Главная / Другое / Состояние здоровья современного школьника

Состояние здоровья современного школьника

Состояние здоровья современного школьника


Введение:


Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и другие. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает формирование у подрастающего поколения ценностного отношение к своему здоровью.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическим здоровьем - это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Психическое здоровье - это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.

Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Состояние здоровья у разных людей существенно отличается. Оценить его в целом позволяют: уровень работоспособности и социальной активности человека, способность противостоять обстоятельствам жизни, способность адаптироваться в окружающей среде. На здоровье оказывает влияние образ жизни человека.

Образ жизни – это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Он складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека. Говоря об образе жизни, подразумевают привычный для человека тип питания, труда и отдыха, отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

Сохранить здоровье можно только при здоровом образе жизни – поведении, направленном на укрепление здоровья и основанном на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей.

От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20 % - от социальных и природных условий, на 17-20 % - от особенностей наследственности человека и на 8-9 % - от органов здравоохранения. Поэтому формирование здорового образа жизни должно формироваться с раннего возраста.

1. Состояние здоровья современного школьника:


Исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема состояния здоровья учащихся обрела социальное значение.

Причины - это не только социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, наличие у детей вредных привычек.

Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных адаптироваться к нагрузкам. Как следствие этого: снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.




Главными условиями, способствующими укреплению здоровья школьника , являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой

1. Режим дня дает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный – Homo sapiens. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.

Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно не только в кружках и секциях, но и с репетиторами. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам. Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Классным руководителям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу как среди учеников, так и среди родителей.

1. Смена деятельности

Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа

В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.


Опрос для родителей:


  1. Занимается ли Ваш ребенок каким-либо активным видом спорта?

  2. Получается ли Вашему ребенку уделять не менее 30 мин каждый день активным физическим упражнениям?

  3. Делает ли Ваш ребенок зарядку утром?

  4. Что бы вы изменили бы в режиме дня Вашего ребенка для увеличения двигательной активности?


2. Сон

Существенное значение в любом возрасте имеет продолжительность сна.

Продолжительность сна зависит от индивидуальных особенностей человека. И хотя строгой нормы сна нет, продолжительность ночного сна учащихся 14-18 лет должна в среднем составлять 9-10 часов в сутки. Из-за недосыпания среди подростков особую остроту приобретает проблема дневной сонливости. От 25 % до 62 % старшеклассников жалуются на трудности утреннего пробуждения, вялость, сонливость в дневное время. Негативными последствиями недосыпания являются ухудшение памяти, затруднения с удержанием внимания, уменьшение скорости реакции. Это отражается на успеваемости и ведет к повышению вероятности проявления нервных срывов.

Опрос для родителей:


  1. Сколько часов составляет ночной сон Вашего ребенка?

  2. Высыпается ли Ваш ребенок?

  3. Страдаете ли Ваш ребенок хроническим недосыпанием? Причина?

3. Умственное переутомление

Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственной труде происходит постепенно.

Научные исследования показывают, что в школе на первом уроке знания усваиваются плохо - идет "врабатывание"; на втором-третьем – наилучшее усвоение знаний, затем - постепенное снижение работоспособности. Ученик волевым усилием справляется с умственной нагрузкой, но на последних уроках, особенно в конце недели уже проявляются признаки переутомления. Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.

Напомните родителям, что общение с природой благотворно влияет на здоровье человека. Природные факторы – свежий воздух, вода, солнечный свет улучшают деятельность всех систем организма.

2. Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир.

Наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (сцены охоты первобытных людей)

Аристотель (IV век до н.э.): «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие»

Знаменитый древнеримский врач Цельс, живший в конце I в. до н.э. в трактате «О медицине» писал о необходимости чаще заниматься физическими упражнениями.

Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистую. С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности гиподинамии. Нетренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращений, возрастанию частоты сердцебиений и снижению объема циркулирующей крови. Гиподинамия способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы.

Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движения и увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка.

hello_html_m5ba01162.png

Исследование № 1


Цель: Оценка физического здоровья учащихся 4–х и 11-х классов


Оборудование: Секундомер

Ход работы:

1. Подсчитать пульс в состоянии покоя за 1 мин.

2. Выполнить 20 приседаний за 30 сек.

3. Подсчитать пульс после физической нагрузки

4. Проанализировать изменение частоты сердцебиений и сравнить их с нормой.

Характеристика

Спортсмены

Здоровье

нетренированных

людей

Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы

В состоянии покоя

58

72

80

После нагрузки

88

107

122

Прирост частоты сердцебиений

30

35

42


3. Иммунитет –


Сильно снижают иммунитет стрессовые ситуации, которым подвержены современные школьники. При эмоциональном стрессе организм ведет себя, как в минуты опасности, готовясь к выработке большого количества энергии: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Частые стрессы могут являться причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Исследование № 2


Цель: Оценка иммунитета школьника


Вопросы

Баллы

Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз

10

2-3 раза

25

4-5 раз

40

Более 5 раз

60

Долго ли продолжаются ОРЗ?

Да

10

Переходили ли ОРЗ в бронхит или пневмонию? Были ли осложнения: гайморит, фронтиты…

15

Бывает ли у Вас аллергия?


Да

15


Полученный результат надо вычесть из 100 (для каждого учащегося). Далее делаем вывод о состоянии противоинфекционного иммунитета всего класса, оформляем в виде диаграммы.


  1. Зрение


В школьном возрасте часто наблюдается ухудшение зрения у школьников.

Это связано с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач и работой на компьютере.

Например, через 60 мин после непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Зрительная информация, получаемая с экрана телевизора, вызывает перенапряжение нервной системы. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память, ослабевает внимание и возникают проблемы с усвоением учебного материала.

Без вреда для нервной системы и зрения школьники могут смотреть телевизионные передачи не более 2-3 раз в неделю с продолжительностью до 60 мин. Старшие школьники до 1,5 часов с обязательными перерывами.

Работа на компьютерах предъявляет к организму также повышенные требования. Это эмоционально-психические, зрительные и статические нагрузки (длительное сидение в определенной позе). У школьников старших классов после 45 минут работы на компьютере нарушается способность к четкому различению предметов. При длительной работе на компьютере у человека снижается работоспособность, возможно появление головных болей.

Для того, чтобы избежать опасных для здоровья последствий, необходимо соблюдать следующие

Правила работы за компьютером:

  1. Размер экрана монитора по диагонали доложен быть не менее 31 см

  2. Экран должен быть с фильтром для снижения излучения

  3. Темное изображение на светлом фоне должно быть четким

  4. Оптимальное расстояние до монитора: 60-70 см при уровне глаз на центре экрана.

  5. Длительность работы на компьютере должна составлять в 8-9 классе: 25 мин; в 10-11 классе – 30 мин или 2 раза по 20 мин.





  1. Вредные привычки

Что такое вредные привычки?


(Опрос проведен в 6 «А» классе 2013-2014 уч. Год)


Это зависимость, убивающая организм, от которой трудно отвыкнуть

Это действия на человека, которые вредят его здоровью, психике.

Это регулярные действия, которые несут за собой плохие последствия

Это поступки, которые негативно влияют на мнение окружающих людей

Это неприятные и некрасивые действия, которые происходят не специально, а в некоторых случаях специально

Это неприличные действия


Какие привычки лично Вы считаете вредными?



Курение 15

Употребление алкоголя 13

Употребление наркотиков 9

Компьютер 5

Лень 5

Грызть ногти 3

Ковырять в носу 2

Токсикомания 2

Влезать в разговор 1

Жевать волосы 1

Ругаться матом 1

Разные раздражающие действия 1


1.Табакокурение приводит к развитию болезней органов кровообращения. Никотин повышает частоту сердцебиений, сужает кровеносные сосуды и снижает их эластичность После выкуривания одной сигареты показатели давления увеличиваются на 15 мм рт.ст. Выявлена взаимосвязь у молодых людей между курением и поражением сосудов нижних конечностей. 2.Алкоголь пагубно влияет на сердечную мышцу. При этом масса сердца возрастает, а его работоспособность падает, нарушается ритм сердечной деятельности.

3. Наркомания



  1. Культура питания


Культура питания складывается из регулярности приема пищи, распределения пищи по приемам в течение дня, поведения за столом, пищевых предпочтений… Школьники часто не успевают вовремя или не спеша поесть.

Исследование 3

Цель: Исследование режима питания современного школьника

hello_html_m2733f4d6.png

Исследование № 4

Цель: Оценка режима питания современного школьника

hello_html_m6ca90e0a.png


Рекомендации по режиму питания школьника:

hello_html_7469b883.png


Вывод: проблема здоровья учащихся в настоящее время обрела социальное значение. Задача учителя способствовать сохранению и укреплению здоровья школьника, способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.

11


Состояние здоровья современного школьника
  • Другое
Описание:

Выступление на ШМО классных руководителей "Состояние здоровья современного школьника".

Рассматриваются вопросы снижение уровня показателей здоровья детей и подростков, что является актуальной проблемой современного общества. Перечислены условия, способствующие укреплению здоровья, такие как режим дня, двигательная активность, питание и т.д.

Автор Прозорова Галина Васильевна
Дата добавления 24.09.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 327
Номер материала MA-067805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓