Главная / Классному руководителю / «Сотрем случайные черты». Вечер в музыкальной гостиной

«Сотрем случайные черты». Вечер в музыкальной гостиной

«Сотрем случайные черты». Вечер в музыкальной гостиной





Сценарий музыкальной гостиной для старшеклассников посвящается памяти преподавателя Оренбургского музыкального училища Зои Васильевны Юдаковой.


Ведущая. Пробил час и открыла двери наша музыкальная гостиная. Добрый день, дорогие друзья! Нам очень хочется, чтобы день этот был действительно добрым. Поговорим тихо, как разговаривают при свечах. О красоте. О ней полезно думать не только по праздникам. Недаром сказано: «Красота спасет мир».


Когда я уйду далеко-далеко,

Не мучаясь и не тревожась,

Быть может, вздохнет кто-то очень легко,

А кто-то заплачет, быть может.

Умчится мой поезд, на стыках звеня,

Умолкнут былые оркестры,

И тот, кто родится позднее меня,

На сцене займет это место.

Желай-не желай, не прокрутишь назад

Отснятые судьбой киноленты,

Лишь только вдогонку за мной полетят

Растаявшие аплодисменты.

Когда я уйду далеко-далеко,

Не мучаясь и не тревожась,

Быть может, вздохнет кто-то очень легко,

А кто-то заплачет, быть может.


Звучит мелодия «Аве Мария» Качинни.


Ведущая. Стою перед картиной модного художника, в которой узнаются композиции старых мастеров. Персонажи остекленели, словно манекены. Слышу громыхающий музыкальный шлягер, построенный на трех аккордах. Читаю гладко писанные страницы лихого сочинителя, от которых публика в восторге, и думаю: «Где тут открытие - пусть маленькое, необструганное, но свое? Где красота? Да нет здесь ее вовсе, а есть красивость - родная сестра пошлости. И та и другая - самодовольно поверхностны, и та и другая пуще всего желают произвести эффект. И обе они, красивость и пошлость, самим своим существованием на какие-то мгновения лишают жизнь ее высшего смысла. Распеленай их - обнаружишь элементарную глупость. Истинная же красота не стремится к эффектам, не зазывает публику в свой балаган, не сглаживает зазоров и сучков, не отвлекает от смысла. Она раскрывает глубину жизни и поэтому целебна, необходима как воздух. Но только тем, кто ее видит и понимает.


Все воздушные замки

Растаяли снегом в долине,

Все мечты утекли,

Словно талые воды под мост.

Из всего, что любила

Осталось в сердечном помине

Только синее небо,

Да бледная музыка звезд.

Ветер в ветках играет,

И слушают ветер деревья.

Пустота отдыхает...

И внемлет вода о весне.

И старинная ель,

Непонятная, словно поверье,

Одинокое облако

Тихо целует во сне.


Звучит романс А. Аренского.


Ведущая. Серость и пошлость затопили бы мир, если бы не красота. Красота подлинного искусства, красота естественной природы. Замечательно, когда чувство прекрасного дано от рождения. Ну а если не от рождения, не с молоком матери и не усилиями талантливых воспитателей, тогда как? Вкус можно в себе развить. Для начала удивиться. Красоте цветка: не пышной розы, которой на роду написано восхищать, а самой обыкновенной полевой ромашки. Нежности былинки. Целесообразности древесного листа. А еще - великолепию звездного неба, безмолвию тишины, красоте горящей свечи. В ее пламени столько цветов - от кипенно-белого, до небесно-голубого... И мощным аккордам Баха - глубине истинной музыки, пронизывающей все наше существо. Мелодии литературного слова. Обаянию женственности и мужественности. Драгоценности простых человеческих чувств.

На фоне третьей симфонии Брамса звучит проникновенная история любви. На мольберте репродукция картины Н. Пиросмани «Актриса Маргарита».

В 1909 году приехала в Тифлис на гастроли молодая актриса из Франции. В знаменитых Верийских садах, на Головинской улице, состоялся ее успешный дебют в театре «Бель Вю».

Кто-то привел в «сады» скромного грузинского художника Нико Пиросмани. Вот такая встреча…

Да, это была, как сказал Пиросмани, увидев актрису, «жемчужина из драгоценного ларца». Она поразила художника. Звали актрису Маргарита. Особенно нравились Пиросмани ее глаза. Она устремляла свой взгляд со сцены прямо на него. Ее глаза, горящие, отливающие страстным блеском, зовущие, рождающие отклик в душе мужчины, сделали Пиросмани неизлечимо влюбленным. Свое более чем восторженное отношение к Маргарите он выразил в картине.

Но... закончились гастроли. И уже перед отъездом Маргариты Пиросмани скупил все цветы вокруг Верийских садов, и подводу за подводой вез их в гостиницу, где остановилась актриса. Ничего не понимавшие прохожие решили, что Нико сошел с ума. А ведь он, мои дорогие, продал свою лавку и взял всю выручку из кассы. На все эти деньги он скупил у цветочников розы, гвоздики, магнолии... С наивностью влюбленного школьника он преподнес эти «цветочные поэмы» той, которую тайно обожал. Так в одночасье он стал нищим. Зато вся гостиница утопала в цветах. Это «празднество цветов» было исполнено такой красоты, какую мог сотворить только художник.

Во Франции, в Лувре, где в 1968 году были выставлены картины Пиросмани, каждый день к картине «Актриса Маргарита» подходила какая-то женщина. Она была уже немолода. Но глаза... В них горел огонь. Грузинские устроители выставки заметили, что было нечто общее в разрезе глаз, в выражении лица, в манере держать себя между этой постоянной зрительницей и изображенной на картине Актрисой. Так Маргарита де Севр, живая, но постаревшая, снова увиделась с Пиросмани.


Звучит вальс cis-molle Ф. Шопена.


Ведущая. Красивость - свойство того, чем хочется обладать. Красоту же, как говорится, «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». К ней хочется приобщиться и ею - причаститься. Это означает - проникнуться чувством добра и приблизиться к истине. Надо только захотеть. А для этого - сбросить шоры, освободиться от суеты и суетности, власти обстоятельств и фальши отношений, кружения в одержимой сиюминутными заботами толпе.


Такою ночью нарождаться птицам.

В саду запахло талою стрехой.

И ветер потихонечку резвится

По перелескам тишины глухой.

О, эта ночь открытого доверья…

Опали росы на усталый дол,

И белый месяц в небе сером-сером

Дрожит, как лебединое крыло.


Ведущая. Каждый из нас до дна испивает чашу, которая дана судьбой. Но мы не знаем высших замыслов - наказание это или путь, пройдя по которому, мы через испытания становимся лучше, чище, добрее. Будем же верить в лучшее. Даже в темноте поют птицы, славя красоту жизни. И всегда настает утро!


Восходит солнце над землей,

Восходит,

Как будто женщина

Из волн выходит.

На запрокинутом лице ее улыбка,

А в волосах ее златая рыбка.

Она ладонью по земле проводит

И свежая трава вослед восходит.

Она легонько дышит

На кустарники,

И почки превращаются в фонарики.

Она скороговоркою капели

Заворожила лес -

Ручьи запели.

В их светлом

И задумчивом журчанье

Неясное

Скользит очарованье.


Звучит романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» (музыка Власова).


Ведущая. Вы замечали, что мы признаемся в любви много раз на дню? Когда синим рассветным утром смотрим из окна на отца или мать, уходящих на работу. Когда беспокоимся за детей, живущих с нами или где-то далеко-далеко. Когда желаем здоровья своим родителям. Даже внучок, тихо слушавший сказку на ночь, встрепенется в конце и, обхватив теплыми ручонками бабушкину шею, сонно прошепчет: «Люблю тебя».

Женщина обладает удивительной силой преображать того, кого она любит. Не зря мудрые люди говорят: «Семейное счастье в руках женщины». Видит она своего мужа добрым - будет он добрым. Видит щедрым - будет таким, видит умелым - будет, хозяйственным - будет. Сколько известных миру полководцев, художников, ученых сотворила спутница жизни - женщина. Своей любовью она создает образ любимого мужчины, и он с годами сливается с оригиналом.

Освещенная изнутри солнцем, нежная и ясная женщина всегда поклоняется любви, всегда ее жаждет, как цветок влагу, и сама щедро и безоглядно несет ее в мир.


Звучит вальс А.И. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»


Ведущая. У каждого из нас есть природой данное предназначение. Оно безыскусно и прекрасно. Вглядимся в него и, не изменяя себе, пронесем по жизни. Не устанем творить красоту и постигать прекрасное. Сотрем случайные черты...


Звучит вальс из «Музыкальных иллюстраций» Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».


Ведущая. Музыкальная гостиная прощается со своими друзьями.



© Журнал «Практика административной работы в школе», № 7, 2004


«Сотрем случайные черты». Вечер в музыкальной гостиной
  • Классному руководителю
Описание:

Стою перед картиной модного художника, в которой узнаются композиции старых мастеров. Персонажи остекленели, словно манекены. Слышу громыхающий музыкальный шлягер, построенный на трех аккордах. Читаю гладко писанные страницы лихого сочинителя, от которых публика в восторге, и думаю: «Где тут открытие - пусть маленькое, необструганное, но свое? Где красота? Да нет здесь ее вовсе, а есть красивость - родная сестра пошлости. И та и другая - самодовольно поверхностны, и та и другая пуще всего желают произвести эффект. И обе они, красивость и пошлость, самим своим существованием на какие-то мгновения лишают жизнь ее высшего смысла. Распеленай их - обнаружишь элементарную глупость. Истинная же красота не стремится к эффектам, не зазывает публику в свой балаган, не сглаживает зазоров и сучков, не отвлекает от смысла. Она раскрывает глубину жизни и поэтому целебна, необходима как воздух. Но только тем, кто ее видит и понимает.

 

Все воздушные замки

Растаяли снегом в долине,

Все мечты утекли,

Словно талые воды под мост.

Из всего, что любила

Осталось в сердечном помине

Только синее небо,

Да бледная музыка звезд.

Ветер в ветках играет,

И слушают ветер деревья.

Пустота отдыхает...

И внемлет вода о весне.

И старинная ель,

Непонятная, словно поверье,

Одинокое облако

Тихо целует во сне.

 

Звучит романс А. Аренского.

 

Ведущая. Серость и пошлость затопили бы мир, если бы не красота. Красота подлинного искусства, красота естественной природы. Замечательно, когда чувство прекрасного дано от рождения. Ну а если не от рождения, не с молоком матери и не усилиями талантливых воспитателей, тогда как? Вкус можно в себе развить. Для начала удивиться. Красоте цветка: не пышной розы, которой на роду написано восхищать, а самой обыкновенной полевой ромашки. Нежности былинки. Целесообразности древесного листа. А еще - великолепию звездного неба, безмолвию тишины, красоте горящей свечи. В ее пламени столько цветов - от кипенно-белого, до небесно-голубого... И мощным аккордам Баха - глубине истинной музыки, пронизывающей все наше существо. Мелодии литературного слова. Обаянию женственности и мужественности. Драгоценности простых человеческих чувств.

Автор Куйшбаева Надежда Махамбетовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 322
Номер материала 10138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓