Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСоединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс

Соединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс

Скачать материал

Урок   в 6 классе    

 Написание    соединительных  гласных  О и Е в сложных словах.

 Цели:

1)    Формирование знаний об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е ;

2)    Формирование умения верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

3)    Расширение словарного запаса учащихся;

4)    Воспитание у учащихся чувства любви к родному языку; повышение интереса к изучению русского языка.

Ход урока.

1.     Орг. момент. – 1 мин.

2.     Работа в группах ( закрепление ранее пройденного). – 7 мин.

 (СЛАЙД 2) – Приложение 1.

Работа в группах (по рядам):

Перед  вами карточки № 1 (работаем по группам), выполни задание, помоги соседу, куратор группы консультирует, по итогам работы выбирает ответственного,  который  выполнит работу у доски (вставить буквы, выполнить задание)

Куратор – 1 ряд - Гаврилова Маша – ответственный (у доски) -

Куратор – 2  ряд - Горских Маша – ответственный (у доски) -

Куратор – 3 ряд- Рябова Маша ответственный (у доски) -

 Проверьте и оцените себя : за каждое правильное слово – 0,5 баллов (запиши результат в  листе  достижений  в окне №1)

3.     Изучение новой темы.

А теперь мы переходим к работе, которая подведёт нас к теме нашего урока. (Обратить внимание на освещённость доски)

1)     Предлагаю Вам разгадать загадки, а отгадки напишите в тетрадь в столбик.

 ( Один человек – у доски). – 3 мин.

Несу в себе водицу,

Нам водица пригодится,

Можно мыться без забот,

Если есть … (Водопровод)

 

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое?  (Пароход)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В шапке красной модной,

Никуда  не годный (Мухомор)

 

Вечером над озером

Ходит белый пар

Это рыбы в озере

Ставят … (Самовар)

 

Он с хоботом   резиновым,

Желудком парусиновым,

А загудит мотор –

 Глотает пыль и сор.

(Пылесос)

 

2)  Выведение темы урока. Постановка цели -2 мин.

-  Посмотрите внимательно на эти слова. Что же их объединяет?   ( Это  сложные слова, состоящие из двух корней).

-  А кто увидит, чем  они отличаются?  (Соединительными гласными о и е)

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока? 

(Написание сложных слов с соединительными гласными о и е).

 Будем узнавать, в  каком случае будем писать О, в каком – Е?

Тема: « Написание соединительных гласных о и е в сложных словах»

( СЛАЙД 3)

3) Актуализация знаний.   – 2 мин.

- Перед вами таблица, в которой три графы. ( СЛАЙД 4)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

 

 

- Запишите в первую колонку то, что вы знаете о сложных словах  ( 2 мин.)

Заполните только первую графу.

 Отложите в сторону.

 

  4) Словообразование. – 6 мин.  (СЛАЙД 5)

            -   Давайте определим, как образуются  данные слова (два человека – у доски)

   Водопровод – вода, проводить (сложение двух основ, бессуффиксный)

   Пароход      -  пар, ходить (сложение двух основ, бессуффиксный)

   Мухомор  -    муха, морить (сложение двух основ, бессуффиксный)

   Самовар  –     сам, варить (сложение двух основ, бессуффиксный)

   Пылесос   –    пыль, сосать (сложение двух основ, бессуффиксный)

   Мышелов  - мышь, ловить (сложение двух основ, бессуффиксный)

5) Выведение правила. Работа с учебником. – 2 мин.

- Что же помогает образовывать слова  способом сложения? 

(Соединительные гласные о и е).   А как вы думаете, от чего зависит выбор  соединительной гласной при сложении?  ( От предшествующей согласной, если согласная твердая – пишем О; если мягкая или шипящая  – Е).

- Вот мы и вывели правило. Давайте проверим себя по учебнику.

Откройте ученик на странице 119.  (СЛАЙД 6)

Прочитайте правило на экране  за 5 класс («Кирилл и Мефодий» 5 класс, вывести на экран) и в учебнике правило 6 класса.  Что нового добавилось к тому, что мы уже знали?

6)    Контроль понимания темы (СЛАЙД 7)

Творческая работа (выполняется устно). Задание: заменить слова одним сложным  словом.

         Пить  чай 

         Помогать  взаимно

         Любить  труд

         Люди одной фамилии

         Любить свободу

         Тот, кто ходит пешком

         Старший класс

 

4.     Закрепление материала. – 7 мин.  (СЛАЙД 8)

 

Упражнение 215 – для самостоятельной работы.  Проверка ( первое слово – у доски, показать графическое обоснование выбора гласной)

-Выполните упражнение 215 самостоятельно,

выбор соединительной гласной отразить графически.

 

- Проверка в парах – поменяйтесь тетрадями – за каждое правильно  образованное слово -  0,5 баллов.  Запишите результат в  листе достижений – в окне №2

5.     Подведение итогов.

1)    Заполните в  своей таблице 2 и 3 графу.  (2мин.)  (СЛАЙД 9)       

 

- Что же нового мы узнали? Какую цель мы преследовали?

6. Кроссворд. (СЛАЙД 10)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1.     Специалист по разведению садов.

2.     Локомотив с паровым двигателем.

3.     Канал для выхода дыма из трубы.

4.     Русская народная игра-пляска.

5.     Лес, поваленный бурей.

6.     Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

7.     Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

 

 

 

 

 

 

 

 

В листе достижений в  окне № 3 запиши результат – 0,5 баллов за каждое слово.

8.     Домашнее задание. ( Записать заранее на доске - слайд) – 1 мин.

 ( СЛАЙД 11)

 $41; упр. 216.  

Песня из радионяни – 4.08. -

 Составить предложения со словами, в которых были допущены ошибки.

Сдать листы достижений куратору группы, на основе результатов будут выставлены оценки.

Отметить, кто хорошо работал.

 

 

 

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо 

(Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Соединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Написание    соединительных  гласных  О и Е в сложных словах.

 Цели:

1)    Формирование знаний об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е ;

2)    Формирование умения верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

3)    Расширение словарного запаса учащихся;

4)    Воспитание у учащихся чувства любви к родному языку; повышение интереса к изучению русского языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 784
    • DOCX 63.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пряхина Светлана Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пряхина Светлана Дмитриевна
    Пряхина Светлана Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10038
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе