Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы1 класс. Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных.

Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока по литературному чтению .docx

Методическая разработка урока по литературному чтению. 1 класс

Тема: Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Задачи:

§  Знакомить с понятием «согласный звук»;

§  Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их смыслоразличительной функцией;

§  Учить графически обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки на схеме;

§  Учить составлять предложения, заменяя отдельные слова картинками

Планируемые результаты

Предметные:

§  Определять звуки [н], [н′] на слух, находить их местоположение в слове;

§  Соотносить звук и обозначающую его букву;

§  Находить буквы Н, н в текстах

§  Различать твёрдый и мягкий звуки;

§  Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Метапредметные:

§  Понимать и принимать учебную задачу урока;

§  Планировать деятельность на уроке;

§  Слушать и слышать учителя;

§  Выполнять задание под руководством учителя;

§  Работать в паре, группе;

§  Оценивать деятельность по совместно выработанным критериям

Личностные:

§  Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

§  Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

§  Проявлять патриотизм (любовь к истории России, родному языку)

Оборудование: сюжетная картинка на проекторной доске «Богатырь и дракон в поле», «Дерево знаний», схемы, алфавитный лист, лесенка слогов

Методы и формы обучения: Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буква н, Н»

Ресурсы урока: Азбука, с. 40-43

 

 

 

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

 

II.Сообщение темы, постановка учебной задачи

- Ребята, перечислите, с какими буквами мы уже познакомились?

- Чем похожи эти буквы? К какой группе их можно отнести?

 

- Молодцы.  Рассмотрите картинку у меня на доске. Скажите, что в ней необычного?

 

- Давайте произнесём слово «дракон». Какой звук слышится в конце этого слова?

 

- Хорошо. Давайте начнём заполнять наше «Дерево знаний» плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

 

- Верно, дадим характеристику звуку [н] и определим к какой группе мы его отнесём. Скажите, а что это у меня в руке?

 

- Как вы думаете, для чего на урок я принесла схемы? (дерево заполняется)

 

- Верно. А ещё, сегодня, мы начнём учиться читать по слогам.

- А, О, У, Ы, И

 

- Они все – гласные.

 

- Богатырь пашет землю, а вместо коня у него запряжён дракон.

 

- [н]

 

 

- Мы познакомимся с новой буквой, всё о ней узнаем

 

 

 

- Схема

 

 

- Мы будем учиться составлять схемы к словам

 

 

III.Решение практических задач

- Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?

 

 

- Верно. Что ж давайте приступим. Вы определили, что сегодня мы познакомимся с новой буквой Н, н и её звуком. Давайте произнесём звук [н].

 

- Получилось ли у вас пропеть звук [н] также, как уже пройденные нами звуки?

 

- Почему?

 

- Какой вывод можно из этого сделать?

 

- Верно. Возьмите свои алфавитные листы и положите их перед собой, найдите на листе букву Н. Скажите, если звук [н] – согласный, то каким цветом мы раскрасим букву?

 

- Хорошо, раскрасьте её.

 

- Ребята, в начале урока мы рассматривали картинку и нашли в ней кое-кого необычного. Кто это был?

- Скажите, а кто должен был быть на месте дракона?

 

(на проекторной доске появляются слова «дракон, конь»)

 

- Давайте произнесём эти слова по-очереди, уделяя внимание последнему звуку. Что вы заметили?

 

- Как вы думаете, это одна и та же буква? Почему вы так считаете?

 

- Какой вывод можно из этого сделать? Что мы можем нового сказать о звуке [н], кроме того, что он является согласным?

 

- Молодцы, вы заметили различия в произношении этих двух звуков. Так  вот, в слове «дракон» - звук [н] – твёрдый. Произнесите его.

- А в слове «конь» - звук [н] – мягкий - [н′]. Давайте его произнесём.

- А теперь произнесём эти два звука поочередно и почувствуем разницу между ними – [н] - [н′].

 

- Скажите, что мы можем сказать о новой букве и её звуке?

- Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!

 

- Н-н-н-н-н……

 

 

 

- Нет

 

 

- Язык встретил преграду

 

- Буква Н не относиться к гласным, она – согласная!

 

 

 

- Синим

 

(дети раскрашивают букву)

 

 

- Дракон

- Конь

 

 

 

- В этих двух словах последний звук произноситься по-разному. В слове «дракон» -  [н], а в слове «конь» - [н′].

 

- Да, она встречается и в первом и во втором слове, но произноситься по-разному.

 

 

(ребята высказывают свои предположения)

 

 

 

-  [н]-[н]-[н] …

 

- [н′]-[н′]-[н′]

 

- [н] - [н′]

 

- Звук [н] – согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий

Физминутка

Сидит белка на тележке, (дети присели)

Продаёт она орешки: (встали, наклоны вправо-влево)

Лисичке-сестричке, (покружились)

Воробью, синичке, (взмахи руками)

Мишке толстопятому, (ходьба на внутренней стороне стопы)

Заиньке усатому, (попрыгали)

Кому в платок, (вытянули руки, раскрыли ладошки)

Кому в зубок, (сжали ладошки в кулачки)

Кому в лапочку (открыли кулачки, разжимая по-одному пальчику)

 

- Ребята, откройте свои учебники на странице 41.  Давайте разберём схемы на полях. Что изменилось в привычных для нас схемах?

 

- Верно. Скажите, а что обозначает красный цвет в схеме?

 

- Хорошо. А как вы думаете, что будет обозначать синий цвет?

 

- Да, но только твёрдую согласную, а зелёный будет обозначать…  (дети могут сами продолжить предложение учителя)  – мягкую согласную.

 

- Давайте попробуем составить схемы к нашим двум словам, которые мы сегодня разбирали: «дракон, конь»

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы.

 

 

 

- В схеме появились синий и зелёный цвета

 

- Это гласная буква

 

- Синий цвет будет обозначать согласную букву

 

 

 

 

 

 

(ребята с помощью учителя составляют схемы к словам)

 

 

 

 

 

 

IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем

 

- Ребята, теперь мы с вами знаем одну согласную букву и несколько гласных букв и можем составлять из них слоги и учиться читать эти слоги. Посмотрите на экран. Я приготовила вам лесенку на вершине которой стоит согласная буква Н. Давайте заполним ступеньки моей лесенки. На каждой ступеньке должен находиться слог, который состоит из одной гласной буквы и согласной буквы Н. Слоги повторяться не могут.

 

- А теперь, прочитаем наши слоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите в ваши учебники. На правой страничке написаны слова с изученными нами буквами. Давайте их прочитаем.

 

 

 

 

 

 

 

(дети, вмести с учителем, составляют слоговую лесенку)

 

(ученики читают получившиеся слоги)

 

 

 

(ученики читают слова вслед за учителем, а затем хором вместе с ним)

 

V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?

 

- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.

 

 

(ответы детей)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "1 класс. Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Мини презентация к уроку литературного чтения. 1 класс.pptx

Скачать материал "1 класс. Согласные звуки [н], [н`], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом твёрдости и мягкости согласных."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Литературное чтение1 класс«Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообраз...

    1 слайд

    Литературное чтение
    1 класс
    «Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных»

    Составитель: Лысянская Ю. Н.

  • ДраконКонь

    2 слайд

    Дракон
    Конь

  • Ннанонинуныанонинунын

    3 слайд

    Н
    на
    но
    ни
    ну
    ны
    ан
    он
    ин
    ун
    ын

  • Молодцы!!!

    4 слайд

    Молодцы!!!

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока по литературному чтению. 1 класс

Тема: Согласные звуки [н], [н′], буквы Н, н. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Задачи:

§ Знакомить с понятием «согласный звук»;

§ Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их смыслоразличительной функцией;

§ Учить графически обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки на схеме;

§ Учить составлять предложения, заменяя отдельные слова картинками

Планируемые результаты

Предметные:

§ Определять звуки [н], [н′] на слух, находить их местоположение в слове;

§ Соотносить звук и обозначающую его букву;

§ Находить буквы Н, н в текстах

§ Различать твёрдый и мягкий звуки;

§ Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Метапредметные:

§ Понимать и принимать учебную задачу урока;

§ Планировать деятельность на уроке;

§ Слушать и слышать учителя;

§ Выполнять задание под руководством учителя;

§ Работать в паре, группе;

§ Оценивать деятельность по совместно выработанным критериям

Личностные:

§ Проявлять желание научиться читать самостоятельно;

§ Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

§ Проявлять патриотизм (любовь к истории России, родному языку)

Оборудование: сюжетная картинка на проекторной доске «Богатырь и дракон в поле», «Дерево знаний», схемы, алфавитный лист, лесенка слогов

Методы и формы обучения: Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буква н, Н»

Ресурсы урока: Азбука, с. 40-43

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

II.Сообщение темы, постановка учебной задачи

- Ребята, перечислите, с какими буквами мы уже познакомились?

- Чем похожи эти буквы? К какой группе их можно отнести?

- Молодцы. Рассмотрите картинку у меня на доске. Скажите, что в ней необычного?

- Давайте произнесём слово «дракон». Какой звук слышится в конце этого слова?

- Хорошо. Давайте начнём заполнять наше «Дерево знаний»плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Верно, дадим характеристику звуку [н] и определим к какой группе мы его отнесём. Скажите, а что это у меня в руке?

- Как вы думаете, для чего на урок я принесла схемы? (дерево заполняется)

- Верно. А ещё, сегодня, мы начнём учиться читать по слогам.

- А, О, У, Ы, И

- Они все – гласные.

- Богатырь пашет землю, а вместо коня у него запряжён дракон.

- [н]

- Мы познакомимся с новой буквой, всё о ней узнаем

- Схема

- Мы будем учиться составлять схемы к словам

III.Решение практических задач

- Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?

- Верно. Что ж давайте приступим. Вы определили, что сегодня мы познакомимся с новой буквой Н, н и её звуком. Давайте произнесём звук [н].

- Получилось ли у вас пропеть звук [н] также, как уже пройденные нами звуки?

- Почему?

- Какой вывод можно из этого сделать?

- Верно. Возьмите свои алфавитные листы и положите их перед собой, найдите на листе букву Н. Скажите, если звук [н] – согласный, то каким цветом мы раскрасим букву?

- Хорошо, раскрасьте её.

- Ребята, в начале урока мы рассматривали картинку и нашли в ней кое-кого необычного. Кто это был?

- Скажите, а кто должен был быть на месте дракона?

(на проекторной доске появляются слова «дракон, конь»)

- Давайте произнесём эти слова по-очереди, уделяя внимание последнему звуку. Что вы заметили?

- Как вы думаете, это одна и та же буква? Почему вы так считаете?

- Какой вывод можно из этого сделать? Что мы можем нового сказать о звуке [н], кроме того, что он является согласным?

- Молодцы, вы заметили различия в произношении этих двух звуков. Так вот, в слове «дракон» - звук [н] – твёрдый. Произнесите его.

- А в слове «конь» - звук [н] – мягкий - [н′]. Давайте его произнесём.

- А теперь произнесём эти два звука поочередно и почувствуем разницу между ними – [н] - [н′].

- Скажите, что мы можем сказать о новой букве и её звуке?

- Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!

- Н-н-н-н-н……

- Нет

- Язык встретил преграду

- Буква Н не относиться к гласным, она – согласная!

- Синим

(дети раскрашивают букву)

- Дракон

- Конь

- В этих двух словах последний звук произноситься по-разному. В слове «дракон» - [н], а в слове «конь» - [н′].

- Да, она встречается и в первом и во втором слове, но произноситься по-разному.

(ребята высказывают свои предположения)

- [н]-[н]-[н] …

- [н′]-[н′]-[н′]

- [н] - [н′]

- Звук [н] – согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий

Физминутка

Сидит белка на тележке, (дети присели)

Продаёт она орешки: (встали, наклоны вправо-влево)

Лисичке-сестричке, (покружились)

Воробью, синичке, (взмахи руками)

Мишке толстопятому, (ходьба на внутренней стороне стопы)

Заиньке усатому, (попрыгали)

Кому в платок, (вытянули руки, раскрыли ладошки)

Кому в зубок, (сжали ладошки в кулачки)

Кому в лапочку (открыли кулачки, разжимая по-одному пальчику)

- Ребята, откройте свои учебники на странице 41. Давайте разберём схемы на полях. Что изменилось в привычных для нас схемах?

- Верно. Скажите, а что обозначает красный цвет в схеме?

- Хорошо. А как вы думаете, что будет обозначать синий цвет?

- Да, но только твёрдую согласную, а зелёный будет обозначать… (дети могут сами продолжить предложение учителя) – мягкую согласную.

- Давайте попробуем составить схемы к нашим двум словам, которые мы сегодня разбирали: «дракон, конь»

- Молодцы.

- В схеме появились синий и зелёный цвета

- Это гласная буква

- Синий цвет будет обозначать согласную букву

(ребята с помощью учителя составляют схемы к словам)

IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем

- Ребята, теперь мы с вами знаем одну согласную букву и несколько гласных букв и можем составлять из них слоги и учиться читать эти слоги. Посмотрите на экран. Я приготовила вам лесенку на вершине которой стоит согласная буква Н. Давайте заполним ступеньки моей лесенки. На каждой ступеньке должен находиться слог, который состоит из одной гласной буквы и согласной буквы Н. Слоги повторяться не могут.

- А теперь, прочитаем наши слоги.

- Ребята, посмотрите в ваши учебники. На правой страничке написаны слова с изученными нами буквами. Давайте их прочитаем.

(дети, вмести с учителем, составляют слоговую лесенку)

(ученики читают получившиеся слоги)

(ученики читают слова вслед за учителем, а затем хором вместе с ним)

V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?

- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.

(ответы детей)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 416
    • RAR 255.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лысянская Юлия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лысянская Юлия Николаевна
    Лысянская Юлия Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11457
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек