Главная / Русский язык и литература / Состав слова. Правила переноса частей слова.

Состав слова. Правила переноса частей слова.


Урок № 1

Тема урока: Состав слова.

Цель рока: дать понятие о морфемах, их роли и значении; научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

1. Работа над темой урока.

- Тему сегодняшнего урока хочу назвать, используя слова песни ведущих передачи «АБВГДейка»:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Сегодня мы будем учиться делать слова. Для этого нам вспомнить, из каких частей состоят слова, выяснить их роль и значение.

- Из каких частей состоит слово? (Префикс, корень, суффикс, окончание)

Части слова называются интересным словом, которое говорит само за себя: значимые части слова, или морфемы.

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Каждый вид морфем в словах обозначается специальным знаком.

hello_html_3fd7c281.png

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

2. Работа с материалом учебника. Комментированное чтение материалов темы.


3. Учимся наблюдать.

Стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет нам не только вспомнить о погоде за окном, но и проследить роль каждой морфемы.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки. (Снегурки – коньки) (С. Погорельский)

Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

- Выделите похожие слова в тексте.

-Какая часть в этих словах одинаковая (-снег-, -снеж-)

-Запишите похожие слова и подчеркните те части, которыми они отличаются от созвучных с ними.

Снег-ами, снеж-ные, снег-ири, снег-овикам, за-снеж-енной, снеж-ном, снеж-ки, снег, снег-урки.

- Назовите самое короткое слово. Из какой морфемы состоит это слово? (Корень снег)

- Назовите слово, в котором перед корне есть еще одна морфема. Как она называется? (Слово за-снеж-енной, морфема за-, приставка)

- Назовите слово, в котором после корня есть морфема, которая может меняться? (Снег-ами, снеж-ные, снег-ири, снег-овикам, за-снеж-енной, снеж-ном, снеж-ки, снег, снег-урки)

- Как называется морфема, которая может изменяться в слове? (Окончание)

- Какую морфемы мы не назвали? Где она находится в слове? (Суффикс. Находится между корнем и окончанием. Снег-ам-и, снеж-н-ые, снег-ир-и, снег-овик-ам, заснеж-енн-ой, снеж-н-ом, снеж-к-и, снег-урк-и).

- Найдите слова, в которых есть несколько суффиксов? Как это можно определить? (Снег-ов-ик-ам, снег-ур-к-и, подобрать слова, в которых есть эти суффиксы: снеговой, снегурочка).

- Слова, которые мы только что разобрали, имели одинаковые корни, но разные приставки и суффиксы. Такие слова называются однокоренными. А часть слова без окончания – основа.

- Слова, у которых одинаковые основы, но разные окончания, являются формой одного и того же слова.

Чем отличаются эти слова?

Снежные, снежном. (Окончаниями)

4. Учимся наблюдать и делать выводы.

Снеговикам, снежки, снежные, заснеженной.

- Какие морфемы помогли нам создать новые слова?

- Изменилось ли значение слов?

- Сделайте вывод: для чего служат приставки и суффиксы? (Приставки и суффиксы служат для образования новых слов.)

5.Асоциативный ряд.

- Какие ассоциации возникают у вас при виде графического изображения слова и предыдущей работы? hello_html_4bfe3070.pnghello_html_m582540d6.pnghello_html_67b98e32.pnghello_html_m7f0de13.png (Архитектура, лук, матрешка, капуста, конструктор)

- Можно ли поменять морфемы местами?

- С каким предметом и порядком действий можно сравнить состав слова? (математика, порядок действий).

6. Проблемный вопрос.

Выберите ответ на вопрос: «Какая часть слова важнее?» и обоснуйте свою позицию.

1. «Корень – самая важная часть слова»

2. «Приставка - самая важная часть слова»

3. «Суффикс - самая важная часть слова»

4. Все части слова одинаково важны

5. Все части слова не важны.

7. Самостоятельная работа.

Задание № 1. К каждой схеме подберите слова, имеющие такой состав.

hello_html_m582540d6.pnghello_html_m7f0de13.png;

  • hello_html_m582540d6.pnghello_html_67b98e32.pnghello_html_m7f0de13.png;

  • hello_html_m582540d6.pnghello_html_67b98e32.pnghello_html_m7f0de13.png.

Задание № 2. Найдите третье лишнее.

Гора, нагорный, горевать.

Пот, потолок, потливый.

Вода, водный, привод.

Злак, злачный, зло.

8. Прочитайте русские и украинские слова.

Как они различаются по составу? Возглавить - очолити, председатель – голова, утка – качка, кукушка – зозуля, поезд – потяг, единодушно – одногласно, сапожник – швець, портной – кравець.

9. Проблемное задание. Установите, являются ли данные слова однокоренными. Свой ответ обоснуйте.

Ведьма, разведка, невежда, медведь.

Стрела, стрелять, стрелочник.

Заноза, нож, вонзать.

10. Подводим итог.

- Что на этом уроке вы узнали?

Если на уроке вы были внимательны, то без труда справитесь со следующим заданием.

11. «Соберите» слово.

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Первый слог – названье ноты.

Второй слог – тоже название ноты.

Целое слово – овощ, растущий в стручках. (фасоль)

12. Домашнее задание.

Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии (по желанию).

Придумать 5 шарад «собери слово»


Урок № 2

Тема урока: Состав слова.

Цель рока: закрепить понятие о морфемах, их роли и значении; умение определять состав слова, распознавать части слова; отрабатывать умения подбора однокоренных слов; составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

І. Проверка домашнего задания.

- Учащиеся зачитывают мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.

- шарады «собери слово».

ІІ.Работа по теме урока.

1. Учитель. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Н.Асеев сказал: «Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении… Про такого человека говорят, что он знает язык до корня». Поэтому наша задача - научиться правильно строить слова. А чтоб мы не делали ошибок, нам необходимо повторить теоретический материал, который мы выучили на предыдущем уроке.

2. Конкурс на лучший вопрос по теоретическому материалу, изученному на предыдущем уроке. (Повторение теоретических сведений: словообразование, порядок расположения частей в слове, морфема, название и значение морфем в слове и т.д.)

3.Рефлексия. В тетрадях карандашом на каждое высказывание поставьте, если согласны с высказыванием, «+», если не согласны, то «-».

Верно ли это высказывание:

1.Окончание – это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение слова.(-)

2.При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова.(+)

3.Часть изменяемого слова без окончания – это корень.(-)

4.Наука о языке, в которой изучаются части слова, называется морфемика. (+)

5. Значимая часть слова, которая образует части слова, называется окончанием. (+)

4. Строим слова. Грамматические шарады.

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надежно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе — на темы различные пишешь. (Сочинение)

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс в «собрании» встретится вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание0

Мой корень в «просьбе» заключен

(в ней он озвучен и смягчен),

Приставка в «воплощенье» где-то,

На целое — все ждут ответа. (Вопрос)

5. Мы из заданных морфем строили слова. А если бы нашей задачей было с помощью данных морфем построить новые слова. Как бы мы это делали?

Сейчас мы попробуем вместе определить порядок разбора слов по составу.


Порядок разбора слов по составу

  1. Назвать слово.

  2. Выделить окончание т основу; определить значение слова.

  3. Выделить корень, подобрав однокоренные слова.

  4. Выделить приставку (приставки); подобрать слова с такой же приставкой.

  5. Выделить суффикс (суффиксы); подобрать слова с таким же суффиксом.

  6. Записать слово, обозначить в нем составные части.

6. Веселый проблемный вопрос. На чем основана шутка?

Не хочу держать в секрете

Этот маленький секрет:

Антилопы есть на свете,

А без Анти

Лопов нет.

Нет без рога

Носорога.

Носорогу нужен рог.

Без него

В безносорога

Превратился носорог. (Н.Егоров)

(В слове антилопа выделена часть анти-, похожая на приставку, имеющую значение «противо-. Но в слове антилопа корень атилоп-.)

7. В «Школьном словаре строения слов русского языка» З.А.Потихина (М., 1987) слова расчленены на значимые части. Восстановите, пожалуйста, эти части.

Родина (род/ин/а) родной (род/н/ой)

Родительский (рол/и/тель/ск/ий) роняя (род/н/я)

Родник родовитый (род/овит/ый)

Родниковый (родник/ов/ый) родовой (род/ов/ой)

Родничок (роднич/ок) родственный (родств/енн/ый)


-Чем вы руководствовались, выполняя эту работу?

8 Работа у доски. Остальным учащимся предлагается работать самостоятельно, а работу проверить после выполнения ими задания.

Обозначьте состав слов.

Подводный, разрумяниться, наконечник.

Недосмотрела, записка, ершистый.

Притихнуть, рождение, слабенький.

Бревнышко, разутюжить, здоровенный.

9. Занимательная морфология.

- Не правда ли, странная кличка для собаки – Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки назвали так не любую первую попавшуюся собаку, а только…

Как должна выглядеть настоящая Жучка? (маленькая и черная, как жук)

- Какая морфема помогла нам придумать имя для собаки?

- Как и почему называют кусок дерева, которому непременно суждено сгореть? (Полено: от глагола «палить»).

- Какая морфема помогла нам дать название предмету?

- В узбекском языке глагол «куру» означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского языка русским языком и как оно произносится? (Курага – сушеные абрикосы)

- Какая морфема помогла нам дать название предмету?

10. Составить слова – производные от корня –слов-

(словарик, словесность, словарный, словоизвержение, словоизменение, словоохотливый, словопроизводство и т.д.)

- Какую морфему нельзя использовать в данном задании?

11. Рефлексия.

- На уроке я усвоил хорошо: …..

-Я испытываю затруднения в …..

ІІІ. Домашнее задание. Разобрать слова по составу.


Урок № 3

Тема урока: Правила переноса частей слова.

Цель урока: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, развивать навыки правильного переноса слов, воспитывать культуру речи.

І. Мотивация урока. Учитель.

Сегодняшний урок я хочу начать с чтения стихотворения, которое поможет нам определить тему урока.

Послушайте шуточное стихотворение А.Шибаева и определите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Лингвистическая задача.

Как я переносил слова

Едва

Я перенес:

е-

два

И получил

За это «два».

Укол

Я перенес

у-

кол

И получил

За это «кол».

- Тема нашего урока – перенос частей слова.

ІІ. Работа над темой урока.

1. Объяснение нового материала.

Представьте себе, что вы кого-то зовете или хотите обратить внимание слушателей на что-то. Как вы произносите имя этого человека или интересующее вас слово? Слова делите на части. Эти части слов называются слогами. Они не отделяются друг от друга и заметны только при замедленном, четком произношении. Слоги – это части, на которые распадаются слова при произношении.

2. Наблюдаем и делаем выводы.

На доске написаны слова, разбитые на слоги.


О-кно, о-гонь, я-ма, я-бло-ко, о-бнять, змея-я, дом.

- Сколько слогов может быть в слове?

- Чем определяется количество слогов в слове? (В слоге столько слогов, сколько в нем гласных звуков).

- Очень часто мы смешиваем правила деления слов на слоги, которые существуют в устной речи, и правила переноса, необходимые при письме. При переносе слов слова разбиваются на слоги: го-лова, голо-ва, го-ло-ва; ру-кавами, рука-вами, ру-ка-вами, ру-ка-ва-ми.

3. Логическая задача.

У нас есть слова, которые в своем составе имеют одну гласную. Например, дуб, вздох. Можно ли разбить односложные слова для переноса?

- Односложные слова для переноса не разбиваются.

- Как бы вы перенесли слово, в составе которого есть группа согласных: ведро, сестра? (Это можно сделать по-разному: вед-ро, ве-дро; се-стра, сес-тра, сест-ра.)

- Для решения следующей задачи нам понадобиться вспомнить морфемный состав слова.

Сделайте разбор слова по составу: записать, прогулка. При переносе слова нельзя отрывать одну букву от корня или приставки: за-писать, про-гулка, под-нести.)

4. Учимся размышлять.

Вам дан правильный перенос слов. Сделайте вывод, как правильно переносить слова, состоящие из нескольких слогов, в которых есть буквы й, ъ, ь.

Правильно неправильно

Ар-мия армии-я

Паль-чик пальч-ик

Копей-ка копе-йка

Отъ-езд от-ъезд

Обезь-яна обез-ьна.

(Нельзя отрывать одну букву от слова, даже если она составляет слог, согласную от следующей за ней гласной. Нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ,ь.)

Правильно неправильно

Ре-шать реша-ть

Ста-до ст-адо

Кон-верт конве-рт

(Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога.)

Правильно неправильно

Пер-рон пе-ррон

Групп-па гр-ппа

Бас-сейн ба-ссейн

(Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные.)

При разделении слова для переноса учитывается значение частей слова. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки.

Правильно неправильно

За-писать зап-исать

Про-гулка прог-улка

Под-нести по-днести

5. Тренировочные упражнения.

Разделите слова: а) на слоги, б) для переноса и запишите их в две колонки.

Бесшумный, надписать, надломить, восхвалять, извинить, безбрежный, предполагаю, чрезмерный, развязать, переиздать, разузнать, перерезать, приоткрыть, перещелкать, приумолкнуть.

6. Поэтическая минутка. Прочтите строки стихотворения. Какие слова вам хочется прочитать по слогам, чтобы текст прозвучал убедительнее?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет, и пирожных,

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки.

Разделите слова для переноса.

7. Проблемный вопрос. В какой речи чаще используется деление слов на слоги и с какой целью это делается? (В ритмической речи. Поэзии. С целью подчеркнуть то, о чем идет речь.)

8. Рефлексия. В тетрадях карандашом на каждое высказывание поставьте, если согласны с высказыванием, «+», если не согласны, то «-».

- слова можно переносить как хочешь; (-)

- при переносе слова разбиваются на слоги; (+)

- односложные слова при переносе не разбиваются; (+)

- при разделении слова для переноса не учитывается значение частей слова; (-)

- при разделении слова для переноса можно отрывать одну букву от корня или приставки; (-)

- удвоенные буквы при переносе разделяются; (+)

- нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ,ь.(+)

ІІІ. Домашнее задание. Выучить правила переноса слов, упражнение учебника.






















Содержание



1. Урок № 1. Состав слова. стр. 5


2. Урок № 2. Состав слова. стр. 9


3. Урок № 3. Правила переноса частей слова. стр. 14hello_html_4bfe3070.png


Состав слова. Правила переноса частей слова.
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаемые 3 конспекта уроков по теме «Состав слова» имеют практическую направленность обучения. В ходе уроков используются различные виды работы по формированию орфографических и пунктуационных навыков, репродуктивные и условно-продуктивные языковые и текстовые задания с учетом возрастных особенностей пятиклассников.

 

В ходе уроков дается понятие о морфемах, их роли и значении; ученики приобретают навыки различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; закрепляются понятия о морфемах, их роли и значении; формируется умение определять состав слова, отрабатываются навыки подбора однокоренных слов. Учащиеся совместно сучителем составляют алгоритм разбора слов по составу. В ходе уроков формируется потребность оценивать свою деятельность.

 

Автор Шуфотинская Галина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1051
Номер материала 31508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓