Главная / Начальные классы / Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных.

Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных.

Название документа Методическая разработка урока по литературному чтению .docx

10


Методическая разработка урока по литературному чтению. 1 класс

Тема: Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Задачи:

  • Знакомить с понятием «согласный звук»;

  • Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их смыслоразличительной функцией;

  • Учить графически обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки на схеме;

  • Учить составлять предложения, заменяя отдельные слова картинками

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять звуки [н], [н′] на слух, находить их местоположение в слове;

  • Соотносить звук и обозначающую его букву;

  • Находить буквы Н, н в текстах

  • Различать твёрдый и мягкий звуки;

  • Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу урока;

  • Планировать деятельность на уроке;

  • Слушать и слышать учителя;

  • Выполнять задание под руководством учителя;

  • Работать в паре, группе;

  • Оценивать деятельность по совместно выработанным критериям

Личностные:

  • Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • Проявлять патриотизм (любовь к истории России, родному языку)

Оборудование: сюжетная картинка на проекторной доске «Богатырь и дракон в поле», «Дерево знаний», схемы, алфавитный лист, лесенка слогов

Методы и формы обучения: Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буква н, Н»

Ресурсы урока: Азбука, с. 40-43







Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся



I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.



II.Сообщение темы, постановка учебной задачи

- Ребята, перечислите, с какими буквами мы уже познакомились?

- Чем похожи эти буквы? К какой группе их можно отнести?



- Молодцы. Рассмотрите картинку у меня на доске. Скажите, что в ней необычного?



- Давайте произнесём слово «дракон». Какой звук слышится в конце этого слова?



- Хорошо. Давайте начнём заполнять наше «Дерево знаний» плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?



- Верно, дадим характеристику звуку [н] и определим к какой группе мы его отнесём. Скажите, а что это у меня в руке?



- Как вы думаете, для чего на урок я принесла схемы? (дерево заполняется)



- Верно. А ещё, сегодня, мы начнём учиться читать по слогам.

- А, О, У, Ы, И



- Они все – гласные.



- Богатырь пашет землю, а вместо коня у него запряжён дракон.



- [н]





- Мы познакомимся с новой буквой, всё о ней узнаем







- Схема





- Мы будем учиться составлять схемы к словам




III.Решение практических задач

- Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?





- Верно. Что ж давайте приступим. Вы определили, что сегодня мы познакомимся с новой буквой Н, н и её звуком. Давайте произнесём звук [н].



- Получилось ли у вас пропеть звук [н] также, как уже пройденные нами звуки?



- Почему?



- Какой вывод можно из этого сделать?



- Верно. Возьмите свои алфавитные листы и положите их перед собой, найдите на листе букву Н. Скажите, если звук [н] – согласный, то каким цветом мы раскрасим букву?



- Хорошо, раскрасьте её.



- Ребята, в начале урока мы рассматривали картинку и нашли в ней кое-кого необычного. Кто это был?

- Скажите, а кто должен был быть на месте дракона?



(на проекторной доске появляются слова «дракон, конь»)



- Давайте произнесём эти слова по-очереди, уделяя внимание последнему звуку. Что вы заметили?



- Как вы думаете, это одна и та же буква? Почему вы так считаете?



- Какой вывод можно из этого сделать? Что мы можем нового сказать о звуке [н], кроме того, что он является согласным?



- Молодцы, вы заметили различия в произношении этих двух звуков. Так вот, в слове «дракон» - звук [н] – твёрдый. Произнесите его.

- А в слове «конь» - звук [н] – мягкий - [н′]. Давайте его произнесём.

- А теперь произнесём эти два звука поочередно и почувствуем разницу между ними – [н] - [н′].



- Скажите, что мы можем сказать о новой букве и её звуке?

- Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!



- Н-н-н-н-н……







- Нет





- Язык встретил преграду



- Буква Н не относиться к гласным, она – согласная!







- Синим



(дети раскрашивают букву)





- Дракон

- Конь







- В этих двух словах последний звук произноситься по-разному. В слове «дракон» - [н], а в слове «конь» - [н′].



- Да, она встречается и в первом и во втором слове, но произноситься по-разному.





(ребята высказывают свои предположения)







- [н]-[н]-[н] …



- [н′]-[н′]-[н′]



- [н] - [н′]



- Звук [н] – согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий

Физминутка

Сидит белка на тележке, (дети присели)

Продаёт она орешки: (встали, наклоны вправо-влево)

Лисичке-сестричке, (покружились)

Воробью, синичке, (взмахи руками)

Мишке толстопятому, (ходьба на внутренней стороне стопы)

Заиньке усатому, (попрыгали)

Кому в платок, (вытянули руки, раскрыли ладошки)

Кому в зубок, (сжали ладошки в кулачки)

Кому в лапочку (открыли кулачки, разжимая по-одному пальчику)



- Ребята, откройте свои учебники на странице 41. Давайте разберём схемы на полях. Что изменилось в привычных для нас схемах?



- Верно. Скажите, а что обозначает красный цвет в схеме?



- Хорошо. А как вы думаете, что будет обозначать синий цвет?



- Да, но только твёрдую согласную, а зелёный будет обозначать… (дети могут сами продолжить предложение учителя) мягкую согласную.



- Давайте попробуем составить схемы к нашим двум словам, которые мы сегодня разбирали: «дракон, конь»















- Молодцы.







- В схеме появились синий и зелёный цвета



- Это гласная буква



- Синий цвет будет обозначать согласную букву













(ребята с помощью учителя составляют схемы к словам)



hello_html_50e21afc.gif










IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем


- Ребята, теперь мы с вами знаем одну согласную букву и несколько гласных букв и можем составлять из них слоги и учиться читать эти слоги. Посмотрите на экран. Я приготовила вам лесенку на вершине которой стоит согласная буква Н. Давайте заполним ступеньки моей лесенки. На каждой ступеньке должен находиться слог, который состоит из одной гласной буквы и согласной буквы Н. Слоги повторяться не могут.



- А теперь, прочитаем наши слоги.























- Ребята, посмотрите в ваши учебники. На правой страничке написаны слова с изученными нами буквами. Давайте их прочитаем.















(дети, вмести с учителем, составляют слоговую лесенку)



(ученики читают получившиеся слоги)

hello_html_5e4d79a8.gif







(ученики читают слова вслед за учителем, а затем хором вместе с ним)


V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?



- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.





(ответы детей)



Название документа Мини презентация к уроку литературного чтения. 1 класс.pptx

Литературное чтение 1 класс «Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообра...
Дракон Конь
 Н на но ни ну ны ан он ин ун ын
Молодцы!!!
1 из 4

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Литературное чтение 1 класс «Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразую
Описание слайда:

Литературное чтение 1 класс «Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных» Составитель: Лысянская Ю. Н.

№ слайда 2 Дракон Конь
Описание слайда:

Дракон Конь

№ слайда 3  Н на но ни ну ны ан он ин ун ын
Описание слайда:

Н на но ни ну ны ан он ин ун ын

№ слайда 4 Молодцы!!!
Описание слайда:

Молодцы!!!

Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных.
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока по литературному чтению. 1 класс

Тема: Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Задачи:

§  Знакомить с понятием «согласный звук»;

§  Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их смыслоразличительной функцией;

§  Учить графически обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки на схеме;

§  Учить составлять предложения, заменяя отдельные слова картинками

Планируемые результаты

Предметные:

§  Определять звуки [н], [н′] на слух, находить их местоположение в слове;

§  Соотносить звук и обозначающую его букву;

§  Находить буквы Н, н в текстах

§  Различать твёрдый и мягкий звуки;

§  Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Метапредметные:

§  Понимать и принимать учебную задачу урока;

§  Планировать деятельность на уроке;

§  Слушать и слышать учителя;

§  Выполнять задание под руководством учителя;

§  Работать в паре, группе;

§  Оценивать деятельность по совместно выработанным критериям

Личностные:

§  Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

§  Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

§  Проявлять патриотизм (любовь к истории России, родному языку)

Оборудование: сюжетная картинка на проекторной доске «Богатырь и дракон в поле», «Дерево знаний», схемы, алфавитный лист, лесенка слогов

Методы и формы обучения: Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буква н, Н»

Ресурсы урока: Азбука, с. 40-43

 

 

 

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

 

II.Сообщение темы, постановка учебной задачи

- Ребята, перечислите, с какими буквами мы уже познакомились?

- Чем похожи эти буквы? К какой группе их можно отнести?

 

- Молодцы.  Рассмотрите картинку у меня на доске. Скажите, что в ней необычного?

 

- Давайте произнесём слово «дракон». Какой звук слышится в конце этого слова?

 

- Хорошо. Давайте начнём заполнять наше «Дерево знаний»плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

 

- Верно, дадим характеристику звуку [н] и определим к какой группе мы его отнесём. Скажите, а что это у меня в руке?

 

- Как вы думаете, для чего на урок я принесла схемы? (дерево заполняется)

 

- Верно. А ещё, сегодня, мы начнём учиться читать по слогам.

- А, О, У, Ы, И

 

- Они все – гласные.

 

- Богатырь пашет землю, а вместо коня у него запряжён дракон.

 

- [н]

 

 

- Мы познакомимся с новой буквой, всё о ней узнаем

 

 

 

- Схема

 

 

- Мы будем учиться составлять схемы к словам

 

 

III.Решение практических задач

- Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?

 

 

- Верно. Что ж давайте приступим. Вы определили, что сегодня мы познакомимся с новой буквой Н, н и её звуком. Давайте произнесём звук [н].

 

- Получилось ли у вас пропеть звук [н] также, как уже пройденные нами звуки?

 

- Почему?

 

- Какой вывод можно из этого сделать?

 

- Верно. Возьмите свои алфавитные листы и положите их перед собой, найдите на листе букву Н. Скажите, если звук [н] – согласный, то каким цветом мы раскрасим букву?

 

- Хорошо, раскрасьте её.

 

- Ребята, в начале урока мы рассматривали картинку и нашли в ней кое-кого необычного. Кто это был?

- Скажите, а кто должен был быть на месте дракона?

 

(на проекторной доске появляются слова «дракон, конь»)

 

- Давайте произнесём эти слова по-очереди, уделяя внимание последнему звуку. Что вы заметили?

 

- Как вы думаете, это одна и та же буква? Почему вы так считаете?

 

- Какой вывод можно из этого сделать? Что мы можем нового сказать о звуке [н], кроме того, что он является согласным?

 

- Молодцы, вы заметили различия в произношении этих двух звуков. Так  вот, в слове «дракон» - звук [н] – твёрдый. Произнесите его.

- А в слове «конь» - звук [н] – мягкий - [н′]. Давайте его произнесём.

- А теперь произнесём эти два звука поочередно и почувствуем разницу между ними – [н] - [н′].

 

- Скажите, что мы можем сказать о новой букве и её звуке?

- Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!

 

 

- Н-н-н-н-н……

 

 

 

- Нет

 

 

- Язык встретил преграду

 

- Буква Н не относиться к гласным, она – согласная!

 

 

 

- Синим

 

(дети раскрашивают букву)

 

- Дракон

- Конь

 

 

 

- В этих двух словах последний звук произноситься по-разному. В слове «дракон» -  [н], а в слове «конь» - [н′].

 

- Да, она встречается и в первом и во втором слове, но произноситься по-разному.

 

 

(ребята высказывают свои предположения)

 

 

 

-  [н]-[н]-[н] …

 

- [н′]-[н′]-[н′]

 

- [н] - [н′]

 

- Звук [н] – согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий

Физминутка

Сидит белка на тележке, (дети присели)

Продаёт она орешки: (встали, наклоны вправо-влево)

Лисичке-сестричке, (покружились)

Воробью, синичке, (взмахи руками)

Мишке толстопятому, (ходьба на внутренней стороне стопы)

Заиньке усатому, (попрыгали)

Кому в платок, (вытянули руки, раскрыли ладошки)

Кому в зубок, (сжали ладошки в кулачки)

Кому в лапочку (открыли кулачки, разжимая по-одному пальчику)

 

- Ребята, откройте свои учебники на странице 41.  Давайте разберём схемы на полях. Что изменилось в привычных для нас схемах?

 

- Верно. Скажите, а что обозначает красный цвет в схеме?

 

- Хорошо. А как вы думаете, что будет обозначать синий цвет?

 

- Да, но только твёрдую согласную, а зелёный будет обозначать…  (дети могут сами продолжить предложение учителя)   мягкую согласную.

 

- Давайте попробуем составить схемы к нашим двум словам, которые мы сегодня разбирали: «дракон, конь»

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы.

 

 

- В схеме появились синий и зелёный цвета

 

- Это гласная буква

 

- Синий цвет будет обозначать согласную букву

 

 

 

 

(ребята с помощью учителя составляют схемы к словам)

 

 

 

 

 

 

 

IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем

 

- Ребята, теперь мы с вами знаем одну согласную букву и несколько гласных букв и можем составлять из них слоги и учиться читать эти слоги. Посмотрите на экран. Я приготовила вам лесенку на вершине которой стоит согласная буква Н. Давайте заполним ступеньки моей лесенки. На каждой ступеньке должен находиться слог, который состоит из одной гласной буквы и согласной буквы Н. Слоги повторяться не могут.

 

- А теперь, прочитаем наши слоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите в ваши учебники. На правой страничке написаны слова с изученными нами буквами. Давайте их прочитаем.

 

 

 

 

 

 

(дети, вмести с учителем, составляют слоговую лесенку)

 

(ученики читают получившиеся слоги)

 

 

 

 

(ученики читают слова вслед за учителем, а затем хором вместе с ним)

 

V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?

 

- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.

 

 

(ответы детей)

       

 

Автор Лысянская Юлия Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 579
Номер материала 32658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓