Главная / Начальные классы / сообщение на ШМО « Роль учителя начальных классов в урегулировании межнациональных отношений в России»

сообщение на ШМО « Роль учителя начальных классов в урегулировании межнациональных отношений в России»



Управление образования

администрации Сергиево – Посадского муниципального района

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17»

ИНН/КПП 5042068715/504201001

141342, МО, Сергиево-Посадский р-н, Богородское пгт., д.9, тел/факс (496)545-35-84







Сообщение на заседании ШМО учителей начальных классов на тему



« Роль учителя начальных классов

в урегулировании межнациональных отношений в России»















Подготовил

учитель начальных классов 1 кв. категории:

Авдеева С.А.





Январь 2014г.



В современном российском обществе проблема межнациональных отношений стоит достаточно остро. На первом заседании Совета по межнациональным отношениям Президент В.В. Путин поставил задачу преодоления негативных явлений в этой сфере с использованием позитивного опыта, накопленного за годы советской власти. Во всех республиках СССР развивались промышленность и сeльское хозяйство. Особое внимание обращалось на развитие регионов, которые в царской России не были в достаточной степени развиты (Казахстан и Средняя Азия, Северный Кавказ, Белоруссия). Много предприятий было построено в ранее аграрном Поволжье, заселенном татарами, башкирами, мордвинами, удмуртами. Эти автономные республики, а также Республика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ совершенно преобразились после открытия нефтяных залежей и угольного бассейна под Воркутой. Освоение месторождений потребовало привлечения квалифицированной рабочей силы, например переезда многих нефтяников из Баку в Сибирь, но эти миграции не вызывали недовольства коренного населения, так как не было имущественного расслоения между приезжими и коренными жителями.

Экономика всего государства была взаимосвязанной и взаимообусловленной. Хлопок из средней Азии поступал на все ткацкие фабрики СССР. Металл из Украины, Череповца, с Урала шел на все машиностроительные заводы. Нефть из Баку, Татарстана, Башкирии, Западной Сибирипо системе нефтепроводов поступала на нефтеперерабатывающие заводы всей страны. Экономика объединялась в одно целое едиными системами энергосетей, газопроводов, железных дорог, авиатранспорта. Каждый человек чувствовал себя гражданином мощного государства. Полету Гагарина радовалась вся страна. Каждая pecпублика гордилась вкладом, который она вносила в экономику страны.

Для демонстрации достижений в 30-е годы на севере Москвы была выделена огромная территория для сельскохозяйственной выставки(ВСХВ). Впоследствии эта выставка была реорганизована во Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ)

Развивалась в республиках и культура. К моменту революции (1917) многие народы царской России не имели своей письменности, а 90% русского населения было неграмотно. Потребовались гигантские усилия для создания письменности в большинстве союзных и автономных республик, организации ликбезов для обучения взрослых, школ на родном и русском языке для обучения детей . особого внимания потребовали малочисленные народы Севера: для детей были организованы школы-интернаты, так как родители постоянно кочевали в тундре, охраняя оленьи стада. После окончания обучения в интернатах дети оленеводов могли продолжить образование в ленинградских вузах на специально созданных отделениях народов Севера.

В межличностных отношениях редкими были конфликты на этнической почве, часто заключались смешанные браки, которые способствовали знакомству в быту с национальными праздниками, обычаями и кухней разных народов. Несмотря на различные негативные явления и даже репрессии целых народов Кавказа и Поволжья в 40-е годы, можно констатировать что в СССР 60-х – 80-х годов были межнациональные мир и единство.

Именно учитель начальных классов может сделать многое в поддержании межнационального мира в России: как известно, легче учить ,чем переучивать, легче воспитывать, чем перевоспитывать.

ФГОС НОО наряду с требованием осознания выпускником начальной школы своей этнической принадлежности выдвигает требование сформированности у него отношения к ценностям многонационального российского общества, истории и культуре других народов.

В соответствии с этими требованиями в учебники всех систем и учебно-методических комплектов введены сведения о многонациональности населения нашей страны. Но необходима планомерная, целенаправленная и постоянная работа по восстановлению межнационального мира и дружбы народов России. Такая работа должна вестись и с родителями, так как слыша в повседневной жизни проникнутые враждебностью к мигрантам высказывания старших, дети могут демонстрировать такое же к ним отношение.

Первоначальное знакомство с разнообразием народов России и мира происходит обычно на уроках обучения грамоте и изучения окружающего мира. В учебных книгах присутствуют рисунки и фотографии детей или взрослых в национальных костюмах. Детей можно попросить опознать костюмы своей национальности. Если на иллюстрации не окажется таких костюмов учеников из этнически смешанного класса, можно дать этим ученикам задание к ближайшему маскараду подготовить такие костюмы, а также народную песню, народный танец или в ходе праздника провести национальную игру. Русские же дети готовят свои национальные костюмы и номера художественной самодеятельности.

Другим достаточно эффективным способом развития интереса к иной культуре является знакомство с фольклором. Во все учебники по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению включены произведения русского фольклора: пословицы, загадки, заклички, считалки, песенки, сказки, детские игры. В классах смешанного этнического состава детям-мигрантам можно давать задания подобрать к имеющимся в учебнике образцам русского фольклора аналогичные или близкие по смыслу примеры фольклора своей нации и перевести их на русский язык. Если ученики затрудняются это сделать, следует предложить им выполнить задание дома вместе с родителями или представителями старшего поколения, которые, как правило, лучше знают русский язык, чем родители младших школьников. Переводы элементов национального фольклора на русский язык послужат дополнительным стимулом к изучению русского языка.

В классах смешанного этнического состава учителю следует обратить особое внимание на знакомство учащихся с особенностями быта, кухни, обычаев народов, к которым принадлежат их одноклассники. Много материала для такого знакомства и сопоставления содержится в учебнике по окружающему миру А.А. Плешакова , в котором при изучении любого природного или общественного явления учащимся предлагается сопоставлять то, что изложено в учебнике, с тем, что имеется у них в регионе. Помимо знакомства с материалом на уроках следует использовать и внеурочные мероприятия: кулинарные вечера, игры на свежем воздухе, фотовыставки и выставки предметов быта. Особенно важным является знакомство с обычаями народов, так как именно несовпадение ценностей, обычаев, манер поведения в обществе, взаимоотношений между полами вызывает неприязнь и межнациональные конфликты. Это очень деликатная сфера, потому что поведение некоторых детей-мигрантов, копирующих поведение своих родителей, недостаточно интегрированных в русскую среду и живущих по канонам своих диаспор, может вызывать конфликты учащихся между собой, родителей между собой или с учителем, руководством школы. Если класс имеет смешанный этнический состав, учитель должен гасить такого рода недопонимания, ссоры в зародыше, не давая им перерастать в драки с участием более старших учащихся.

В случае возникновения ссоры к работе обязательно должен быть подключен школьный психолог, который разберется в сущности конфликта, разъяснит детям его причину и, если нужно, подключит к примирению учащихся их родителей. Желательно, чтобы психолог окончил специальные курсы по межнациональным отношениям.

Большое значение для интеграции детей переселенцев в окружающий мир имеет их участие в групповых исследовательских проектах краеведческого характера, посвященных истории и сегодняшнему дню тех регионов, куда переселились их семьи. Участвуя в этих проектах, дети мигрантов посещают краеведческий музей, интервьюируют знатных людей своей новой «малой родины», читают краеведческую литературу, фотографируют здания, природные объекты или делают доклады на русском языке по данным проектам на уроках по федеральной программе «Одаренные дети». В результате дети переселенцев овладевают новыми для них коммуникативными навыками, лучше узнают, что ценится в новой для них среде и что порицается, быстрее осваивают разговорный русский язык. Этим предотвращается замкнутость ребенка в обычаях и правах своего анклава, стиле общения в нем, и он перестает быть «чужаком» для окружающих его людей.

Большую помощь в воспитательной работе могут оказать сотрудники Министерства внутренних дел (МВД), которые расскажут детям, что в России законы едины для всех людей независимо от их этнической принадлежности, от того, являются они гражданами России или нет. В доступной для младших школьников форме представитель МВД может рассказать о законах, регулирующих межнациональные отношения, о том, какие нарушения поведения в общественныx местах караются законом. Усилия учителей начальной школы по поддержанию национального согласия будут способствовать воспитанию нового поколения россиян, осознающих ценности многонационального российского общества, уважительно относящихся к культуре других нapoдов, толерантных к людям, не похожим на них по своим ценностям и стилю поведения.



































сообщение на ШМО « Роль учителя начальных классов в урегулировании межнациональных отношений в России»
  • Начальные классы
Описание:

В современном российском обществе проблема межнациональных отношений стоит достаточно остро. На первом заседании Совета по межнациональным отношениям Президент В.В. Путин поставил задачу преодоления негативных явлений в этой сфере с использованием позитивного опыта, накопленного за годы советской власти. Во всех республиках СССР развивались промышленность  и сeльское хозяйство. 

Именно учитель начальных классов может сделать многое в поддержании межнационального мира в России: как известно, легче учить ,чем переучивать, легче воспитывать, чем перевоспитывать. 

Автор Авдеева Светлана Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 254
Номер материала 43597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓