(слайд №1)Реализация принципа соотношения
индивидуального и группового обучения на учебных занятиях по дисциплине
«Иностранный язык»
(слайд №2)…Самим ученикам
доставляет радость
иметь товарищей по работе.
Они взаимно будут друг друга возбуждать
и друг другу помогать…
Я. А. Коменский
(1592-1670) «Didactica Opera»
Принципы
обучения – одна из наиболее спорных областей дидактики, психологии и методики.
Различают принципы разных рангов: одни определяют весь процесс обучения, другие
– обучение какому-то виду речевой деятельности, третьи значимы лишь для
какой-то области обучения иностранному языку и т.д. Вот почему выдвигаемые
методистами принципы (а всего их предложено в литературе 40!) так многообразны
и «разношерстны».
(слайд
№3) В
1961 году, благодаря работам Анат.Петр. Старкова и Перси Борис. Гурвич в
связи с переориентацией на обучение устной речи встает вопрос о пересмотре
принципов обучения на занятиях по иностранному языку. Окончательную точку в
спорах о принципах обучения и выделении частно-методических принципов поставил Пассов
Ефим Изр.: «Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор
упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т.д. – не может быть
решена без четкого представления о принципах обучения»
(слайд
№4) Принципы
обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые
формируются на основе избранного направления и соответствующих этому
направлению подходов. Роль и место принципов в структуре процесса обучения вы
можете видеть на предложенной схеме. Четко сформулированные принципы обучения
помогут решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие
материалы и приемы использовать.
С
определенной долей условности все принципы, имеющие отношение к области
лингвистики, можно разделить на следующие группы:
(слайд
№5) I. Общедидактические:
1. Принцип
личностно – ориентированной направленности обучения
2. Принцип
сознательности.
3. Принцип
деятельностного характера обучения, как принципа активности.
4. Принцип
автономности (самостоятельности)
5. Принцип
наглядности.
6. Принцип
посильности и доступности.
7. Принцип
прочности.
8. Принцип
творческого характера обучения.
(слайд
№6) II. Частно-методические принципы.
1. Принцип
коммуникативной направленности
2. Принцип
учета родного языка.
3. Принцип
взаимосвязи обучения всем аспектам коммуникативной компетенции.
4. Принцип
новизны
5. Принцип
единства группового и индивидуального обучения.
(слайд
№7) Принцип
единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное
сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью
благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с
другой - своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую
потребность в "другом", общение представляет собой особый вид
деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом
человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и
развитие личности.
(слайд
№8)
Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма
социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия,
сотрудничества и взаимной помощи.
(слайд
№9) В
коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов
персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых
оказывается задействованным в процессе группового обучения.
Коллектив
воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной
системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой
связи в учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения,
деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив
дает возможность каждому учащемуся репрезентировать (представлять) себя в
значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников,
проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство.
(слайд
№10) Анализ
деятельности студентов на учебных занятиях по дисциплине «Иностранный язык»
даёт основание выделить 4 возможные её формы: индивидуальная, работа в парах,
работа в группах и фронтальная. Специфичной формой учебной деятельности
учащихся можно считать игру.
Подробнее
хотелось бы остановиться на групповой форме работы.
(слайд
№11) Теоретической
основой группового обучения являются работы Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготского,
подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития личности
фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования
педагогов и психологов показывают, что групповая форма обучения благоприятно
влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того,
она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными
фронтальными формами и методами и является приоритетной для его
организации в образовательных учреждениях.
(слайд
№12) Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых,
создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее
продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления
взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость
при благоприятных обстоятельствах учения.
На занятии
могут быть созданы как однородные, так и разнородные группы, в зависимости от
задания и цели работы. Главная цель на занятиях иностранного языка - развитие
речи, поэтому группы принято называть речевыми. Состав речевой группы
непостоянный.
Речевая
группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением, весьма
специфичным уровнем общения, которым надо овладеть. Здесь требуется больше
внимания и непременно следует учитывать отношения между собеседниками. Очень
важно правильно подобрать состав группы. Каковы же критерии формирования группы?
Она может быть сформирована:
·
(слайд
№13) по
решению учителя, исходя из уровня обученности,
·
(слайд
№14) по
желанию студентов, где большую роль играют учебные и
внеучебные интересы,
·
(слайд
№15) по
набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 студентам предоставляется право набрать
себе группы), но группа способна успешно трудиться лишь при оптимальном
распределении функций между её членами,
·
(слайд
№16) по
стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей),
·
(слайд
№17) по
темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим
характеристикам.
(слайд
№18) Для
меня групповая работа на учебных занятиях - это генерация идей, радость творчества,
упражнения во всем их многообразии, поиск новых форм и методов обучения,
противоречия как движущая сила процесса обучения, опыт общения, воодушевление
студентов, их активность, ясность целей и прогнозируемый результат,
актуальность, зона ближайшего развития моих студентов, отношение доверия и
сотрудничества, безграничное творчество, постоянный анализ ситуации.
(слайд
№19) На
учебных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» широкое применение нашли
следующие виды групповой работы:
·
Работа
в парах
·
Мозговой
штурм
·
Игра
«Продолжи»
·
Охота
за сокровищами
·
Снежный
ком
·
Мозаичная
группа
·
Прием
«Зигзаг» (Метод пилы)
Подробнее
мне хотелось бы остановиться на трех из них, поскольку именно эти виды активно
применяются на занятиях по иностранному языку:
(слайд
№20) Игра «Продолжи» (Основана
на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на
уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или
иностранном языке, при составлении рассказа о выдающихся деятелях страны
изучаемого языка, на истории при составлении обзора исторических событий.
Примером может служить рассказ на одну букву: Also Alfred A. achtet aber auch akkurat auf alles ...
(слайд
№21) Охота за сокровищами (Преподаватель
составляет вопросы, которые могут требовать как знаний фактов, так и осмысления
или понимания. Студент или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы
интернета и/или учебник. Работу с различными видами Интернет-ресурсов на
занятии считаю высокопродуктивной.)
(слайд
№22) Снежный ком ( Работа в
группе начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают
аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в
парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из
которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в
группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается
лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом
последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о
своей работе.)
(слайд
№23) Таким
образом, групповая работа имеет следующие преимущества. Она высвобождает
педагога от значительной доли фронтальной работы со всей группой и увеличивает
время на индивидуальную помощь. Привычная
функция педагога-рассказчика и основного носителя знаний заменяется
консультационной и организационной функцией.
(слайд
№ 24) Обучение,
однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности
студентов, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени
усвоения материала. Это означает, что наряду с групповыми формами обучения
следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать
оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Новации
предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации
обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и
увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации
обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания,
индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа,
оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.
(слайд №25) Рассмотренные
нами сегодня принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии
друг с другом, как и закономерности обучения, на базе которых они
сформулированы, и функционируют как целостная система. Поэтому любой из
принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они
проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют
и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность
обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность и т.д.
Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное
определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее
целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение в
обучении значения одних принципов и недооценка роли других приводит к снижению
его эффективности.
(слайд
№26) И
в заключении я хотела бы еще раз обратиться к творчеству великого чешского
философа, мыслителя, педагога Яна Амоса Коменского, автора «универсальной
теории учить всех всему». Поставив перед мировой педагогикой три основных
вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?, Коменский в «Великой дидактике»
сам дает нам ответ: КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.