Главная / Начальные классы / Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях реализации ФГОС

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях реализации ФГОС

МБОУ СОШ №10 с УИОП, г. Елец







Тема «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
в условиях реализации ФГОС»











Автор Зиборова Татьяна Валерьевна



























2014год.





Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
в условиях реализации ФГОС

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский


Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с обучением в школе. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми .

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:

20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни

Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;  

  • семья и микроклимат в ней;

  • наследственность

        недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения   здоровья   детей ;

  • круг общения, вредные привычки;

  • питание;

  • особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы.

Можно сослаться на ряд причин: ухудшение качества жизни, нехватка средств на образование и здравоохранение, ухудшение экономической обстановки и т.д. Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-экономическим проблемам.

Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей: тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

бвнутренние факторы (в самом образовательном учреждении): 

  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  •  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • Провалы в существующей системе физического воспитания;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах  охраны  и укрепления  здоровья ;

  • Частичное разрушение служб  школьного  медицинского контроля;

  •  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

           Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся.

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени начального общего образования:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;

  • развивать чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья;

  • формирование установок на использование здорового питания;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • учить радоваться  и видеть красоту жизни;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

  • расширять знания и навыки по экологической культуре;

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • формировать личность,  живущую по законам ЗОЖ.

Среди детей-третьеклассников мной был проведён опрос: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Были получены следующие ответы: не курить; соблюдать правила здорового питания; быть физически активным; поддерживать нормальный вес; не употреблять алкоголь; не реже одного раза в год проходить полное медицинское обследование; при любых признаках ухудшения здоровья сразу обращаться к врачу.

Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся включает в себя 5 организационных этапов:

  • организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации ;

  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;

  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

  • реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;

  • организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.

Отдельно можно выделить этап управления реализацией программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся.

В начальной школе должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда , а именно:

обеспечение каждого класса начальной школы учебным кабинетом, в котором оборудован гигиенический уголок (раковина для мытья рук, мыло, полотенце);

комплектация физкультурного зала оборудованием, необходимым для проведения занятий с младшими школьниками;

выделение пространств для проведения в начальной школе занятий внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления. Обеспечение учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты независимо от роста учащихся ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

  • Обеспечение хранения в классе дидактических пособий для первоклассников.

В начальной школе должен быть организован режим, соответствующий ФГОС:

- 5-дневный режим обучения в 1 -4-х классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки;

- «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре - октябре в 1-х классах;

-облегченный день в середине учебной недели;

- 35-минутный уроков в течение всего учебного года в 1 -х классах и 45-минутный во 2-4-х классах;

-ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока

--составление учебного расписания с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели,

В начальной школе должна быть организована учебно-познавательная деятельность обучающихся, включающая:

введение в начальной школе третьего часа физической культуры;

разработку курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;

реализацию планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

организацию безотметочного обучения в 1-х классах

применение ИКТ с учетом требований СанПиН 2.4.2.1178-02.

реализацию раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности, в т. ч.: реализацию плана мероприятий по профилактике детского травматизма, изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий («Весёлые старты», спортивные праздники, День здоровья), экскурсий в парк и т. д.

проведение часов здоровья, классных часов, досуговых мероприятий (конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.) по темам ведения здорового образа жизни,

включение тем, направленных на здоровьесбережение и формирование основ безопасного образа жизни (поведения в быту ,правила общения, правила ОБЖ, ПДД) в преподавание уроков физической культуры, технологии, окружающего мира, курса «ОРКСЭ».

Примерное содержание работы в начальных классах по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в урочной деятельности младших школьников включает в себя изучение материала и выполнение учебных заданий по ознакомлению со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.

На уроках окружающего мира младшие школьники изучают устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения и укрепления здоровья.

Уроки технологии прививают ученикам навыки соблюдения техники безопасности при использовании различного оборудования.

В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:

  • спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);

  • занятия в спортивных секциях;

  • туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);

  • коллективно-творческие дела по примерным темам:

  • «Вредные и полезные для здоровья привычки»;

  • «Человек есть то, что он ест»;

  • «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики»;

  • «Болезни, которые порождаются увлечениями компьютерными играми, телевидением»;

  • «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек и др.)?» и т. п.;

  • система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, обсуждение необходимости правильного питания. Для этого используются следующие приёмы: беседа, лекция, работа с книгой.

  • экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.

В основе обеспечения здоровьесбережения младших школьников
лежит рациональная организация учебной деятельности учащихся, направ-
ленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки,нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной деятельности подразумевает следующее:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся (выполнение домашних заданий, занятия внеурочной деятельности) на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников;

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинских работников.

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения. Необходимо наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями, учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.

4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);

  • рациональную организацию уроков физической культуры на уровне начального общего образования;

  • регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);

  • организацию:

- занятий лечебной физической культурой;

  • часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;

  • работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.

  • динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:

внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:

  • лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;

  • совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Существуют различные мониторинги , оценивающие состояние реализации программы.

Инструментарий мониторинга:

  • анкеты («Хорошо ли ребёнку в школе», «Самочувствие школьника и физминутки», «Режим дня», «Здоровое питание», «Изучение удовлетворённости родителей дозировкой домашних заданий», «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье школьника», «Изучение удовлетворённости родителей учебной нагрузкой ребёнка», «Я и природа» и др.;

  • тестирование («Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?», тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося, тест- анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения, тест–анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья и др);

  • опросы (отношение к своему здоровью, отношение к здоровому образу жизни, ценностные установки, отношение к природе и др);

  • наблюдения;

  • диагностические методики («Градусник», «Настроение», «Солнце, тучка, дождик»);

  • комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник);

  • оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры);

  • оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог);

  • анализ данных медицинских осмотров;

  • анализ данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму;

  • проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года;

  • контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса;

  • контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Таким образом, по итогам работы по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся планируется достижение целого комплекса образовательных и воспитательных результатов, повышение активности педагогов и родителей младших школьников в организации здоровьесберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.




Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях реализации ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.

Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей: тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое разви­тие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у зна­чительной части младших школьников.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  учащихся.

    В соответствии с требованиями ФГОС  была разработана Программа формирования экологической  культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся.

 

 Программа формирования экологической  культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Примерное содержание работы в начальных классах по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в урочной деятельности младших школьников включает в себя изучение материала и выполнение учебных заданий по ознакомлению со здоровым образом жиз­ни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.

На уроках окружающего мира младшие школьники изучают устройство человече­ского организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения и укрепле­ния здоровья.

Уроки технологии прививают ученикам навыки соблюдения техники безопасности при использовании различного оборудо­вания.

В рамках организации внеурочной дея­тельности спортивно-оздоровительной на­правленности осуществляется ознакомле­ние учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здо­ровья общества, семьи в ходе различных мероприятий.

 

С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

По итогам работы по программе формирования экологиче­ской культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся планируется достижение целого комплекса образовательных и воспитательных результа­тов, повышение активности педагогов и родителей младших школьников в ор­ганизации здоровьесберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении.

 

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если  школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся  приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты  личностно, интеллектуально, духовно и физически.

Автор Сарафанова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1671
Номер материала 59071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓