Главная / Начальные классы / Сообщение "Проектная деятельность в начальной школе"

Сообщение "Проектная деятельность в начальной школе"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном динамично развивающемся информационном обществе не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать самим, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Слайд 2.

Современная педагогика интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность

Слайд3

Что мы понимаем под методом проектов? Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

 Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

  Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

 Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.        

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектовто имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.,

4 слайд

Классификация проектов.

 1.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

 2.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

 3.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

 4.Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

 Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

 Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

 Классификация проектов по продолжительности.

1.Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

2.Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

 Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  1. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время


Слайд 5 

требования к учебному проекту:

 

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

 

Слайд 6


 

проект – это “пять П”:

 

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация



Слайд 7,8,9,10

Формы продуктов проектной деятельности

Слайд 11

 

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

 

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений..

 

Слайд 12 Роль участников проектной деятельности

В целом при работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Слайд13,14                                                                

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности

Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:

  1. Индивидуальные навыки:

 - Определять задачи, которыми стоит заниматься.

 2.Формировать независимые суждения.

 - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.

 3.Приобретать навыки самоорганизации.

- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

 -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.

- Развивать способность справляться с новыми проблемами.

4.Собирать и анализировать новую информацию.

- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).

 5.Учиться анализировать и оценивать чужую работу.

- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

 Междисциплинарные навыки:

- «Выходить» за пределы одного предмета.

- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

 Навыки работы в группах:

- Учиться работать в группах.

- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.

-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.

- Развивать чувство такта и дипломатичность.

- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

 Навыки общения:

 - Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).

- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.

- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.  



Считаю, что вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо. В этом возрасте закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того, в процессе проектирования у учащихся формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и навыков; развиваются психические процессы; воспитывается коммуникативность, инициативность, предприимчивость. Они учатся работать самостоятельно, пользоваться разными источниками для нахождения информации Учителю отводится роль организатора, который должен определить тему и задачи данной проектной деятельности, поставить цели, прогнозировать все этапы, включая конечный продукт.

Сообщение "Проектная деятельность в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

 В данной  сообщении раскрывается  актуальность проектной деятельности в начальной школе в связи с требованиями ФГОС, раскрывается сущность метода проектов, показана классификация проектов в зависимости от вида проектов, количества  участников и времени работы над проектом. В работе  раскрыты основные требования  к учебному проекту и  выявлены все необходимые этапы  проектной деятельности. Результатом работы над проектом является продукт,  разнообразие их видов так же раскрывается в данной презентации.  Данное  сообщение может помочь учителям начальных классов в проектной деятельности.

Автор Новоселова Галина Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 640
Номер материала 52946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓