Главная / Другое / Сообщение на тему: Роль предметно-пространственной среды в развитии речи дошкольников

Сообщение на тему: Роль предметно-пространственной среды в развитии речи дошкольников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга










СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

Социальная адаптация ребенка как результат взаимодействия педагогов и семьи






Выполнила:

педагог дополнительного образования

Мадьярова Дина Рафиковна















Оренбург, 2015

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Семья и дошкольные учреждения – два важных социальных института в воспитании детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье ребенок получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

Дошкольное учреждение также играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, на сколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Все эти факторы играют неоценимую роль в адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, его социального окружения.

Освещение данной проблемы нашло отражение в трудах Н. Алешиной, М.В. Антроповой, Ю.В. Васильковой, В.С. Маркова, А.В. Мудрик, А.В.Петровского и др.

В концепции развития личности А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер ее дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребенка в группе с его индивидуализацией и автономностью.

Попадая в студию раннего развития, ребенок проходит те же этапы, что и в детском саду и школе.

Адаптация ребёнка включает в себя следующие составляющие:

- интеллектуальная готовность – умение ребенка выполнить и освоить программу обучения, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторки. В случае если ребенок адаптируется к нагрузке, то он успешен в обучении, в противном случае возникает не желание посещать студию;

- физическая готовность – способность ребенка адаптироваться к системе уроков, спокойно сидеть в течении некоторого времени, хорошо видеть, слышать, быть бодрым и увлеченным. В случае дизадаптации ребенок испытывает усталость, вялость, проявляет неусидчивость и невнимание;

- эмоционально-волевая готовность – мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управлять своими эмоциями и поведением. Считается сформированной если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, у него формируется произвольность психических процессов.

- личностная и социально-психологическая готовность – сформированность новой социальной позиции, группы нравственных качеств, необходимых для учения, произвольность поведения и умение общаться со сверстниками и взрослыми. В случае если ребенок адаптировался он с легкостью входит в контакт с окружающими, проявляет внимание и заботу к сверстникам и взрослым. В противном случае ребенок становится замкнутым, нервным, раздражительным, сторонится окружающих.

Это были основные компоненты адаптации. И нельзя сказать, что какой то из них является важнее, чем остальные, они в совокупе образуют предпосылки к успешному обучению.

Но все же если конкретно рассматривать старший дошкольный возраст, то на первое место выходит социальная адаптация, а именно умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это проблема актуальна на современном этапе, сколько мы видим детей, у которых замечательные показатели по письму, математике, но они совершенно не умеют общаться и взаимодействовать. И в первую очередь это идет из семьи.

Личностное развитие, а конкретно самооценка и самоконтроль во многом определяется родителями. Если самооценка завышена, ребенок стремится быть во всем лидером и не считается с мнением своих сверстников. Многие родители поступают очень мудро, они приглашают в гости детей с группы, соседских детей, тем самым помогая ребенку наладить контакт со сверстниками. В семье закладываются базовые основы, а мы в студии создаем условия для дальнейшего развития.

На первых занятиях, в начале года, все дети приходят и впервые видят всех с кем им предстоит учиться и общаться весь учебный год. Мы просим родителей делать бейджики с именами детей. Это помогает и нам, педагогам быстрее всех запомнить, но и не мало важно дети запоминают друг друга. Мы проводим игры на знакомство: «Цепочка имен», «Здравствуй, друг», «Дрозд» и тд. Проводим экскурсию по кабинетам, знакомим с рабочим пространством. На протяжении учебного года вовлекаем детей в проектную деятельность, что в свою очередь способствует формированию познавательной активности, творчества, самостоятельности, развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе. Основными формами проведения занятий являются групповые и парные. На переменках в нашей школе дети играют в такие игры: «Пятьсот подруг», «Ручеек», «Давай подружимся», «Каравай» и тд.

Также мы показываем ребёнку, что мы очень рады ему и приглашаем к нам на праздник. По образному выражению Стендаля: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость украшенная улыбкой». И это присуще каждому педагогу нашего коллектива. Увидев в педагоге доброго, чуткого, веселого человека, дети очень быстро познают и себя, и своих сверстников, и своего старшего наставника. У ребенка возникает деловое сотрудничество со взрослым. Взрослый становится для него источником тепла и доброжелательности, затем совместным партнером в игре, занятиях, образцом для подражания.

В каком бы возрасте не поступал ребенок в детское учреждение надо помнить: безболезненность адаптации во многом зависит от тесного сотрудничества с семьей, в которой растет ребенок.

Беседа – одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Родители проявляют большой интерес к тому, как ведут дети в нашей студии, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения, урок или переменку. После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями, выясняются их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно оформлять групповые стенды типа «Для Вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. В разделе «Советы и рекомендации» помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещении семей и т.д.

Тематика материалов стенда должная зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений был поиск новых форм взаимодействия с семьей. Нужно помогать исправить ошибки родителей, допускающиеся в семейном воспитании, т.к. многие молодые родители недооценивают, например, значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.

В заключении, хотелось бы отметить, что у детей посещающих студию раннего развития, не возникает трудностей в общении ни со взрослым, ни со сверстниками, потому что они знают правила поведения, они добры по отношению к окружающим, могут организовать игру в коллективе, и в последующим могут стать лидерами в классе.




























Список литературы:

  1. Гаврисенко, О. А. Подготовка к школе [Текст] / О.А. Гаврисенко // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №1.- С. 36-37.

  2. Забровская, О. Психолого – педагогические основы проблемы подготовки детей к школе в современной социокультурной ситуации [Текст] / О. Забровская // Детский сад от А до Я. – 2007. - №5.- С. 52-63.

  3. Картавцева, В.А. Образование дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст] / В.А. Картавцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2004. - №2.- С. 40-43.

  4. Лебедева, Г.В. Вариативная модель дошкольного образования [Текст] / Г.В. Лебедева // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №7.- С. 25-29.

  5. Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание, 1998 г., № 10, с. 54-59.

  6. Макаренко, Г.И. Предшкольная подготовка в системе дополнительного образования [Текст] / Г.И. Макаренко // Дополнительное образование и воспитание. – 2005. - №8.- С. 58-60.

  7. Миленко В., Лысенко Г. Родительские собрания-студии как форма взаимодействия ДОУ и семей воспитанников // Дошкольное воспитание, 2005 г., № 12, с. 9-14.


.






Сообщение на тему: Роль предметно-пространственной среды в развитии речи дошкольников
  • Другое
Описание:

Главной целью своей работы считаю создание условий для развития творческих способностей, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Задачи, которые я решаю в своей работе:

- формирование у ребенка нового типа мышления – теоретического, который позволяет исследовать и понять учебный материал и окружающий мир в целом;

- создание условий для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

- развитие желания и умения учиться.

Для эффективного решения поставленных задач я организую свою педагогическую деятельность на основе следующих принципов:

всесторонне и гармоничное развития детей, необходимое для безболезненной адаптации для детей дошкольного возраста к школьной среде и позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой;

создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического развития дошкольников;

развитие познавательного интереса и творческой активности;

развитие любознательности и фантазии детей, творческого мышления и воображения;

развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных качеств ребёнка, детской одаренности;

учет индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумными требованиями;

систематичность и последовательность, вариативность занятий;

использование наглядности, дидактического материала, игр.

Второй год работаю по программе «Теремок» (автор-составитель Самойлова Т.А.). Отличительной особенностью данной программы является то, что ребенок может поступить на любую из двух ступеней подготовки с любым уровнем готовности к обучению.

Автор Максюкова Вера Алексеевна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 573
Номер материала MA-064636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓