Учитель
математики «Лицей при ГИИ»
МЧС
Республики Беларусь
Рогова
Наталья Федоровна
“Творчество
– это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь,
протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…”
(Торренс)
Технологии
развития креативных и интеллектуальных способностей воспитанников
Для
того, чтобы определить, какие виды познавательных процессов являются
благоприятными для развития креативных способностей учащихся, обратимся к
трудам ведущих психологов, исследователей, педагогов. Так, по мнению
исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, Д.Б.
Эльконина, креативные способности учащихся являются самостоятельным
структурным элементом содержания образования. Ими неоднократно
отмечается то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации,
особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления,
творческого воображения, необходимого для формирования креативных способностей.
Развитию творческих
способностей детей посвящены многие работы в психологии и методике преподавания
математике, однако однозначной стройной теории творчества в науке не
существует, но можно проследить единые принципы подхода к решению данной
проблемы.
Что означает термин
«творческая деятельность»? Можно ли планировать творческую деятельность?
Есть ли такие технологии обучения, которые позволяют моделировать творческие
занятия с детьми и отслеживать результаты их творческой деятельности? Попробуем
ответить на эти вопросы.
Исследуя природу творчества,
ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой
деятельности, креативностью.
Психолог М.А. Холодная в своих
работах дает следующее определение: «Креативность – это способность к
порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов
интеллектуальной деятельности ( в широком смысле), дивергентные способности ( в
узком смысле).
Дивергентные способности –
интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество в
равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта.
По мнению психолога Л. С.
Выгодского « креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя
целые системы взаимосвязанных способностей»: например, креативными
способностями являются воображение, фантазия, мечтательность и т.д.
Изучая методику продуктивного
обучения, анализируя опыт своей деятельности, приходишь к выводу, что
креативность является основной, но единственной ли способностью,
обеспечивающей творческую деятельность. Поскольку в результате творчества у
ученика происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью
осуществляется и когнитивная деятельность (познавательная). Для того чтобы
креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и
преобразовывались в общеобразовательный результат ребенка, необходима
организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как
целеполагание, самоопределение, рефлексия и т.д.
Таким образом, чтобы осуществить
творческую деятельность, необходимо одновременное выполнение трех основных
видов деятельности:
1)Познание 2)Созидание
3)Самоорганизация
При осуществлении этих трех видов
образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
-
когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;
-
креативные качества, обеспечивающие условия создания творческого продукта;
-
методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации
образовательной деятельности ученика в двух предыдущих её проявлениях – в
познании и творении.
Каждой группе качеств соответствуют
определённые способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.
Четкое определение минимального набора творческих качеств ученика позволяет
целенаправленно конструировать учебные программы, выбирать оптимальные
технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать
создание детьми творческого образовательного продукта.
Следует
обратить внимание на то, что развитие только креативных качеств, сделает
невозможным общее образовательное движение ученика, поскольку без
сформированной организационной основы его творчество останется спонтанным и
неоформленным. Креативная деятельность может происходить одновременно с
когнитивной, включая ее цель в качестве элемента. Конечная и основная цель
креативной деятельности – создание продукта, тогда как когнитивная деятельность
имеет задачу - познание объекта.
С
помощью, каких заданий можно формировать творческие способности?
Для развития
креативных и интеллектуальных способностей учащихся применяются активные методы
обучения, позволяющие воспитанникам активно проявлять свои способности.
Активные методы
характеризуются:
ü Принудительной
активизацией мышления учащихся.
ü Обеспечением
постоянной вовлеченности учащихся в познавательный процесс.
ü Самостоятельной
выработкой решений, повышенной степенью мотивации.
ü Постоянным
взаимодействием с учащимися и преподавателем.
ü Проявлением
рефлексивной самоорганизации деятельности преподавателя и учащегося в
совместной деятельности «учение – обучение».
Классификация
активных методов обучения
ü Проблемное
обучение.
ü Лабораторная
работа.
ü Эвристические
лекции, беседы, наблюдения.
ü Тематическая
дискуссия.
ü Научно-
практическая конференция.
ü Инновационные
игры.
ü Организационно-деятельные
игры..
ü Мозговой
штурм
ü Создание
сценариев.
ü Стратегия
семикратного поиска. Позволяет выявить и сформулировать проблему посредствам
семи ключевых вопросов, направленных на получение информации об объекте, относящемуся
к рассматриваемой ситуации.
ü Теория
решения изобретательских задач.
ü Метод
проектов.
ü Конференция
идей - «творческое совещание».
Одним из
действенных методов интеллектуального развития является игра.
.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.