в обучении
требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного
процесса. В чем же заключается методика дифференцированной работы на уроке?
Урок-это логически законченный, целостный,
ограниченный определенными временными рамками учебно-воспитательный процесс.
Содержание. Подбор учебного материала ведется соответственно
поставленной цели, осуществляется с помощью учебных программ, учебников,
методических пособий, дидактических материалов и т.д. Изложение материала на
уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике.
Объяснение материала нового эффективно, если содержание передаваемой информации
и формы ее подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, что
достигается при достаточной мотивации, при объяснении прикладной ценности, при
изложении новой темы на высоком научном уровне, при создании условий для
сознательного и прочного усвоения.
Научность изложения наиболее естественно
обеспечивается тогда, когда учитель строго следует плану, принятому в учебнике.
Доступность и наглядность изложения необходимое условие для восприятия
материала, поэтому допускается оформление на доске схем изучаемого материала,
содержащие все важные идеи и выкладки, следствия, причины, формулировки теорем,
чертежи, использование мультимедийного оборудования. Для формирования навыков
самообразования следует на уроке обучать учеников умению работать с книгой.
Постигать абстрактность математических понятий с помощью моделирования.
Изучение нового материала. Дифференциация проявляется по отношению ко
всем учащимся уже со второго урока новой темы. Одни учащиеся работают по
образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие – сосредотачиваются
на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, третьи –
переходят от обязательных заданий к творческим.
Необходимость внедрения дифференцированного подхода на
современном этапе подтверждается практикой: ученики учатся самоорганизации,
умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации
к обучению. Ученик становится активным участникам педагогического процесса.
Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока
формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему
убеждению.
Учет знаний учащихся на уроке. На этом этапе можно организовать взаимопомощь,
посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу
консультантов.
Организация повторения. На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях
учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что-то не
усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с
заданиями из различных пособий (по карточкам).
Дифференцированная домашняя работа. На этом этапе можно одним учащимся предложить
задания обязательного уровня усвоения материала, другим тоже самое и прибавить
более сложную задачу и ученикам 3 группы – задания из учебника ти задачи из
разных пособий ( на карточках).
Проверка усвоения учебного материала. Основной целью проверки является определение
качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений.
Проверка включает в себя самоконтроль и работу
консультантов, то есть контрольные работы и самостоятельные работы –
разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже
сдали зачет по данной теме.
Использовать уровневый тематический контроль удобнее
всего, работая крупными блоками. В этом случае весь теоретический материал
рассматривается компактно на первых уроках темы, а затем проводится отработка
умений и навыков по уровням. Процесс усвоения материала темы будет более
упорядочен и целенаправлен, если проводить принцип последовательного
продвижения по уровням: сначала на уровне 0 (узнавание и понимание), затем
отрабатывать решение типовых задач, работая на 1 уровне, и только потом
переходить к решению комбинированных задач 2 уровня (уровня продуктивной
деятельности). Четкое выявление уровней и последовательное продвижение по
уровням дадут возможность избежать таких ошибок, когда на
повторительно-обобщающем уроке, где рассматриваются задачи 2-3 уровней, учитель
предлагает устную работу по воспроизведению формулировок определений, теорем
или математических терминов. Эта форма работы ученикам интересна, но она
требует деятельности 0 уровня (узнавание) и неуместна на уроке, преследующем
достижение 2-3 уровней усвоения.
Содержание контролирующих работ должно быть заранее
известно учащимся в той или иной форме, например 0 уровень в форме вопросов; 1
уровень в виде перечня всех типовых задач темы; 2 уровень в виде перечня
примерных задач; Открытость уровневых требований к учащимся, норм оценивания –
важнейшее условие гуманизации обучения.
Ознакомление учащихся с уровнями усвоения материала
позволяет им рассчитывать свои силы, входе изучения темы они могут самостоятельно
и осознанно оценить свои знания и возможности.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает
действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях
классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает
разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения
качества обучения и развития каждого ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1 – Ростов
н/Дону: изд-во «Учитель»,2005.-28
2.Унт И.Э., Границкой А.С.,
Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения. - М., 1986 (Психологическое развитие младших
школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.