Инфоурок Другое Другие методич. материалыСодоклад на педсовете по теме:"Деловая игра в воспитании самостоятельности во внеурочное время"

Содоклад на педсовете по теме:"Деловая игра в воспитании самостоятельности во внеурочное время"

Скачать материал

Деловая игра в воспитании самостоятельности во  внеурочной деятельности.

Чтобы реализовать конечную цель образования: подготовить человека к жизни, к его успешному участию в различных видах деятельности - мало дать систему знаний, умений и навыков по школьной программе,  необходимо научить применять ее в реальной жизни. А оказать помощь в достижении этой цели может деловая игра.

 Педагоги и психологи давно уже отметили роль игры в становлении человека, развитии его способностей, в подготовке его к самостоятельной трудовой деятельности.

Для воспитателя, организующего игру, есть  цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Во внеурочное время можно использовать следующие методы и приемы: моделирование реальных ситуаций,  сюжетно-ролевые игры, деловые игры,  игровые ситуации, проблемные ситуации, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов

Особое место в организации внеурочной деятельности отводится использованию педагогических технологий.

Одной из таких технологий является деловая игра, как форма обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности, система отношений, характерных для данного вида практики

   В деловой игре, на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант выполнения задания, имитируется его реализация в практической жизни.

Для школьников эта форма работы привлекательна тем, что в ней наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, раскрывается эмоциональная опора личности, есть возможность для самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников.

Деловая игра позволяет достигать дидактические и воспитательные цели.

 Выделяют следующие виды деловых игр:

Имитационные игры – позволяют имитировать деятельность какой-либо организации, предприятия и т.д. (организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры).

 Операционные игры – помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций (написание резюме, проведении акции в защиту животных, проектирование газеты и т.д.).

 Деловая игра базируется на следующих характеристиках

-деловое общение;

-продуктивная, творческая деятельность;

-интеллектуальная конкуренция;

-эмоционально насыщенная атмосфера;

-яркое проявление индивидуальности детей

Деловая игра -   совместная работа участников группы для выполнения определенной задачи с возможным разделением  ролей.

В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (воспитанник-воспитатель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Эффективность и целесообразность использования таких  методов обучения состоит в следующем:

-они позволяют увязывать обучение с условиями практической деятельности,

-повышают процесс формирования умений и навыков,      

-помогают ясно и последовательно излагать свои мысли,

-предусматривают коллективную деятельность и активное участие всех без исключения.

        Например, деловая  игра “Мы в зрительном зале”. Ее задача – дать детям пример нравственно-эстетического поведения на общешкольном мероприятии. Мы составляем стулья, имитируя ряды кресел. Часть детей рассаживается, а нескольким ребятам нужно занять свое место (стулья помечены). Оставшиеся ученики – наблюдатели. Сначала дети высказывают свои предположения о поведении в зрительном зале, затем учащимся предлагается пройти к своему “креслу”. Наблюдатели и участники игры высказывают свои замечания – что было сделано хорошо, а что неправильно, какие почувствовали неудобства, какие слова должны прозвучать в тот или иной момент. Потом ребята возвращаются на исходные позиции, и игра проводится снова, с учетом сделанных замечаний. Затем учащиеся меняются ролями. Зная характеры своих учеников, необходимо  корректировать условия игры, чтобы ребенок оказался в проблемной для него ситуации и мог заранее, в спокойной обстановке найти достойный выход из нее. Повторение игры закрепляет навык бесконфликтного поведения в зрительном зале.

        Так в игровой форме мы обсуждаем очень важные и серьезные вещи.

Можно провести занятия  с применением деловой игры по темам: «Моя семья», «Моя будущая профессия» и «Мой карьерный рост», «Мы ждём гостей»,  на которых  дети, находясь в различных ролях, играя - примеряют на себя ту или иную ситуацию, совместно ищут выход решения различных проблем.

Игра учит способности договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим, уметь слушать, принимать чужую точку зрения

Деловая игра «Защити себя сам» посвящена Дню защиты детей. Здесь дети проигрывают самые различные ситуации, где им приходиться искать пути выхода из трудных ситуаций, уберечь себя и близких от несправедливости в жизни. Игра состоит из путешествия по 10 ситуационных станций.

На станции «Юный турист» все дети класса превращаются в туристов и должны правильно установить палатку, перебраться через опасный ров, используя туристское снаряжение, правильно расположить вещи и продукты питания.

На станции «Юный пожарный» дети становятся помощниками пожарных и соединяют пожарные рукава, отвечают на каверзные вопросы ведущего станции.

Станция «Юный биолог» встречает ребят видами различных грибов и ягод, пригодных и непригодных для использования в пищу человека. Необходимо преодолеть этот опасный и таинственный лес и не погибнуть в нем, выбирая только съедобные грибы и ягоды.

На станции «Юный спасатель» идет жесткий отбор в спасатели на воде. Надо 10 раз отжаться, пробежать дистанцию, минуту выдержать « под водой», задержав дыхание. Лучшие учащиеся спасают потерпевших бедствие на воде.  Каждый год задания усложняются, и дети справляются с ними, чувствуя свой рост в знаниях.

Деловая игра «День вакантных должностей» всегда находит отклик у учащихся 9 классов. С интересом и желанием они заменяют вакантные должности учителей и администрации школы. Здесь они учатся управлять детским коллективом, брать на себя ответственность в принятии важных решений, применяют жизненный опыт и «примеряют» на себя профессию учителя.

Во время деловых игр отрабатывается тактика самостоятельного  поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Актуальность ДИ (деловой игры), именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя.  

В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа:

1.      Вводная теоретическая часть в форме лекции

2.      Моделирование игры: 

-определить тему и содержание     

-сформулировать цель игры, ее задачи.

После этого начинается разработка материалов деловой игры или сценария.

Она включает разработку сценария с описанием конкретной педагогической ситуации, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли. Разрабатываются общие правила игры, а также подробные инструкции для игроков и руководителя игры.  Здесь же следует предусмотреть описание организации проведения занятий, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.

3.Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.

Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач.

4.Подведение итогов игры, подробный анализ, оценка ее роли и значение.

Человек не хочет быть хуже других, он хочет, чтобы его заметили, услышали его точку зрения, оценили его позицию.

Выводы:

 Деловые игры - основаны на проигрывании  профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности

Важнейшим элементом этих занятий является подготовка учащихся данной категории к жизни в современном обществе. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит столкнуться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум. Для компенсации и коррекции дефекта психических функций учащихся обучающихся в школе VIII вида очень важно формирование навыков самостоятельного делового общения в быту.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование во внеурочной деятельности деловой игры   дает умение учащимся  ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленности в выполнении поставленной цели.     

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Содоклад на педсовете по теме:"Деловая игра в воспитании самостоятельности во внеурочное время""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Во внеурочное время можно использовать следующие методы и приёмы: сюжетно-ролевые игры, деловые игры, проблемные ситуации, моделирование реальных ситуаций, задания-соревнования и.т.д.

Особое место отводится использованию педагогических технологий. 

Одной из таких технологий является деловая игра, в которой на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, выполняются конкретные действия.

Выделяются следующие виды деловых игр: имитационные и операционные.

Деловая игра - совместная работа участников группы для выполнения определённой задачи с возможным разделением ролей.

В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику побывать в роли учителя, судьи, директора.

Эффективность целесообразность использования таких методов обучения состоит в следующем: 

- они позволяют увязывать обучение с условиями практической деятельности; 

- повышают процесс формирования умений и навыков; 

- помогают ясно и последовательно излагать свои мысли; 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1053
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аширова Галима Азмиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аширова Галима Азмиковна
    Аширова Галима Азмиковна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 71044
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 29 регионов

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе