Коммунальное
Государственное Учреждение
«Коррекционная
неполная школа-интернат для детей-сирот
с
задержкой психического развития.»
Управление
Образования
Восточно-Казахстанской
области
Сообщение
на методическом объединении
учителей
начальных классов
Выравнивание
и коррекция детей в начальной школе.
Из
опыта работы учителя начальных классов
Носковой
Татьяны
Витальевны.
г.Серебрянск
2014г.
В психолого-педагогической литературе категория детей
с ЗПР характеризуется как дети с пониженной обучаемостью, отстающие и нервные
дети. Для учащихся данной категории характерна низкая скорость восприятия,
сниженная скорость к приёму и переработки информации и фрагментарные знания об
окружающем мире.
Поэтому цель всей коррекционной работы - создание адекватных условий для
обучения и жизни детей в социуме.
В настоящее время существует множество
коррекционно-развивающих программ. Программа Шевченко ориентируется на развитие
познавательных процессов через предметы эстетического цикла.
Программа американского
психолога Фойерштайна основана на ведение специальных когнитивных карт, в
которых отражаются параметры умственного развития.
В программе
английских педагогов «Ежедневная забота» (Day care) делается упор на развитие
учебных навыков посредством организации игровой деятельности.
Программа,
предложенная педагогом Гутниковой, реализует не обучающий, а развивающий
психику ребёнка подход. Материал программы - развивающие игры.
Коррекционная
программа Акимовой и Козловой направлена на обучение детей с ЗПР умению
выполнять основные мыслительные операции: анализ, сравнение и сопоставление.
Поэтому
коррекционную работу провожу используя инновационные технологии: технология
Сотрудничества Полат, личностно – ориентированную технологию, здоровье сберегающую
и игровую.
Коррекционная
работа ведётся в 3 направлениях:
1.Через
выравнивание психических процессов.
Особую роль отвожу коррекции внимания,
т.к. внимание является катализатором чтения, а в письменных работах учащихся с
ЗПР значительное количество «ошибок внимания».
В начале года проводится диагностика
свойств внимания: переключаемости, объёма, устойчивости. Использую корректурные
пробы, таблицы, тесты. Затем выявляю причины и характер нарушений внимания. Для
этого совместно с психологом заполняется карта типов ЗПР. Коррекция внимания
происходит на уроках, коррекционных занятиях в повседневной жизни с участием
воспитателей через игры и задания.
2.Выравнивание учащихся происходит за
счёт ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях.
По математике это мониторинг
знаний, дополняющий традиционный контроль. В нём весь курс по предмету
представлен в виде последовательных заданий, которые помогают перейти от уровня
«знания» к уровню «применение» и «понимание».
По русскому языку коррекция
происходит в 3 этапа;
1 этап -4
вида диктантов (предупредительный, зрительный, объяснительный, контрольный)
2 этап -грамматические
задания и упражнения по программе русского языка
3 этап-
разно уровневые тесты.
На уроках литературного чтения и познания
мира учу выражать своё мнение, отстаивать свою
точку зрения, расширять кругозор. Духовно- нравственное воспитание – лейтмотив
этих уроков. Для коррекционной направленности уроков использую опорные схемы,
тесты и таблицы-помощники.
3.
Коррекция эмоционально – волевой сферы через элементы игротерапии.
Учитывая, что ведущей деятельностью у
детей данной категории остаётся игра, считаю, что игротерапия – мощное и
эффективное средство коррекционной работы. В игровой форме предлагается
провести эмоциональный настрой на урок, психопаузу, физминутку, зрительную
гимнастику. Чаще как форму урока следует выбирать уроки – путешествия, уроки в
форме КВН и уроки- открытия.
Хотелось бы отметить положительное
влияние кружковой работы, как вида дополнительного образования в интернатных
учреждениях: занятия в изостудии, танцевальном кружке, вокальной студии,
психологические тренинги, логопедические занятия.
Вывод: Проводимая коррекционная
работа благоприятно влияет на развитие познавательной сферы у детей с ЗПР,
укрепляется учебная мотивация, меняется самооценка, снижается агрессивность,
пассивность и возбудимость.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.