Главная / Русский язык и литература / Состав слова. Словообразование (для 5 классов)

Состав слова. Словообразование (для 5 классов)

Состав слова. Словообразование

(урок в 5 классе)
Цель: повторить и систематизировать знания , способствовать расширению словарного запаса; совершенствование речевых умений ,навыков самостоятельного пополнения знаний.
Оборудование: дидактический материал ,таблицы , рисунки .

Задания для учащихся для формирования навыков самообразовательной деятельности .

1.Дано стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты»

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
- Назвать слова с приставками , графически обозначить
- Разобрать по составу ;
I вар. – колесом ; II вар. – дремлет .
-Составить цепь однокоренных слов : 1 ряд – вода ; 2 ряд – дорога ; 3 ряд – зима .
-Какое задание со словами и текстом этого стихотворения еще можно выполнить ?
- О чем это стихотворение ? ( тема , основная мысль)


2. «Волшебные ремесла» ( угадать профессию , выделить суффикс )
- стричь под одну гребенку (парикмахер)
- на живую нитку(портной)
- закидывать удочку (рыбак)
- открыть Америку (географ)
- ждать у моря погоды ( моряк)
- играть первую скрипку ( музыкант)
-брать на прицел (солдат) .
3. Рассказ учащихся о частях слова ( заранее подготовленные) с примерами .
( Я приставка, корень , суффикс …)

4. «Не верь ушам своим» (орфографическая разминка)
(пишут под диктовку , а затем сверяют с доской)
Одиночество , удобрение , сплясать , заявление , свисток , освежить , значение, совещаться .
- подобрать однокоренные слова (проверочные)
- выделите корень

5. Выполните разноуровневые задания


I уровень

- Выпишите однокоренные слова , а затем формы слова.
- Подосинновик , осину , осинник , осиновый , осиннике ,осиновым , травяным ,травка ,травянистый , травяного , травке , желтизну , желтый ,пожелтели , желтизной , желтым , желтоватый .

II уровень
Заполните таблицу данными ниже словами .


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание



Подорожник , бег , ель ,желтым , облачного, взлет , разносчик , заказ, синь , круговой , настил , сосенке , расческа , изгородь , вырубка .

III уровень
Придумать по 2 слова к каждой схеме :


¬ ^ ¬ ¬

¬ ^ ^ ^

¬ ^ ^



6. Образовать с помощью префиксов

Создайте как можно больше слов : терять , строить , гнать .



за

от

об

о

о

до



слушать

в

на

рас

при

с

пере

под

про

вы

вы



Какое значение вносят префиксы ?


7. Являются ли однокоренными слова . Доказать.

водянистый – водительский
голубенький – голубиный
ранний – ранить
купаться – покупка

8.Игра «Микрофон»
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне , ребята , помогите !
Клички для щенков найдите .

- Снежок , Ветерок …


9. Р М Сказка Е. Пермяка « У кольца нет конца»

Заспорила Туча с Рекой, кто кого породил. Туча ли Реку дождем наполнила. Река ли Тучу из себя выпарила?
Заспорил Арбуз с Семечком, кто кого вырастил. Арбуз ли Семечко или Семечко - Арбуз?
Заспорила Рыба с Икрой, кто кому мать. Рыба ли Икре, Икра ли Рыбе?
Глядя на них, и Яйцо с Курицей старинный спор подняли - кто раньше на свет появился.
Мать-Земля слушала их, слушала да и сказала:
«- У кольца нет конца, а у глупца - начала грамоты.»

- Как вы думаете, о какой грамоте идет речь в сказке ?
- Чему учит сказка ?
-Найдите шесть слов , образованных с помощью префикса и два с помощью суффикса .
- Попробуйте продолжить .

10. Творческие задания .
- Придумайте и запишите веселые фамилии на В.
- Кто больше подберет рифм к словам :

Молодец – удалец …
тень – пень …
смеяться – бодаться …

- Составить рассказ на одну букву , проиллюстрировать :
а) Корабль курсировал к классным курортам Крыма
Кряхтя команда канат крутила , корабль крепило .
б) Послушайте повесть о пиратах , приплывших к полуострову . Пришли, посидели , поели поджаренного поросенка , в полдень прилегли поспать .
Рефлексия . Закончите предложение :
- Слово состоит …
- Общая часть однокоренных слов …
- Морфема- это …










Состав слова. Словообразование (для 5 классов)
  • Русский язык и литература
Описание:

Состав слова. Словообразование

(урок в 5 классе) 
Цель: повторить и систематизировать знания , способствовать расширению словарного запаса; совершенствование речевых умений ,навыков самостоятельного пополнения знаний.
Оборудование: дидактический материал ,таблицы , рисунки .

 Задания для учащихся для формирования навыков самообразовательной деятельности .

1.Дано стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты»

 Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
 - Назвать слова с приставками , графически обозначить
- Разобрать по составу ;
I вар. – колесом ; II вар. – дремлет .
-Составить  цепь однокоренных слов :  1 ряд – вода ; 2 ряд – дорога ; 3 ряд – зима .
-Какое задание со словами и текстом этого стихотворения еще можно выполнить ?
- О чем это стихотворение ? ( тема  , основная мысль)


2. «Волшебные ремесла» ( угадать профессию , выделить суффикс )
 - стричь под одну гребенку (парикмахер)
- на живую нитку(портной)
- закидывать удочку (рыбак)
- открыть Америку (географ)
- ждать у моря погоды ( моряк)
- играть первую скрипку ( музыкант)
-брать на прицел (солдат) .
3. Рассказ учащихся о частях слова ( заранее подготовленные) с примерами .
  ( Я приставка, корень , суффикс …)

4.  «Не верь ушам своим» (орфографическая разминка)
(пишут под диктовку , а затем сверяют с доской)
Одиночество , удобрение , сплясать , заявление , свисток , освежить , значение, совещаться .
- подобрать однокоренные слова (проверочные)
- выделите корень

5.  Выполните разноуровневые задания


                                
I уровень

-  Выпишите однокоренные слова , а затем формы слова.
-  Подосинновик , осину , осинник , осиновый , осиннике ,осиновым , травяным ,травка ,травянистый , травяного , травке , желтизну , желтый ,пожелтели , желтизной , желтым , желтоватый .

                                 II уровень
Заполните  таблицу данными  ниже словами .

 Приставка

 Корень

Суффикс

Окончание

 

Подорожник , бег , ель ,желтым , облачного, взлет , разносчик , заказ, синь ,  круговой , настил , сосенке , расческа , изгородь , вырубка .

                                  III уровень
Придумать по 2 слова к каждой схеме :

¬     ^                            ¬ ¬

¬     ^ ^                             ^

¬                                        ^ ^

 

6. Образовать с помощью префиксов

Создайте как можно больше слов : терять , строить , гнать .

 

за

от

об

о

о

до

 

      слушать

в

на

рас

при

с

пере

под

про

вы

вы

 

­­­ Какое значение вносят префиксы ?

7.  Являются ли однокоренными слова . Доказать.

       водянистый – водительский
       голубенький – голубиный
       ранний – ранить
       купаться – покупка

8.Игра «Микрофон»
           У меня есть три щенка,
           Кличек нет у них пока.
           Мне , ребята , помогите !
           Клички для щенков найдите .

- Снежок , Ветерок …

9. Р М Сказка Е. Пермяка « У кольца нет конца»

 Заспорила Туча с Рекой, кто кого породил. Туча ли Реку дождем наполнила. Река ли Тучу из себя выпарила?
Заспорил Арбуз с Семечком, кто кого вырастил. Арбуз ли Семечко или Семечко - Арбуз?
Заспорила Рыба с Икрой, кто кому мать. Рыба ли Икре, Икра ли Рыбе?
Глядя на них, и Яйцо с Курицей старинный спор подняли - кто раньше на свет появился.
Мать-Земля слушала их, слушала да и сказала:
«- У кольца нет конца, а у глупца - начала грамоты.»

- Как вы думаете, о какой грамоте идет речь  в сказке ?
- Чему учит сказка ?
-Найдите шесть слов , образованных с помощью префикса и два с помощью суффикса .
- Попробуйте продолжить .

10. Творческие задания .
- Придумайте и запишите веселые фамилии на В.
- Кто больше подберет рифм к словам :

Молодец – удалец …
тень – пень …
смеяться – бодаться …

- Составить рассказ  на одну букву , проиллюстрировать  :
а) Корабль курсировал к классным курортам Крыма
    Кряхтя команда канат крутила , корабль крепило .
б) Послушайте повесть о пиратах , приплывших к полуострову . Пришли, посидели , поели поджаренного поросенка , в полдень прилегли поспать .
     Рефлексия . Закончите предложение :
 - Слово состоит …
 - Общая часть однокоренных слов …
 - Морфема- это …

Автор Братковская Валентина Викторовна
Дата добавления 26.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1493
Номер материала 54985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓