Главная / Русский язык и литература / Соединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс

Соединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс

Урок в 6 классе

Написание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Цели:

  1. Формирование знаний об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е ;

  2. Формирование умения верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

  3. Расширение словарного запаса учащихся;

  4. Воспитание у учащихся чувства любви к родному языку; повышение интереса к изучению русского языка.

Ход урока.

  1. Орг. момент. – 1 мин.

  2. Работа в группах ( закрепление ранее пройденного). – 7 мин.

(СЛАЙД 2) – Приложение 1.

Работа в группах (по рядам):

Перед вами карточки № 1 (работаем по группам), выполни задание, помоги соседу, куратор группы консультирует, по итогам работы выбирает ответственного, который выполнит работу у доски (вставить буквы, выполнить задание)

Куратор – 1 ряд - Гаврилова Маша – ответственный (у доски) -

Куратор – 2 ряд - Горских Маша – ответственный (у доски) -

Куратор – 3 ряд- Рябова Маша ответственный (у доски) -

Проверьте и оцените себя : за каждое правильное слово – 0,5 баллов (запиши результат в листе достижений в окне №1)

  1. Изучение новой темы.

А теперь мы переходим к работе, которая подведёт нас к теме нашего урока. (Обратить внимание на освещённость доски)

  1. Предлагаю Вам разгадать загадки, а отгадки напишите в тетрадь в столбик.

( Один человек – у доски). – 3 мин.

Несу в себе водицу,

Нам водица пригодится,

Можно мыться без забот,

Если есть … (Водопровод)



По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое? (Пароход)



Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В шапке красной модной,

Никуда не годный (Мухомор)



Вечером над озером

Ходит белый пар

Это рыбы в озере

Ставят … (Самовар)



Он с хоботом резиновым,

Желудком парусиновым,

А загудит мотор –

Глотает пыль и сор.

(Пылесос)



2) Выведение темы урока. Постановка цели -2 мин.

- Посмотрите внимательно на эти слова. Что же их объединяет? ( Это сложные слова, состоящие из двух корней).

- А кто увидит, чем они отличаются? (Соединительными гласными о и е)

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

(Написание сложных слов с соединительными гласными о и е).

Будем узнавать, в каком случае будем писать О, в каком – Е?

Тема: « Написание соединительных гласных о и е в сложных словах»

( СЛАЙД 3)

3) Актуализация знаний. – 2 мин.

- Перед вами таблица, в которой три графы. ( СЛАЙД 4)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать







- Запишите в первую колонку то, что вы знаете о сложных словах ( 2 мин.)

Заполните только первую графу.

Отложите в сторону.



4) Словообразование. – 6 мин. (СЛАЙД 5)

- Давайте определим, как образуются данные слова (два человека – у доски)

Водопровод – вода, проводить (сложение двух основ, бессуффиксный)

Пароход - пар, ходить (сложение двух основ, бессуффиксный)

Мухомор - муха, морить (сложение двух основ, бессуффиксный)

Самовар – сам, варить (сложение двух основ, бессуффиксный)

Пылесос – пыль, сосать (сложение двух основ, бессуффиксный)

Мышелов - мышь, ловить (сложение двух основ, бессуффиксный)

5) Выведение правила. Работа с учебником. – 2 мин.

- Что же помогает образовывать слова способом сложения?

(Соединительные гласные о и е). А как вы думаете, от чего зависит выбор соединительной гласной при сложении? ( От предшествующей согласной, если согласная твердая – пишем О; если мягкая или шипящая – Е).

- Вот мы и вывели правило. Давайте проверим себя по учебнику.

Откройте ученик на странице 119. (СЛАЙД 6)

Прочитайте правило на экране за 5 класс («Кирилл и Мефодий» 5 класс, вывести на экран) и в учебнике правило 6 класса. Что нового добавилось к тому, что мы уже знали?

  1. Контроль понимания темы (СЛАЙД 7)

Творческая работа (выполняется устно). Задание: заменить слова одним сложным словом.

  • Пить чай

  • Помогать взаимно

  • Любить труд

  • Люди одной фамилии

  • Любить свободу

  • Тот, кто ходит пешком

  • Старший класс



  1. Закрепление материала. – 7 мин. (СЛАЙД 8)



Упражнение 215 – для самостоятельной работы. Проверка ( первое слово – у доски, показать графическое обоснование выбора гласной)

-Выполните упражнение 215 самостоятельно,

выбор соединительной гласной отразить графически.



- Проверка в парах – поменяйтесь тетрадями – за каждое правильно образованное слово - 0,5 баллов. Запишите результат в листе достижений – в окне №2

  1. Подведение итогов.

  1. Заполните в своей таблице 2 и 3 графу. (2мин.) (СЛАЙД 9)



- Что же нового мы узнали? Какую цель мы преследовали?

6. Кроссворд. (СЛАЙД 10)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

  1. Специалист по разведению садов.

  2. Локомотив с паровым двигателем.

  3. Канал для выхода дыма из трубы.

  4. Русская народная игра-пляска.

  5. Лес, поваленный бурей.

  6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

  7. Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

















В листе достижений в окне № 3 запиши результат – 0,5 баллов за каждое слово.

  1. Домашнее задание. ( Записать заранее на доске - слайд) – 1 мин.

( СЛАЙД 11)

$41; упр. 216.

Песня из радионяни – 4.08. -

Составить предложения со словами, в которых были допущены ошибки.

Сдать листы достижений куратору группы, на основе результатов будут выставлены оценки.

Отметить, кто хорошо работал.







Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо 

(Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования)





























































Соединительные гласные О и Е в сложных словах - 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 Написание    соединительных  гласных  О и Е в сложных словах.

 Цели:

1)    Формирование знаний об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е ;

2)    Формирование умения верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

3)    Расширение словарного запаса учащихся;

4)    Воспитание у учащихся чувства любви к родному языку; повышение интереса к изучению русского языка.

Автор Пряхина Светлана Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 999
Номер материала 33348
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓