Урок в 6 классе
Написание соединительных гласных О и
Е в сложных словах.
Цели:
1) Формирование
знаний об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью
соединительных гласных О и Е ;
2) Формирование
умения верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;
3) Расширение
словарного запаса учащихся;
4) Воспитание
у учащихся чувства любви к родному языку; повышение интереса к изучению
русского языка.
Ход
урока.
1. Орг.
момент. – 1 мин.
2. Работа
в группах ( закрепление ранее пройденного). – 7 мин.
(СЛАЙД 2)
– Приложение 1.
Работа в группах (по рядам):
Перед вами карточки № 1 (работаем по
группам), выполни задание, помоги соседу, куратор группы консультирует, по
итогам работы выбирает ответственного, который выполнит работу у доски (вставить
буквы, выполнить задание)
Куратор – 1 ряд - Гаврилова Маша –
ответственный (у доски) -
Куратор – 2 ряд - Горских Маша –
ответственный (у доски) -
Куратор – 3 ряд- Рябова Маша ответственный (у
доски) -
Проверьте и оцените себя : за каждое
правильное слово – 0,5 баллов (запиши результат в листе достижений в окне №1)
3. Изучение
новой темы.
А
теперь мы переходим к работе, которая подведёт нас к теме нашего урока. (Обратить
внимание на освещённость доски)
1) Предлагаю
Вам разгадать загадки, а отгадки напишите в тетрадь в столбик.
( Один человек – у
доски). – 3 мин.
Несу в себе водицу,
Нам водица пригодится,
Можно мыться без забот,
Если есть … (Водопровод)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (Пароход)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В шапке красной модной,
Никуда не годный (Мухомор)
Вечером над озером
Ходит белый пар
Это рыбы в озере
Ставят … (Самовар)
Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор.
(Пылесос)
2) Выведение темы урока.
Постановка цели -2 мин.
- Посмотрите внимательно
на эти слова. Что же их объединяет? ( Это сложные слова, состоящие из двух
корней).
- А кто увидит, чем они
отличаются? (Соединительными гласными о и е)
- Какова же цель нашего
сегодняшнего урока?
(Написание сложных слов с
соединительными гласными о и е).
Будем узнавать, в каком
случае будем писать О, в каком – Е?
Тема: « Написание
соединительных гласных о и е в сложных словах»
( СЛАЙД 3)
3) Актуализация знаний. –
2 мин.
- Перед вами таблица, в
которой три графы. ( СЛАЙД 4)
Знаю
|
Узнал
новое
|
Хочу
узнать
|
|
|
|
- Запишите в первую
колонку то, что вы знаете о сложных словах ( 2 мин.)
Заполните только
первую графу.
Отложите в сторону.
4) Словообразование. –
6 мин. (СЛАЙД 5)
- Давайте определим, как
образуются данные слова (два человека – у доски)
Водопровод – вода,
проводить (сложение двух основ, бессуффиксный)
Пароход - пар,
ходить (сложение двух основ, бессуффиксный)
Мухомор - муха,
морить (сложение двух основ, бессуффиксный)
Самовар – сам,
варить (сложение двух основ, бессуффиксный)
Пылесос – пыль,
сосать (сложение двух основ, бессуффиксный)
Мышелов - мышь,
ловить (сложение двух основ, бессуффиксный)
5) Выведение правила.
Работа с учебником. – 2 мин.
- Что же помогает
образовывать слова способом сложения?
(Соединительные
гласные о и е). А как вы думаете, от чего зависит выбор соединительной
гласной при сложении? ( От предшествующей согласной, если согласная твердая
– пишем О; если мягкая или шипящая – Е).
- Вот мы и вывели
правило. Давайте проверим себя по учебнику.
Откройте ученик на странице
119. (СЛАЙД 6)
Прочитайте правило на
экране за 5 класс («Кирилл и Мефодий» 5 класс,
вывести на экран) и в учебнике правило 6 класса. Что нового
добавилось к тому, что мы уже знали?
6) Контроль
понимания темы (СЛАЙД 7)
Творческая работа
(выполняется устно). Задание: заменить слова одним сложным словом.
•
Пить чай
•
Помогать взаимно
•
Любить труд
•
Люди одной фамилии
•
Любить свободу
•
Тот, кто ходит пешком
•
Старший класс
4. Закрепление
материала. – 7 мин. (СЛАЙД 8)
Упражнение
215 – для самостоятельной работы. Проверка (
первое слово – у доски, показать графическое обоснование выбора гласной)
-Выполните
упражнение 215 самостоятельно,
выбор
соединительной гласной отразить графически.
-
Проверка в парах – поменяйтесь тетрадями – за каждое правильно образованное
слово - 0,5 баллов. Запишите результат в листе достижений – в окне №2
5. Подведение
итогов.
1) Заполните
в своей таблице 2 и 3 графу. (2мин.) (СЛАЙД 9)
-
Что же нового мы узнали? Какую цель мы преследовали?
6. Кроссворд. (СЛАЙД 10)
(Каждый ученик получает каточку с
кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист
по разведению садов.
2. Локомотив
с паровым двигателем.
3. Канал для
выхода дыма из трубы.
4. Русская
народная игра-пляска.
5. Лес,
поваленный бурей.
6. Бесплановое,
стихийное совершения дела, работы.
7. Огнестрельное
оружие.
с
|
а
|
д
|
о
|
в
|
о
|
д
|
п
|
а
|
р
|
о
|
в
|
о
|
з
|
д
|
ы
|
м
|
о
|
х
|
о
|
д
|
х
|
о
|
р
|
о
|
в
|
о
|
д
|
б
|
у
|
р
|
е
|
л
|
о
|
м
|
с
|
а
|
м
|
о
|
т
|
е
|
к
|
п
|
у
|
л
|
е
|
м
|
е
|
т
|
В листе достижений
в окне № 3 запиши результат – 0,5 баллов за каждое слово.
8. Домашнее
задание. ( Записать заранее на доске - слайд) –
1 мин.
(
СЛАЙД 11)
$41; упр. 216.
Песня из радионяни
– 4.08. -
Составить
предложения со словами, в которых были допущены ошибки.
Сдать листы
достижений куратору группы, на основе результатов будут выставлены оценки.
Отметить, кто
хорошо работал.
Однокоренные слова составляют
словообразовательное гнездо
(Словообразовательное
гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом
последовательности их образования)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.