Главная / Другое / Сотрудничество как средство развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников

Сотрудничество как средство развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников

Сотрудничество как средство развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников

Отличительной особенностью стандартов нового поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик.

Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного  выпускника.   Основными задачами современного образования является не просто вооружение выпускника фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению  и самореализации.

Тема школьного семинара: «Сотрудничество как средство развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников».

Конечно, педагогика сотрудничества родилась не вчера, и все новое - это хорошо забытое старое. Ещё в 1980е годы много говорилось о сотрудничестве в педагогике.

Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Направление объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна.

Говоря о современных образовательных технологиях надо помнить, что нельзя разрушать всѐ до основания в надежде построить нечто совершенно новое.

Давайте посмотрим в корень. Сотрудничество имеет корень труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждается Главное орудие педагогики сотрудничества – успех.

10 советов Симона Соловейчика, которые могут служить своеобразным компасом в работе учителя и актуальны для нашего семинара.

  1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Пусть они придумывают все время.

  2. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.

  3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.

  4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.

  5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.

  6. Любое дело сообща не только выполняется, но и организуется.

  7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.

  8. Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.

  9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше раговаривать – меньше придется кричать на них.

  10. В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, где усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологии сотрудничества, которая основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе - «делай, как я». Она ориентирована на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Сущность этой технологии заключается в создании условий для творческого саморазвития  личности, развития познавательных мотивов и раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика. 

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

На уроке происходит общение равноправных партнеров, поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников.

Действенной формой данной технологии является работа в группах.

В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели, которая доступна лишь немногим, а иногда лишь одному из них. Но соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он не уверен в своей способности победить.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, которая является одной из форм сотрудничества. Ученик становится живым участником образовательного процесса.


Для разных возрастных категорий учащихся сотрудничество должно принимать различные проявления. Например, для учеников младшей школы сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности и благополучия. И что именно благодаря накопленному багажу знаний и умений юноша способен завоевать авторитет среди сверстников. Ведь для подростка актуально приобретение всех видов научных и практических, бытовых знаний, самоутверждение и самореализация. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Возникает необходимость не только в сотрудничестве, но и сотворчестве педагога и учащихся.


Успех зависит от атмосферы, которая царит на уроках, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес. С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой - непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями: удовлетворением, радостью. Дети желают учиться.

Учитель вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Миссия учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое.

Я считаю технологию сотрудничества наиболее успешной альтернативой традиционным методам и активно применяю ее на своих уроках.

В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.


----Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленного перед ними вопроса.


Высшей формой проявления обучения в сотрудничестве является применение метода проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческой активности учащихся.


Таким образом, сотворчество и педагогическое сотрудничество – вот та инновация в образовательном процессе, которая содействует удовлетворению интересов учителя и ученика, приводит к более эффективному и качественному процессу познания, развитию творческого потенциала и к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребѐнку. Сотрудничество с учеником позволит снять все рычаги торможения творческой мысли. Дав простор для проявления самостоятельности в процессе познания, мы создаѐм простор для креативной учебно-познавательной деятельности и творческого потенциала личности.


Сотрудничество как средство развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников
  • Другое
Описание:

В данной разработке выделены основные черты технологии сотрудничества.

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, где усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного  выпускника.   Основными задачами современного образования является не просто вооружение выпускника фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению  и самореализации.

 

Автор Кукина Татьяна Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 303
Номер материала 35063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓